На рубеже новой эры: западная цивилизация в конце XVIII – начале XIX в.
Война за независимость и образование США
Сегодня бесспорным лидером и гарантом западной цивилизации являются Соединенные Штаты Америки. Они претендуют на то, чтобы играть ведущую роль в мировых делах, служить эталоном государственного устройства, научно-технического прогресса, стиля жизни. Ныне они действительно оказывают весьма большое воздействие на всю динамику развития мирового сообщества. А начиналось все с тринадцати английских колоний, первая из которых была основана в 1607 г. в устье реки Джеймс на территории будущей Вирджинии.
Жизнь в Новом Свете была непростой, но приток колонистов не ослабевал, и английские поселения постепенно расширялись, охватив все атлантическое побережье от испанской Флориды до французской Канады. К середине XVIII века в английских колониях в Северной Америке проживало уже более 1 млн. человек. Ехали в Новый Свет по разным причинам: в поисках золота, из-за религиозных преследований или из-за неладов с законом, а главное – в надежде на лучшее будущее. К середине XVIII века сложилось три типа колоний: новоанглийские, южные и среднеатлантические. В политическом плане между ними было немало общего. В большинстве власть принадлежала губернатору, назначаемому английским королем. Во многих существовали колониальные ассамблеи (частично избираемые, частично назначаемые), правда, их права были весьма ограниченными. Наиболее развитыми в социально-экономическом плане были колонии в Новой Англии, где уже тогда широкое распространение получили фермерские хозяйства, стали возникать мануфактуры, первые банки, активно развивалась торговля, центром которой являлся Бостон. В южных колониях основной хозяйственной единицей была плантация, где широко использовался труд рабов, привезенных из Африки. Среднеатлантические колонии стали центром зернового хозяйства и торговли. Там, в Нью-Йорке и Филадельфии, аккумулировались финансовые ресурсы колоний.
Постепенно вырабатывался модус взаимоотношений колоний и метрополий. Нельзя сказать, что они были безоблачными: колонисты стремились к тому, чтобы их полностью уравняли в правах с жителями метрополий, а британская корона пыталась регламентировать все стороны социально-экономического и политического развития колоний, надежно привязав их к Англии. Вплоть до середины XVIII века, несмотря на периодически возникавшие трения, обеим сторонам удавалось избегать перерастания конфликта в их отношениях в кризис.
Ситуация стала быстро меняться после Семилетней войны, которую большинство исследователей рассматривает как исходный пункт того противоборства, которое в итоге привело к образованию нового государства. Дело в том, что в ходе войны англичане вынуждены были активно прибегать к помощи колонистов. Те охотно им помогали, полагая, что, вытеснив французов, они получат доступ к новым землям, что будет дан мощный импульс к развитию ремесел и торговли, что англичане расширят права самоуправления колоний. Однако в действительности развитие событий пошло по совсем иному сценарию. Британская корона «в знак благодарности» начала широкое наступление на права колонистов. В 1764 г. был принят акт Гренвеля, увеличивавший пошлины на целый ряд товаров. Был запрещен выпуск бумажных денег, что нанесло тяжелый удар по внутриколониальной торговле. Войска, участвовавшие в войне, остались в Америке, и их содержание ложилось на плечи колонистов. И что самое главное, колонистам запрещалось переселяться за Аллеганы, на новые земли, отошедшие после войны к Англии. Этим актом перечеркивались все надежды колонистов на получение земли. А в 1765 г. был принят «закон о гербовом сборе», облагавший налогом все торговые операции, все сделки, любые юридические акты.
