Природа и предназначение политической идеологии
УДК 32.001 ББК 66.0
ISBN 978-5-7567-0609-3© Сирота Н. М., 2011
© Оформление. ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2011
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru
Введение
Десятилетие после окончания холодной войны было периодом известного снижения роли идеологий как мотивационной основы политики. Распад СССР как глобального политического противника привел к частичной деидеологизации внешней политики США и ее концентрации на проблеме национальных интересов, прежде всего в экономической области. На рубеже 1980-х и 1990-х годов, как и в 1960-е годы, высказывались поспешные суждения об исчерпании идеологиями своих функций, их исчезновении из мировой политики и международных отношений.
События начала ХХТ в. дают основания утверждать, что неопределенность в идеологической сфере, наступившая в результате завершения биполярной конфронтации, сменяется ростом влияния идеологических систем, новой идеологизацией, которая становится важным фактором формирования полицентрического миропорядка. Доказательством тому служат следующие реалии.
Большинство идей, рожденных в предыдущие столетия, не утратили своего научного и идеологического значения, хотя и могут рассматриваться как этапы в становлении мировоззренческих систем, формы, в которые облекалась философская и политологическая мысль, претендовавшая на объяснение и преобразование мира в сравнительно недалеком прошлом. Идеологические процессы инерционны, и их продолжительность измеряется активной общественной деятельностью целых поколений.
Глобальным экономическим, социокультурным и национально-этническим сдвигам, сопровождающим переход к постиндустриализму, сопутствуют идейные и идейно-политические трансформации, изменения в содержании наиболее влиятельных идеологий, функционально задействованных в политических системах государств, в международной политике и транснациональных политических процессах.
Противоречия глобализации дали мощный импульс кристаллизации и усилению влияния ряда идейно-политических течений, еще недавно пользовавшихся ограниченной поддержкой социума (экологизм, феминизм, коммунитаризм), и стимулировали появление антиглобализма — идейно-политического течения, синтезировавшего демократические, левые и альтернативистские идеи.
Обозначилось намерение политического класса стран Запада, и прежде всего США, выдавать либерально-консервативные идеи за
концептуальную основу универсальных моделей организации социального устройства отдельных государств и мирового сообщества в целом; в то же время все более широкое распространение получают антиамериканские и антилиберальные ориентации, ужесточается идейно-политическое сопротивление глобализму.
Усиливается тенденция к срастанию идеологии с геополитикой и геостратегией. Особенно отчетливо она проявляется в либерально-прагматических идеологемах «демократизации мира» как средства обеспечения национальной безопасности США, «гуманитарных» и «превентивных» интервенций с целью защиты прав человека, «оси зла» и «государств-изгоев» как главной угрозы миру и стратегической необходимости ее нейтрализации. Органическое соединение идеологии и геополитики характерно для работ одного из крупнейших современных политических мыслителей 36. Бжезинского, в течение второй половины XX — начала XXI в. плодотворно разрабатывающего государственную идеологию США — идеологию американизма.
Идейные ценности являются важнейшим компонентом «мягкой силы» как одной из ключевых составляющих могущества и возможностей государств. Информационно-идеологическая и культурная экспансия Соединенных Штатов служит средством реализации их стремления к мировому лидерству. Неслучайно известные политики неоднократно заявляли о важности для Соединенных Штатов развертывания идеологического наступления во имя продвижения американских ценностей по всему миру.
В последние десятилетия резко активизировался радикальный исламизм — идеологическое течение, отразившее энергетику озлобленной и обездоленной части мусульманского населения, рассматривающего Запад как первопричину своей отсталости и приниженности. Ис-ламоэкстремизм стимулируют и такие факторы, как арабо-израильский конфликт, иностранные вторжения на территорию исламских государств (будь то американское в Ирак или советское в Афганистан), навязывание арабскому миру стандартов либеральной демократии. Исламоэкст-ремизм завоевал популярность в массах своей напористостью, простотой и доступностью проповедуемых догм и способов решения общемусульманских и глобальных проблем. Его адепты ставят своей задачей создание халифата, охватывающего не только мусульманские страны, но и территории с компактным проживанием мусульман.
