Возникновение древнерусского права

Основным источником права Руси на начальном этапе было обычное право, на которое опирался князь, принимая решения в области суда и управления. Как писал Е. Н. Трубецкой, «под юридическим обычаем разумеются такие правовые нормы, которые сложились путем постоянного применения одних и тех же правил к однородным случаям жизни». Обычаи в течение долгого времени действовали не только в области уголовной, но и в торговой сфере, в брачно-семейной сфере и даже в области публичного права, определяя компетенцию государственных органов, порядок сбора налогов и т.д. По мере развития и усложнения общественных отношений, регулируемых правом, возникает нормативно правовой акт как письменный источник права. Первоначально он опирается на обычай, затем на судебную практику и иностранные заимствования.

Самыми ранними из дошедших до нас письменных источников права являются договоры Руси с греками. В составе летописей имеется текст или пересказ текста четырех договоров: 907, 911, 944 и 971 годов. Договор 907 г. Заключил князь Олег. Согласно этому договору, греки обязались платить дань Руси, кормить приезжающих в Византию русских и давать русским купцам в Константинополе месячное содержание. В ответ русские обязались жить в городе только в одном предместье и входить в город только через одни ворота. Договор 911 г. гораздо богаче по содержанию. Он определяет права и подсудность русских на территории Восточной Римской империи, регулирует отношения между сторонами в случае уголовных преступлений. Так, за убийство договор предусматривает смерть, за кражу – компенсацию в тройном размере, за нанесение увечий – штраф. Регулирует договор и некоторые виды гражданских отношений, например, наследование. В одной из статей говорится, что если русский человек умрет в Греции, не оставив завещания, и у него там не будет родственников, то имущество возвращается к родственникам на Руси. Договор 944 г., заключенный Игорем, сходен по своему значению с Договором 911 г. Он также содержит нормы уголовного и гражданского права, устанавливает правила торговли, определяет процедуру возмещения убытков. Характерно, что данный договор содержит ссылки на «закон русский». Так, вор, возвратив украденную вещь и оплатив еще сверх того, подлежит также наказанию «по закону греческому и по уставу и закону русскому». Что касается Договора 971 г., то он заключен князем Святославом в период его осады в городе Доростоле и потому содержит только заверения о вечном мире с греками.

Следующим дошедшим до нас источником русского права данного периода стала Русская Правда, которая занимает центральное, главное место среди источников права Киевской Руси.

Обычно дошедшим до нас тексты Русской Правды делят на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция, которая является древнейшей, состоит из Правды Ярослава и Правды Ярославичей, а две последние называются Покон вирный и Урок мостников. Краткая правда дошла до нас в двух списках: Археографическом и Академическом, списков Пространной редакции гораздо больше.

В литературе нет единой точки зрения по поводу происхождения, источников и практического назначения Русской Правды. Некоторые исследователи (С. В. Юшков) настаивали на официальном ее происхождении, считая Русскую Правду памятниками княжеского законодательства. Такой авторитетный ученый, как В. О. Ключевский, считал Русскую Правду памятником церковной кодификации, поскольку полагал, что княжескому суду нормы права, основанные на обычаях, и так были известны, а представители духовенства, входившие в состав церковного суда, по своему происхождению были греками и русских обычаев не знали. Но в любом случае Русская Правда позволяет нам получить определенное представление о праве Древней Руси.

Русская правда обладает определенным сходством с таким памятником права франкского государства, как Салическая Правда. И там, и здесь основным видом наказания является денежный штраф. И по Русской, и по Салической Правде наказание зависит от социального положения преступника и потерпевшего. Но есть и важные отличия. Так, по словам исследователей С. Кондрашкина и М. Неборского, «ярким отличием древнерусского уголовного права от германского является практически полное отсутствие в ранних юридических памятниках Древней Руси X-XI вв. упоминаний об ордалиях и судебных поединках, которые были неотъемлемой частью судебного процесса германских народов».

Кроме Русской правды, известны также такие памятники древнерусского права, как церковные уставы. До нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав новгородского князя Всеволода, Устав новгородского князя Святослава, Уставная грамота смоленского князя Ростислава. В уставах содержатся нормы, посвященные отношениям государства и церкви, правам духовенства, церковному суду. Наибольший интерес представляют Уставы Владимира и Ярослава.

Устав князя Владимира дошел до нас в нескольких редакциях. В этом Уставе, во-первых, установлено, что князь отдает в пользу церкви десятую часть своих доходов от судов, от торговых пошлин, от земли, скота и домов. Во-вторых, Устав перечислял преступления, подлежавшие церковному суду: преступления по семейным делам, чародейство и колдовство, языческие обряды, преступления против церкви и веры, все дела, касавшиеся людей состоявших в ведение церкви. К числу людей церковных Устав относил все духовенство, рабов, отпущенных на волю на помин души, всех престарелых, увечных, вдов и сирот, лекарей и нищих. Также Устав поручил церкви надзор за торговыми мерами и весами. Данный акт считался образцом для позднейших уставов.

Устав князя Ярослава дошел в четырёх списках более позднего времени. В нем церковный суд полностью отделялся от светского, судебные полномочия церкви сужаются, приводить в исполнение приговоры церковных судов поручается светской власти. Суд по уголовным делам даже над церковными людьми поручается только князю.

Наши рекомендации