Возмущению колонистов не было предела. Корона откровенно демонстрировала им, что они являются людьми «второго сорта». Во всех колониях развернулась кампания протеста против «закона о гербовом сборе». Колонисты требовали, чтобы впредь новые налоги вводились только с одобрения их представительных органов – колониальных ассамблей. «Никаких налогов без представительства!» – таков был наиболее популярный лозунг тех дней. Хотя английское правительство вынуждено было отменить «закон о гербовом сборе», оно не отказалось от попыток полностью поставить под контроль развитие колоний. В 1767 г. был принят закон Тауншенда, вводивший новые, на этот раз косвенные налоги. Но вновь власти столкнулись с решительным сопротивлением колонистов. В итоге остался только налог на чай. Но и он вызывал протесты. Среди колонистов возникла идея бойкота английских товаров.
Обстановка с каждым днем становилась все более напряженной. Английские власти, не считаясь ни с чем, гнули прежнюю линию. В колониях назревал взрыв. В декабре 1773 г. в Бостоне группа колонистов пробралась на английские суда и выбросила за борт груз чая. Это событие вошло в историю под названием «бостонское чаепитие». В ответ были приняты «пять нестерпимых актов»: бостонский порт был закрыт, законодательное собрание Массачусетса (колонии, где находился Бостон) распущено, власть перешла к военному губернатору, в колониях расквартировывались дополнительные войска и, наконец, все земли, лежавшие к северо-западу от Массачусетса, за Аллеганами, передавались Квебеку.
Несмотря на то, что эти акты были направлены только против одной колонии – Массачусетса, жители остальных двенадцати колоний справедливо усматривали в них угрозу и для себя. По всей стране стали создаваться «Корреспондентские комитеты», которые стали координировать действия противников английской короны во всех колониях. В ходе этой борьбы у колонистов росло чувство общности интересов, осознание того, что в колониях сформировалась новая этническая общность – американцы, у которых своя культура, свои традиции, свои интересы, свое будущее, отличное от Англии.
В сентябре 1774 г. в Филадельфии собрался I Континентальный конгресс. В его работе участвовали 56 представителей от 12 колоний. В итоге была принята «Декларация прав». Поскольку на конгрессе доминировали умеренные круги, не готовые к открытому разрыву с метрополией, то и в документе требования колонистов были сформулированы соответствующим образом. Суть их сводилась к тому, что впредь все законы, касающиеся жизни в колониях, должны принимать представители самих колонистов. Это была последняя попытка умеренных кругов добиться компромиссного решения спорных вопросов и не доводить дело до открытого разрыва с Англией.
Однако для компромисса необходимо обоюдное желание участников конфликта, а у Англии его явно не было. В Лондоне верховодила «партия войны», которая полагала, что дерзким колонистам надо преподать достойный урок и отбить у них охоту к вольнодумству. В апреле 1775 г. начались вооруженные столкновения между английскими войсками и отрядами «минитменов» (колонистов, готовых в любой момент собраться по тревоге и с оружием в руках защищать свои права). Одновременно нарастала и политическая борьба. В мае 1775 г. собрался II Континентальный конгресс, которому и суждено было провозгласить создание нового государства. На этот раз среди его делегатов перевесом обладали сторонники отделения от метрополии. 15 июня был принят закон о создании революционной армии, во главе которой встал пользовавшийся большим авторитетом и известностью Джордж Вашингтон. А 4 июля 1775 г. была одобрена подготовленная Томасом Джефферсоном Декларация независимости, провозглашавшая отделение колоний от Великобритании. Это один из самых известных документов Нового времени, оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие политической мысли не только в Америке, но и в Европе.
Необходимо отметить несколько ключевых идей, содержавшихся в этом документе. Отправным пунктом Декларации независимости стало положение о естественных правах человека, в его радикальной трактовке. Если Локк выделял в качестве естественных прав «жизнь, свободу и собственность», то Джефферсон заменил «собственность» на «стремление к счастью». Джефферсон исходил из того, что все люди рождены равными и, следовательно, должны иметь равные права. Второй принципиальный момент Декларации – положение о народном суверенитете, согласно которому источником власти является народ. Каждое поколение должно заключать с властью общественный договор. Только в этом случае власть легитимна. И, наконец, третье. Если власть не хочет заключать подобный договор или нарушает его, народ имеет право на восстание. Именно эти идеи сделали Декларацию независимости документом огромного исторического значения, не утратившим актуальность и сегодня.