Рост интереса к идеологической проблематике наблюдается в российском научном сообществе. Дискутируется вопрос о необходимости и возможности разработки объединяющей идеологии для современной России. Некоторые ученые видят в ней фактор достижения консенсуса по основным направлениям реформирования страны, цивилизацион-
ного и политического самоопределения1. Их оппоненты, на наш взгляд, резонно обращают внимание на невозможность выработки единого идейного вектора для подавляющего большинства нации при существующих в настоящее время разбросе мнений и остроте споров. Задача эффективного государства, считают они, состоит в создании благоприятных условий для длительного и противоречивого взаимодействия различных субъектов всех сфер жизни, которое может стать средой, способной постепенно формировать национальную идею2.
Нередки и высказывания в пользу выдвижения некоей консолидирующей идеи для российского общества. Но такая идея обычно возникает в государствах, претендующих на особую, мессианскую роль в мире (США, СССР), или порождается стремлением правящих кругов объединить разобщенное население против внутренних и внешних врагов, как это имело место, например, в предвоенной Германии. Попытки же консолидации российского общества на базе «нового мессианства» или борьбы против «кого-то» могли бы существенно осложнить положение страны, ослабить ее позиции.
Не имеет под собой серьезных оснований намерение некоторых авторов представить в качестве объединяющей идеи (и даже идеологии) идею «суверенной демократии»3, некорректную, двусмысленную, отнюдь не способствующую осмыслению и прогнозированию перспектив развития политической системы России. Если формулировка «суверенная демократия» используется для акцентирования специфики демократии в России, то ее логичнее было бы назвать российской демократией наряду с американской, британской, французской и т.д., отличающихся своеобразием. Если предполагается подчеркнуть независимость России от внешних влияний, то термин «суверенитет» обычно применяется для характеристики государств, а не режимов. Из-за противоречивости основных посылов идея «суверенной демократии» весь-
1 См., например: Волков Ю. Г. Политическая идеология современной России // Рос
сийская историческая политология / Под ред. С. А. Кислицына. Ростов н/Д. 1998; Кузне
цов В. Н. Идеология: Социологический аспект: Учебник. М., 2005; Славин Б. Ф. Россия в
поисках идеологии // Свободная мысль. 2008. № 5.
2 См.: Лукин В. П. Глобальная роль России и европейская идентичность // Россия в
глобальной политике. Т. 6. № 1. Январь—февраль. 2008. С. 8—9.
3 По мнению В. Лебедева и В. Киреева, идея суверенной демократии, основанная на
фундаментальных положениях Конституции РФ, способна определять вектор развития
российского общества постановкой следующих основных целей: свобода России в спра
ведливо устроенном мире; развитие гражданского общества, надежного государства, кон
курентоспособной экономики и эффективного механизма влияния на мировые события;
поддержание суверенитета без ущерба для демократии, открытость России без потери ее
идентичности; вступление в сообщество креативных наций, направляющих историю (См.:
Лебедев В., Киреев В. Демократии без суверенитета не существует! // Свободная мысль.
2008. № 9. С. 72).
ма уязвима в условиях конкуренции с другими идеологическими концепциями.
По мере осознания российской элитой необходимости перехода России от догоняющего развития к опережающему, от сырьевой экономики к инновационной общепризнанной целью и государственной стратегией страны может стать создание общества высоких технологий, способного обеспечить прочные основы для постиндустриального прорыва и обретения глобальной конкурентоспособности. При таком сценарии возможно возникновение условий для выработки основной идеи, консолидирующей нацию. С нашей точки зрения, этой роли в наибольшей степени соответствует идея инновационного развития страны.
Все вышеизложенное определяет научную и политическую актуальность обращения к проблеме места и роли идеологий в современном мире, их влияния на трансформацию международных отношений и формирование полицентрического мироустройства.
В последние годы глобальные идеологические процессы как фактор мирового развития являются в основном предметом анализа западной политической науки'. Исследования этой проблематики отечественными учеными пока малочисленны2. В российском образовательном пространстве единичны работы, посвященные комплексному обобщению знаний о политических идеях и идеологиях3.
1 См., например: Heywood A. Political Ideologies. An Introducton. L.: Macmillan Press
LTD, 1998; Contemporary Political Ideologies/ Ed. by R. Eatwell. N.Y.; L.: Continuum, 1999;
Freeden At. Editorial: Ideology at Century's End // Journal of Political Ideologies. Oxford, 2000.
