РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. теории и истории государства и права

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

теории и истории государства и права

___________________Ячевский В.В.

__.01 .2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______М1.Б.2 Правоведение___________________________________________

Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом

1. Шифр и наименование направления подготовки/специальности:

_030600 Отечественная история__________________________________

2. Профиль подготовки/специализации:_________________________________

3. Квалификация (степень) выпускника:___магистр___________

4. Форма образования:_____очная____________________________________________________________

5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:__теории и истории государства и права юридического факультета

6. Составители программы: Черняк Борис Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

______

______

7.Рекомендована:__научно-методическим советом юридического факультета от 02.09.2013 протокол № 1_______________________________________________

(наименование рекомендующей структуры, дата, номер протокола)

8. Учебный год:__2013/2014_____Семестр(-ы):___1_____________

9. Цели и задачи учебной дисциплины:

Знания, полученные при изучении курса «Правоведение», должны способствовать позитивным изменениям в жизненной и профессиональной активности студентов, формированию современного правового мышления и применения законодательства при решении практических задач.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

1) Формирование у студентов системы знаний о праве;

2) Развитие у студентов творческого мышления;

3) Укрепление у студентов устойчивого интереса к праву;

4) Формирование навыков и умений использования правовых документов в своей деятельности.

10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Правоведение» относится к Общенаучному циклу, дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История (магистратура) и входит в базовую часть этого цикла.

Приступая к изучению данной дисциплины,студенты должны иметь теоретическую подготовку в рамках школьного курса «Обществознание». У студентов должны быть сформированы компетенции: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); способность порождать новые идеи (креативность) (ОК-2); способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценки накопленного опыта (ОК-3); способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в у управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5); готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6); способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1); способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3); способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4).

11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

а) общекультурные (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

- способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценки накопленного опыта (ОК-3);

- способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в у управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);

- готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6)

б) профессиональные (ПК):

- способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1); - способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);

- способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4).

12. Структура и содержание учебной дисциплины:

12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом —4 / 144.

12.2 Виды учебной работы:

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Всего По семестрам
В том числе в инт. форме. 1 сем. …..
Аудиторные занятия    
в том числе: лекции    
практические    
лабораторные        
Самостоятельная работа    
Итого:    

12.3 Содержание разделов дисциплины:

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
  1. Лекции
1. Государство и его место в политической системе общества Понятие и сущность государства. Признаки государства. Функции государства. Основные теории происхождения государства. Аппарат государства. Форма государства. Государство в политической системе. Правовое государство. Гражданское общество.
2. Понятие права. Понятие права. Норма права. Понятие и структура правовой системы общества. Сравнительное правоведение. Понятие правовой семьи. Основные правовые семьи народов мира. Формы (источники) права. Система права. Правовые отношения. Юридические факты. Правомерное поведение. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок.
3. Основы конституционного права РФ. Понятие конституционного права. Конституция – основной закон государства. Конституция Российской Федерации (общая характеристика). Конституционные характеристики российского государства. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство. Система органов государственной власти.
4. Основы гражданского права РФ. Понятие гражданского права. Гражданское правоотношение. Субъекты гражданского права. Право собственности. Понятие обязательственного права. Гражданско-правовой договор. Наследственное право.
5. Основы семейного права РФ. Понятие семейного права. Брак: понятие, заключение, прекращение. Личные и имущественные правоотношения супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности несовершеннолетних детей. Алиментные обязательства.
6. Основы трудового права РФ. Понятие трудового права. Занятость населения. Трудовой договор. Дисциплина труда.
7. Основы административного права РФ. Понятие административного права. Административная ответственность. Административное правонарушение. Административное наказание.
8. Основы уголовного права РФ. Понятие уголовного права. Преступление: понятие, виды, состав. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понятие и виды наказаний.
9. Основы экологического права РФ. Основы информационного права РФ Понятие экологического права. Охрана окружающей среды: понятие, основные принципы, объекты охраны. Экологическая экспертиза. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Понятие информационного права. Информационная безопасность РФ. Информационные ресурсы. Государственная тайна. Защита информации.
  1. Семинарские и практические занятия
1. Основы международного права. Понятие международного права. Система международного права. Источники международного права. Субъекты международного права.
2. Основы конституционного права РФ. Понятие конституционного права. Конституция – основной закон государства. Конституция Российской Федерации (общая характеристика). Конституционные характеристики российского государства. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство. Система органов государственной власти.
3. Основы семейного права РФ. Понятие семейного права. Брак: понятие, заключение, прекращение. Личные и имущественные правоотношения супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности несовершеннолетних детей. Алиментные обязательства.
4. Основы трудового права РФ. Понятие трудового права. Занятость населения. Трудовой договор. Дисциплина труда.
5. Основы административного права РФ. Понятие административного права. Административная ответственность. Административное правонарушение. Административное наказание.
6. Основы уголовного права РФ. Понятие уголовного права. Преступление: понятие, виды, состав. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понятие и виды наказаний.
7. Основы экологического права РФ Понятие экологического права. Охрана окружающей среды: понятие, основные принципы, объекты охраны. Экологическая экспертиза. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
8. Основы информационного права РФ. Понятие информационного права. Информационная безопасность РФ. Информационные ресурсы. Государственная тайна. Защита информации.
9. Основы гражданского права РФ. Понятие гражданского права. Гражданское правоотношение. Субъекты гражданского права. Право собственности. Понятие обязательственного права. Гражданско-правовой договор. Наследственное право.

12.4 Междисциплинарные связи с другими дисциплинами:

№ п/п Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы № № разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами
     
     

12.5 Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п Наименование раздела дисциплины Виды занятий (часов)
Лекции Практические Лабораторные Самостоятельная работа Всего
1. Государство и его место в политической системе общества    
2. Понятие и признаки права    
3. Основные отрасти российского права.  
  Итого:  

13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

(список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов литературы)

а) основная литература:

№ п/п Источник
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // РГ. 2009. 21 янв.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1 (ч.1). (в ред.)
3. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // РГ. 2001. 31 дек. (в ред.).
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25 (в ред.)
5. Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. (в ред.)
6. Гражданский кодекс РФ (Часть третья) от 26 ноября 2001 г. №147-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. (в ред.)
7. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. (в ред.)
8. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. (в ред.)
9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ.2006. № 31. (1 ч.)
10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» РГ. 1993. 21 сент. (в ред.).
№ п/п Источник
1. Айман Г. О. Правоведение: Учеб. Пособие. М.: РИОР, 2003. 113 с.
2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2002. 800 с.
3. Лукашук И. И., Шинкарецкая Г. Г. Международное права: Элементарный курс. М.: Юристъ, 2003. 216 с.
4. Магницкая Е. В., Евстигнеев Е. И. Правоведение: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
5. Макаренко С. Н., Байлов А. В. Правоведение: Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Книга-Сервис, 2003. 192 с.
6. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юрид. вузы. М.: Юристъ, 2000. 360 с.
7. Основы права: Учеб. пособие / Под. ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 2001. 448 с.
8. Правоведение : Учеб. / Под ред. З. Г. Крыловой. М.: Высш. шк., 2002. 560 с.

б)базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

№ п/п Источник
  Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru/)

14. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Типовое оборудование аудитории.

2. Проектор.

15. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1. Логическое построение дисциплины.

2. Обозначение теоретического и практического компонентов в учебном материале.

3. Актуализация личного и учебно-профессионального опыта студентов при изучении учебной информации.

16. Критерии оценки видов аттестации по итогам освоения дисциплины:

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Правоведение» предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских и практических занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата.

Наши рекомендации