Объем в зачетных единицах – 5

4.1.1. Виды учебных занятий, самостоятельная работа обучающихся, формы контроля (в академических часах)

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам (в академических часах)  
1 семестр 2 семестр
Лекции  
Лабораторные занятия      
Семинары        
Самостоятельная работа
Курсовая работа        
Другие виды занятий      
Формы текущего контроля   Тестирование, реферат   Тестирование, реферат
Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом     экзамен экзамен
Итого часов

4.1.2. Содержание учебной дисциплины, структурированное по темам (разделам)

№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины Всего часов Аудиторные занятия (в часах)   Самостоятельная работа (в часах
Лекции   Практические (семинары) Лабораторные работы
Тема 1.Введение. История как предмет научного исследования и изучения в вузе. Методология и теория исторической науки.    
Тема 2.Формирование государственности у восточных славян. Киевская Русь (IX – н. XII вв.).    
Тема 3.Русь в период политической раздробленности (XII – XIV вв.). Борьба русского народа за независимость (XIII – XV вв.)    
Тема 4.Особенности становления и развития российской государственности (XIV – начало XVII вв.).    
Тема 5. Модернизации России в XVIII в. и ее последствия.    
Тема 6.Российская империя в XIX в.: проблемы и решения.      
Тема 7.Россия на рубеже XIX – XX вв. Революция и реформы. Роль XX в. в мировой истории: глобализация общественных процессов, социальная трансформация общества.    
Тема 8.Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914 – начало 1920-х годов).    
Тема 9.Формирование авторитарного режима власти и социально-экономическое развитие в 1920 – 1930-е годы.    
Тема 10.Вторая мировая и Великая Отечественная война.    
Тема 11.Советский Союз в условиях «холодной войны». Нарастание кризисных явлений в обществе и государстве в 1960 – 1980-е гг. Перестройка.    
Тема 12.Становление новой России.    
ИТОГО:        

Лабораторный практикум

Не предусмотрен

5. Перечень учебно-методического обеспечения по дисциплине

5.1. Основная литература по дисциплине:

1. История России: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд. перераб. и доп. – М. : ЮНИТИДАНА, 2012. – 686 с. Режим доступа: http://ibooks.ru;

2. Фортунатов В. В. История : Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2015. – 464 с. Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=344621;

3. Отечественная история: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Матюхин, Ю. А. Давыдова, А.И. Ушакова, Р. Е. Азизбаева / Под ред. А. В. Матюхина. М. : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – 336 с. Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=334905.

5.2. Дополнительная литература:

1. Асташин, В. В. История международных отношений и внешней политики России : Учебное пособие для вузов / В. В. Асташин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 382 с.

  1. Земцов Б. Н., Шубин А. В., Данилевский И. Н. История России. – СПб : Питер, 2013. – 416 с. (Для студентов технических вузов). Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=334064.

3. История и культура Отечества : Учебное пособие для вузов / [В. В. Гуляева, Л. Р. Горланов, А. Ф. Батраков и др.] ; под ред. В. В. Гуляевой. – М. : Академический проект [и др.], 2007. – 749 с.

4. История Отечества в таблицах и схемах / И. Н. Кузнецов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 187 с.

5. История России (XX – начало XXI века) : Учебник для бакалавров / Д. О. Чураков [и др.] ; Московский педагогический государственный университет (МПГУ) [и др.] ; под ред. Д. О. Чуракова ; С. А. Саркисяна. – Москва : Юрайт, 2014. – 336 с.

6. История России : IX–XXI века : От Рюрика до Путина : Учебное пособие для вузов / [редкол. : А. В. Венков и др. ; отв. ред. Я. А. Перехов]. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : МарТ, 2003. – 670 с.

7. История России : Учебник для вузов / А. С. Орлов [и др.] ; Московский государственный университет (МГУ). – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2012. – 527 с.

8. История России : Учебное пособие для самостоятельной работы / В. И. Калинов, А. В. Квакин, Н. А. Квашонкин [и др.] ; отв. ред. Л. И. Семенникова. – М. : Университет, 2000. – 400 с.

