Понятие и классификация функций современного гос-ва.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие классовую и общечеловеческую сущность государства и его социальное назначение.
Черты функций государства:
- содержание каждой функции складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности;
- охватывают деятельность государства в целом;
- носят комплексный характер, в них отражаются усилия государства на решающих направлениях;
- отличаются от видов государственной деятельности, которые осуществляются уполномоченными органами или их структурными подразделениями;
- их нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.
Признаки функций государства:
– в них проявляется деятельная целенаправленность государства;
– они – главное направление деятельности государства;
– в них выражается сущность государства;
– выполняя их, государство решает задачи по управлению общественными делами;
– они – управленческие понятия (в них конкретизируются задачи и цели государственного управления);
– реализуются в определенных формах с использованием разнообразных методов государственной деятельности;
– объективны по своей природе (обусловлены жизненными потребностями общества);
– подвижны и изменчивы (зависит от очередности задач);
– каждая имеет объект воздействия (определенная общественная сфера) и содержание.
Классификация функция государства:
1. по принципу разделения властей: законотворческие; управленческие; судебные (правоохранительные).
2. по продолжительности действия:
ü постоянные – выполняются в течение длительного времени и присущи государству во многих (или всех) стадиях его существования;
ü временные – выполняются на определенных этапах и по мере выполнения своего назначения утрачиваются.
3. по сфере действия:
ü внутренние – деятельность государства внутри страны, роль в жизни общества (экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования и т.д.);
ü внешние – деятельность государства за пределами страны, роль во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями (оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.);
4. по сферам общественной жизни: политические, экономические, социальные, идеологические;
5. по способу осуществления:
o регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей;
o охранительные – установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения;
6. по территориальному масштабу:
– в федерации: функции федерации и субъектов федерации;
– в унитарном государстве: функции, осуществляемые на территории единого государства;
– в конфедерации: координирующая функция всего союза и функции на территории каждого государства – участника конфедерации;
7. по степени социальной значимости и важности в общественной жизни:
– основные – важнейшие направления деятельности по осуществлению стратегических целей и задач;
– неосновные – выполнение задач в конкретной сфере общественной жизни;
В демократическом обществе одна из основных внутренних функций, политическая функция, имеет своим содержанием обеспечение народовластия. В недемократическом обществе эта же функция направлена на обеспечение политического господства класса, которому принадлежит экономическая власть.
Экономическая функция – в условиях распределительной экономики господствует государственная собственность, и государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов и т.д. При рыночных отношениях и свободе предпринимательства, многообразии и равенстве все форм собственности, экономика функционирует преимущественно на основе саморазвития, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. Вмешательство государства в экономику сведено к минимуму (выработка экономической политики в масштабах общества, управление принадлежащими государству предприятиями и организациями, установление правовых основ рынка и т.п.).