Гос-во и политическая система общ-ва. Место в ней негосударственных властных структур.
ПСО – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом.
Государство – центральный элемент политической системы (политическая система общества появляется только вместе с государством). Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.
Черты государства, определяющие его положение в политической системе:
- универсальность государственной власти (государство – организация, объединяющая все общество в целом);
- обладает монополией на государственное принуждение;
- создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования;
- обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет;
- обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти;
Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.
Центральное место государства в ПСО обусловлено свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено это системы. Эти свойства состоят в том, что государство:
ü Объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории;
ü Выражает общие интересы общества, является его официальным представителем;
ü Определяет основные направления развития и функционирования общества;
ü Вправе принимать властные решения, обязательные для всех, кто находится на его территории;
ü Обладает государственным суверенитетом, то есть верховенством и независимостью от какой-либо иной власти;
ü Распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;
Таким образом, государство является единственно полновластной организацией на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения, они не обладают государственным суверенитетом их решения касаются только членов объединения.
ПСО – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом.
Эта роль весьма значительна. В тех государствах, где существует многопартийность, как правило, утверждается режим демократии. В ФЗ от 11 июля 2001 года «О политических партиях» политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ (статья 3).
Политическая партия (от лат. pars, partis – часть) – наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы.
Главные цели политической партии:
- Формирование общественного мнения;
- Осуществление полит. образования и воспитания граждан;
- Выражение мнения по вопросам общест. жизни и доведении его до широкой общественности и органов гос. власти;
- Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.
Важнейшие признаки политической партии:
- Политическая, общественная (негосударственная) организация, имеющая свою программу и устав;
- Участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;
- Стремление овладеть гос. властью, то есть стать правящей;
- Связь с избирательной системой;
- Отражение определенной идеологии;
- Представление интересов опред. слоев и групп населения;
Функции политической партии:
· обеспечение связи между обществом и государством;
· стимулирование активного участия граждан в политической жизни;
· оказание влияния на формирование государственной политики;
· способствование развитию политической культуры и политического сознания;
Сущность политической партии зависит от (социального состава; лидера; чьи интересы представляет; основных направлений программы действия).
Формы участия политических партий в ПСО:
ü выдвижение кандидатов в органы государственной власти;
ü наличие программы;
ü агитация и иные формы политической деятельности.
Классификация партий:
· по идейным основаниям деятельности:
· доктринальные – нацелены на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (религиозные, идеологические);
· прагматические – защита интересов определенного социального слоя, группы;
· харизматические – объединение вокруг лидера;
· с точки зрения организационной структуры:
· парламентские – структуру формируют региональные отделения в различных регионах;
· лейбористские – сформированы на основе профсоюзов;
· авангардные – построены на принципах территориально-производственного объединения;
· с точки зрения отношения к правящему режиму: правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные, лидеры, аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в составе коалиций;
· в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства: кадровые, массовые, строго централизованные;
· по социально-классовому содержанию и идеологической направленности: коммунистические, социал-демократические, буржуазно-реформистские, консервативные;
· в зависимости от ориентации на идеологию: левые, центристские, правые либерального толка, правые националистического толка.
Партийная система – совокупность политических партий, действующих в пределах страны и политической системы (однопартийная, беспартийная, квазимногопартийная с одной доминирующей партией, двухпартийная, упорядоченная и беспорядочная многопартийная).
Если гос-во стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, такое гос-во следует оценивать как демократическое,поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека — право на объединениев различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.
Конституция РФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30).
Право на объединение включает в себя следующие правомочия:
1) создавать на добровольной основе общественные объединения;
2) вступать в существующие объединения;
3) воздерживаться от вступления в какие-либо объединения;
Отношения гос-ва и общественных объединений носят двустороннийхарактер: гос-во определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и т. д., а общественные объединения участвуют в определении политики гос-ва, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью гос-венных органов.
Три главных направления сотрудничества гос-ва и общественных объединений:
1. информирование гос-вом общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в т. ч. о принимаемых гос-венными органами решениях;
2. совместная деятельность гос-ва и общественных объединений в решении социально значимых проблем (кампания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.);
3. законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют общественную экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия и др.
Гос-во контролирует:
1) законность деятельности общественных объединений, в т. ч. путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;
2) законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.
Признаки общественного объединения:
а) добровольность создания, формирования или вступления в уже существующее объединение;
б) самоуправление собственными делами, т.е. гос-во не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нарушает законодательство;
в) некоммерческий характер деятельности, т.е. общественное формирование не должно ставить целью извлечение прибыли из своей деятельности;
г) инициатива граждан в создании общественного объединения; только граждане или негос-венные юридические лица могут создавать общественные объединения, но не гос-венные органы;
д) основа объединения — общность целей и интересов.
Общественные объединения могут как регистрироваться,так и не регистрироваться в органах юстиции. Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица и не вправе участвовать в избирательных кампаниях.
В РФ шесть видов общественных объединений:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
Только общественные организации и политические партии основаны на членстве,остальные объединения состоят из участников,не имеющих членства.
Государство не может вмешиваться в деятельность общественных объединений, если они не нарушают законов. Государство:
· обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений;
· оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансировании отдельных общественно полезных программ по заявкам общественных объединений;
· может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение гос-венных заказов и др.
Деятельность общественного объединения может быть прекращена в случаях: самороспуска и по решению суда.