Провозглашение независимости безусловно сыграло чрезвычайно важную роль в развитии борьбы американцев за свои права. Этот документ открывал новую страницу в истории международного права и государственного строительства. Однако независимость мало было провозгласить, ее предстояло завоевать, доказать всему миру, что под этим актом есть серьезные основания. Судьба молодого государства решалась не в стенах конгресса, а на полях сражений. А там поначалу дела шли весьма неудачно для американцев. Это и не удивительно. Колонистам противостояла хорошо обученная регулярная армия, прекрасно укомплектованная и дисциплинированная. Акт о создании революционной армии сам по себе ничего не решал. Все приходилось начинать с нуля. Поэтому первые годы стратегическая инициатива полностью находилась в руках англичан. Перелом наметился в 1777 г., когда в битве под Саратогой американцам удалось нанести первое крупное поражение англичанам. После этого чаша весов начала неуклонно склоняться на сторону армии, ведомой Дж. Вашингтоном. Наконец в 1781 г. в битве под Йорктауном ей удалось нанести англичанам решающее поражение, предопределившее итог всей кампании. По мирному договору, подписанному в 1783 г. в Версале, англичане вынуждены были признать независимость своих бывших колоний.
Независимость была завоевана, но в тот момент вряд ли кто мог поручиться за будущее нового государства. Предстояло решить три крупных комплекса вопросов:
1) найти оптимальную модель государственного устройства;
2) снять, по возможности, напряженность в сфере социально-экономических отношений;
3) получить международное признание и определить перспективный внешнеполитический курс.
Еще в 1777 г. в ходе войны бывшие колонии, понимая необходимость консолидации усилий в борьбе с метрополией, предприняли шаги по пути создания общего для всех государства. Были одобрены «Статьи Конфедерации», которым отводилась роль основного закона нового государства. Поскольку американцы еще испытывали определенные сомнения и опасения по поводу создания единого государства, то для своего объединения они выбрали форму конфедерации – союза отдельных государств (штатов), сохраняющих достаточно высокую степень автономности в решении внутренних вопросов. Сообща решались главным образом проблемы, связанные с внешнеполитической деятельностью, ведением войны и ее материальным обеспечением.
В таком состоянии новое государство закончило войну. Молодая республика оказалась в сложном экономическом положении. В стране бушевала инфляция, новые деньги мало что стоили. Кредиторы стремились получить свои долги в твердой валюте, должники – отдавать их в дешевых деньгах. Само государство переживало тяжелый финансовый кризис. Его платежеспособность была предельно низкой. Не хватало средств для содержания даже небольшого государственного аппарата. Остро стоял и вопрос об условиях доступа к западным землям.
Частично развязку этих проблем удалось найти после принятия в 1785–1786 гг. Северо-западных ордонансов. Западные земли были открыты для заселения. Было заявлено, что там будут создаваться новые штаты. На этих территориях изначально запрещалось рабство. Наконец, создавался фонд государственных земель. Они поступали в продажу участками по 640 акров по цене 1 доллар за акр. Эти средства и создали основу государственных финансов. Однако проблема долгов по-прежнему стояла достаточно остро. В 1786 году вспыхнуло восстание во главе с бывшим офицером революционной армии Д. Шейсом. Восстание было подавлено, но социальная обстановка оставалась достаточно острой.
Общее состояние социально-экономической сферы, тяжелое финансовое положение страны, непрочные внешнеполитические позиции побуждали элиту молодой заокеанской республики усиленно искать пути укрепления государства, повышения эффективности государственных механизмов. С каждым днем становилось все очевиднее, что «статьи конфедерации» не способны выполнять роль основы только-только родившегося государства. Встал вопрос об их пересмотре и выработке новой, более эффективной Конституции.