9. История России в лицах : с древности до наших дней : Биограф. словарь / РАЕН и др. ; [О. М. Рапов, Л. Н. Вдовина, Ю. Я. Терещенко, В. В. Каргалов ; Под общ.ред. В. В. Каргалова]. – М. : Русское слово, 1997. – 543с.

10. История России с древнейших времен до наших дней : Учебник для вузов / [А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков] ; под ред. А. Н. Cахарова. – Москва : Проспект, 2014. – 766 с.

5.3.Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

Электронные ресурсы:

1. http://ibooks.ru – Электронно-библиотечная система «ibooks.ru»;

2. http://www.knigafund.ru – Электронно-библиотечная система «Книгафонд»;

3. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html –Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова;

4. http://www.hrono.ru – Хронос. Всемирная история в интернете;

5. http://istrorijarossii.narod.ru – История нашей страны;

6. http://militera.lib.ru – Военная литература.

6. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Научная библиотека ТГПУ; видеоматериалы специализированной мультимедийной аудитории № 335 учебного корпуса № 1, компоненты учебно-методического комплекса дисциплины, историко-географические карты.

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе самостоятельной работы, осуществляемой как в рамках аудиторных занятий (лекционных и факультативных), так и в ходе внеаудиторной работы, обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

· анализ и осмысление представленных различных подходов и точек зрения на изучаемые проблемы;

· работа с раздаточным или презентационным материалом и интерактивной доской (выполнение заданий);

· формулирование собственных оценочных суждений на основе сопоставления фактов и их интерпретацией для последующего выступления в ходе дискуссий;

· рецензирование обучающимися работ друг друга, оппонирование рефератов; экспертные оценки групп обучающихся совместно с преподавателем.

Результатом активной работы на лекциях являются выполненные конспекты учебной информации, составляющей содержание изучаемой дисциплины, а также выполненные в часы самостоятельной работы после лекции рефераты и другие задания.

Самостоятельная работа обучающихся – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности, осуществляемые под руководством преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Целью самостоятельной работы обучающихся является:

· освоение в полном объёме основной образовательной программы;

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа обучающихся делится на два вида:

· аудиторную;

· внеаудиторную.

Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа обучающихся проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их обучающимися под методическим и организационным руководством преподавателя.

Виды аудиторной самостоятельной работы:

1. Аудитория следит за планом чтения лекции, прорабатывается конспект лекции, затем материал дополняется конспектом рекомендованной литературой.

2. Во время аудиторных занятий организуется работа со справочной, методической и научной литературой и защита обучающимися выполненных работ;

3. Самостоятельная отработка тем с использованием аудио и видеоматериалов.

4. Коллективное обсуждение докладов, рефератов на специально отведённом для этой цели занятии.

5. Тестирование и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней обучающегося, овладение ими фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по дисциплине, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

1. Для овладения знаниями:

· чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста;

· работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами;

· учебно-исследовательская работа;

· использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

2. Для закрепления и систематизации знаний:

· работа с конспектом лекции;

· работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов;

· составление плана и тезисов ответа; ответы на контрольные вопросы;

· аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

· подготовка тезисов сообщений к выступлению на аудиторных занятиях, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии и др.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на лекциях и обобщающих занятиях, тестирование, контрольные работы, рефераты, доклады, сообщения и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

· уровень освоения учебного материала,

умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

· оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

8 .Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине[*]

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело

Составители рабочей программы учебной дисциплины:

д. ист. н., проф. М. П. Войтеховская

к. ист. н., доц. Т. И. Дунбинская

к. ист. н., доц. Л. И. Снегирева

к. ист. н., доц. С. А. Кочурина

доц. Т. А. Сафонова

доц. А. В. Сергеев

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной истории и культурологииФОД

Зав. кафедрой

отечественной истории

и культурологии __________________________ д. ист.н., проф. М. П. Войтеховская

Программа учебной дисциплины одобрена на заседании учебно-методической комиссией ФОД

Протокол № 6 от 26 мая 2016 г.

Председатель

учебно-методической

комиссии ФОД____________________________к. ист. н., доц. Д. М. Матвеев

[*]Представлен в виде отдельного документа (приложение к рабочей программе)

Наши рекомендации