Vol. 5. No 1; Run С G The Ideology ofAmerican Empire // Orbis. 2003. No 3; Calahan P. Logics
of American Foreign Policy: Theories of America's World Role. N.Y.: Pearson Longman, 2004;
Baran Z. Fighting the War of Ideas // Foreign Affairs. 2005. No 6. November/December;
Fenstein M., Kenny M. Political Ideologies. Oxford University Press, 2005; Steger M. Ideologies of
Globalization // Journal of Political Ideologies. 2005. Vol. 10. No 1; BaradatL. Political Ideologies:
Their Origins and Impact. 9Ih ed. New Jersey: Pearson/Prentice Hall, 2006; Freeden M. Editorial:
Thinking politically and thinking ideologically // Journal of Political Ideologies. 2008. Vol. 13.
No 1; Stanley B. The Thin Ideology of Populism // Journal of Political Ideologies. 2008. Vol. 13.
No 1; Freeden M. Editorial: What Fails in Ideologies? // Journal of Political Ideologies. 2009.
Vol. 14. No 1.
2 См., например: Косолапое Н. А. Идеология и международные отношения на рубеже
столетий. Глава 11; Богатуров А. Д., Косолапое Н. А., Хрусталее М. А. Очерки теории и поли
тического анализа международных отношений. М., 2002; Борисюк В. Политические идеи и
идеологии постиндустриальной цивилизации // Мировая экономика и международные от
ношения. 2004. № 7; Войтоловский Ф. Идеологические рефлексии мировой политики //
Международные процессы. 2007. Т. 5. № 3(ф5). Сентябрь—декабрь; Войтоловский Ф. Г. Един
ство и разобщенность. Идеологическое отражение в сознании элит США и Западной Евро
пы трансформаций политического миропорядка (1940-2000 годы). М., 2007; Богданов А. И.
«Война идей» и внешняя политика США // Свободная мысль. 2009. № 7.
3 См., например: Макаренко В. П. Главные идеологии современности: Учеб. для тума
нит, вузов. Ростов н/Д., 2000; Алексеева F. А. Современные политические теории: Курс
лекций. М., 2007; Сирота Ft. M. Идеологии и идеологические течения: Классическое на
следие и современность. СПб., 2009.
В предлагаемом учебном пособии, апробированном автором на отделениях политологии вузов Санкт-Петербурга, раскрывается содержание наиболее влиятельных мировоззренческих систем, предпринимается попытка осмысления идеологического измерения мировой политики в контексте глобализации. В той мере, в какой это представляется необходимым для освещения проблематики, рассматриваются другие аспекты идеологоведения — методологические (природа идеологических явлений, методы их выявления и описания, подходы к анализу) и функциональные (место идеологий в идеологическом спектре, роль и функции).
Целевая установка учебного пособия предопределила следующую его структуру. В главе 1 излагается общая методология изучения политических идеологий в их классических и современных формах. В главах 2-7 рассматриваются принципиальные особенности и современные иерсии метаидеологий — либерализма, консерватизма, марксизма и социал-демократизма. В заключительных 8-й и 9-й главах раскрыто содержание умеренных и радикальных идейно-политических течений прошлого и современности, показано их воздействие на мировое развитие1.
Библиография включает широкий круг источников: труды мыслителей, сформулировавших основные теоретические постулаты соответствующих политических идеологий и идеологических течений; исследования отечественных ученых по рассматриваемой проблематике; публикации наиболее известных зарубежных политологов, внесших существенный вклад в изучение феномена идеологии и разработку мировоззренческих доктрин. В библиографии широко представлены статьи, опубликованные ведущим специализированным периодическим изданием — «Журналом политических исследований» (Оксфорд).
Автор стремится ознакомить читателя с широким спектром идеологических позиций глобализирующегося мира и их влияния на политические процессы, стимулировать самостоятельный анализ существующих взглядов и концепций, формирование политических и идейных предпочтений. Работа может быть востребована в высшей школе для изучения комплекса идеологем и представлений об основных подходах к ключевым проблемам современности, способствуя тем самым поли-i ической социализации будущих специалистов.
1 Предложенная в работе классификация идейно-политических течений носит ус-ювный характер, поскольку в рамках умеренного течения феминизма имеется радикальное направление, а часть приверженцев радикального течения — антиглобализма при-к'рживаются относительно умеренных взглядов.
1
Глава
Природа и предназначение политической идеологии