С этой целью в мае 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент. В его работе участвовало 55 человек, которые вошли в историю под именем «отцов-основателей» США. Им предстояло решить целый комплекс непростых задач, не имевших аналогов в истории. В том, что новое государство нужно укреплять, были уверены все. Большинство участников конвента сходились во мнении, что конфедерация нежизнеспособна, нужен иной тип государства. Но какой? Как добиться оптимального сочетания общегосударственных интересов и очень разных запросов отдельных штатов? В ходе жарких дискуссий их участники стали склоняться к мысли, что оптимальной формой союза штатов должна стать федерация. Но, решив эту ключевую проблему, делегаты конвента сразу же столкнулись с новым комплексом спорных вопросов. Прежде всего, по каким принципам будет формироваться представительство штатов в общефедеральном законодательном органе, который будет осуществлять в стране высшую законодательную власть?
Южные штаты настаивали на том, чтобы представительство штатов в этом органе исчислялось в зависимости от общего населения штата. Северные штаты выступали за то, чтобы все штаты (и большие, и малые) имели там равное представительство. В итоге был достигнут компромисс: Конгресс (так назывался высший законодательный орган) было решено сделать двухпалатным, в верхнюю палату – сенат – каждый штат посылал равное количество представителей (по 2 человека), в нижней палате делегация штата формировалась в зависимости от численности его населения. Серьезные споры возникли и в процессе обсуждения вопроса о принципах формирования финансовой базы государства, т. е. о налогах, а также о судьбе института рабства. Но и здесь удалось достичь компромисса. Конгресс получил право вводить налоги в соответствии с потребностями государства; институт рабства оставался в неприкосновенности (правда, после 1808 г. запрещался ввоз новых рабов в США из Африки), при исчислении доли прямых налогов в общее число населения штата включалось 3/5 рабов, которые, однако, не имели никаких прав.
В соответствии с текстом новой Конституции государственное устройство США базировалось на принципах разделения властей. Высшая исполнительная власть принадлежала президенту, избираемому коллегией выборщиков раз в 4 года. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу, состоявшему из двух палат, и, наконец, высшая судебная власть – Верховному суду, который позднее присвоил себе право интерпретировать Конституцию. Классический принцип разделения властей был в США усовершенствован за счет дополнения его принципом «сдержек и противовесов», согласно которому каждая из ветвей власти имела возможность нейтрализовать узурпаторские поползновения другой. В итоге создавался единый, интегрированный государственный комплекс с разделением его на формально независимые ветви власти.
Для того чтобы Конституция вступила в действие, ее должны были ратифицировать как минимум 9 из 13 штатов. У нее было немало сторонников, которых называли федералистами, но были и противники – антифедералисты. Лидеры федералистов А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей развернули по всей стране активную кампанию в поддержку Конституции. Чтобы нейтрализовать своих оппонентов, им пришлось пойти на уступку: текст Конституции был дополнен 10 поправками, которые назвали «Биллем о правах». В них содержались гарантии основных гражданских свобод: совести, печати, союзов, собраний, права ношения оружия и т. д. После этого Конституция была ратифицирована. На базе ее положений были проведены первые выборы американского президента. Бесспорным кандидатом на этот пост был Дж. Вашингтон, который и стал первым главой Соединенных Штатов.
Это событие подвело черту под сложным, драматическим и героическим периодом американской истории. В Северной Америке образовалось и прошло серьезное испытание на прочность первое чисто буржуазное государство. В ходе непростых коллизий, которыми сопровождалось его становление, закладывались основы политической культуры, формировались нормы функционирования политической системы, образованной на принципиально иной, чем в Старом Свете, основе. Строительство нового государства шло параллельно с развитием нового общества, свободного от наследия прошлого. Это не в последней степени сказалось на том, что в Новом Свете конфликты, как правило, не достигали такой остроты, как в Европе. Перед новым государством стояло немало проблем, по существу начинался эксперимент огромного исторического масштаба. Но уже само его начало серьезнейшим образом отозвалось на развитии событий в Европе.