От руси к россии (ix-xvii вв.)
Баскак– татаро-монгольский чиновник, собирающий дань – «выход» – с покоренных земель, до конца XIII в. являвшийся и наместником хана в русских городах.
Большая соха – 400 – 600 га земли (в зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца земли), облагаемые определенным налогом.
Бояре-кормленщики – те из бояр, которые «кормились» за счет отданных в их управление земель, оставляя часть собранных налогов.
Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел (от «вещать» – говорить).
Вира– штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну. По «Русской Правде» вира в пользу семьи убитого выступает в качестве замены кровной мести.
Волхвы– древнерусское название жрецов, служителей древнерусского религиозного культа.
Гривна – весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси. Название происходит от шейного украшения из бронзы, железа, серебра, золота в виде обруча, которое носили на шее («загривке»). Гривной также являлся серебряный слиток определенного веса, который был различным в русских княжествах и в разное время.
Губа– округ.
Дань– натуральный и денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. Позднее это слово означало налог и феодальную ренту.
Десятина – десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. Была установлена князем Владимиром Святославичем вскоре после крещения Руси (988) и предназначалась первоначально для Киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями.
Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде» (пространная редакция) закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и свое хозяйство. Закупничество было одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в феодальную зависимость.
Заповедные лета – срок, в течение которого запрещался выход крестьян от помещиков в Юрьев день осенний. Начали вводиться с 1581 г. В общегосударственном масштабе введены указом царя Федора Ивановича в начале 90-х гг. XVI в.
Земский собор – собрание представителей различных сословий для решения важнейших государственных дел. Первый 3. с. созван в 1549 г., последний – в 1698 г.
Земщина– не включенные Иваном IV Грозным в «опричнину» земли.
Земщина управлялась земской Боярской думой, территориальными приказами, имела свои земские полки.
Золотая Орда – государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, внуком Чингисхана, существовало до конца XIV в., когда распалось на более мелкие ханства
Избранная Рада – круг лиц, объединившихся вокруг Ивана IV Грозного в конце 40 –50-х гг. XVI в. Впервые этот термин употреблен князем А.Курбским в «Истории о великом князе Московском». «Избранная рада» явилась инициатором и проводником многочисленных реформ конца 40-50-х гг., направленных на централизацию государства. В 1560 г. произошел разрыв Ивана IV с «Избранной радой», многие активные члены ее подверглись репрессиям.
Изгои– на Руси XI –XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения, большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших связи с общиной, и из выкупившихся на свободу холопов.
Излюбленные головы – главы городской администрации, подчиненные напрямую центральной власти.
Князь– глава племени, союза племен, государства у славян и некоторых других народов. Князья, являвшиеся главами государственных образований, назывались великими князьями. Позднее – дворянский титул.
Местничество – система раздельной иерархии в Русском государстве XV –XVII вв.: распределение служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу, в котором решающую роль играл «ценз породы», т. е. происхождение, служебное положение и личные заслуги предков. Отменено в 1682 г.
Митрополит– (греч. – человек из города) – в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.
Монархия – государственная форма правления во главе с монархом, единоличным правителем (князь, царь, король, император и т. д.), получающим право властвования по наследству (в основном). Монархия
может быть неограниченной (абсолютизм) и ограниченной, когда власть монарха регламентируется статьями конституции (конституционная).
Наместник – доверенное лицо князя в принадлежащей ему земле.
Оброк – ежегодный сбор денег или продуктов с зависимых крестьян помещикам. Оброк мог включать в себя и ремесленные изделия. На Руси продуктовый оброк появился в IX в. в виде дани, в XVI в. к натуральному налогу прибавилась и барщина, т. е. работа непосредственно на барской земле. Отменен продуктовый оброк в 1861 г., а денежный сохранялся до 1883 г. для временнообязанных крестьян.
Огнищанин – (от слова «огнище» – очаг, двор) – первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства, в XI –XIII вв. – старший дружинник, ближайший советник князя, представитель высшей знати, «княжой муж», боярин.
Опричнина – 1) в ХIV –XV вв.: земельное владение, которое выделялось княгиням-вдовам; 2) название удела Ивана IV Грозного в 1565 –1572 гг. (с особой территорией, двором, учреждениями и войском); 3) политика Ивана Грозного в 1565 –1572 гг., военные, административные социальные и финансовые меры, направленные на усиление личной власти самодержца.
Пожилое – в XV –XVII в.в. пошлина, которую платил крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. Отменено в XVII в. в связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев.
Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже – сама дань неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно осенью или зимой, по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья князя Игоря (945) оно было отменено. С XI –XII вв. была введена фиксированная денежная повинность.
Посадник– с XII в. выборное должностное лицо в Новгороде, глава новгородской администрации, ведущий дела управления и суда, получающий свои полномочия от новгородского веча.
Рядович – временно-обязанные, полусвободные смерды, попадавшие во временную зависимость в силу «ряда» - договора, на основании которого они работали на хозяина.
Смерды – социальный слой славянского общества раннего средневековья. В исторической литературе существуют три точки зрения по вопросу о том, какой слой древнерусского общества обозначался термином «смерды»: 1) вся масса сельского населения, постепенно из свободного крестьянства оно становится зависимым; 2) только крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью; 3) особая группа зависимого полусвободного населения.
Судебник– краткий свод основных законов.
Тиун (слуга) – княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах в XI –XV вв. В отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.
Уроки– размер дани.
Урочные лета – срок, в течение которого помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Введены впервые в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. отменяло урочные лета и вводило бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.
Холопы – люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (раб в русском феодальном обществе). Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу.
Церковный раскол – религиозно-общественное движение в середине XVII в. Поводом к нему послужила церковная реформа, начатая в 1653 г.
Челядь – название зависимого населения Киевской Руси (в IX –XII вв. – рабы). С XII в. слово «челядин» относилось к части зависимого населения Руси, занятого в феодальном хозяйстве. В XVIII –XIX вв. так называли дворовых людей помещиков.
Юрьев день (осенний) – церковный праздник в честь св. Георгия 26 ноября по старому стилю, совпадавший с окончанием годового цикла сельскохозяйственных работ. Судебник 1497 г. ограничил в общегосударственном масштабе крестьянский переход неделей до и после Юрьева дня.
Язычество – обозначение нетеистических религиозных верований, религия самодовлеющего космоса. Для язычества характерно многобожие (политеизм).
Ярлык– грамота, выдаваемая монгольскими ханами князьям подвластных им земель, митрополитам, дававшая право на владение землями, управление ими, семинар должностей и др.