Технологии профессионально-должностного развития персонала
Система профессионально-должностного развития государственных служащих в зарубежных странах основывается на принципах стабильности, беспартийности, беспристрастности и лояльности. Назначение претендентов на должность происходит после окончания учебного заведения и при условии успешной сдачи экзаменов независимой внепартийной государственной комиссии. Первичное назначение на должность рассматривается как назначение на государственную службу в целом, а не как назначение в тот или иной государственный орган.
В большинстве зарубежных стран чиновник назначается на низшую должность в служебной иерархии, получая повышение по службе в зависимости от стажа работы, уровня профессионализма и результативности деятельности. Ему гарантированы занятость, соответствующие условия труда и комплекс мер социальной защиты. Размер заработной платы находится в зависимости от занимаемой должности. После окончания служебной карьеры по достижении пенсионного возраста чиновник получает гарантированную пенсию и почетную отставку.
Можно выделить различные модели организации профессионально-должностного продвижения государственных служащих.
В романо-германской (европейской) модели основным принципом профессиональной деятельности является принцип карьеры, подразумевающий последовательное (карьерное) замещение вакантных должностей. При этом зачисление происходит только на начальную должность в служебной иерархии. Служебная карьера чиновника зависит от результатов его деятельности, оцениваемых в форме профессиональных (квалификационных) экзаменов.
Англосаксонская (английская) модель построена на принципах «свободного входа» и «открытых дверей», при котором возможно замещение вакантных должностей лицами, ранее не работавшими в системе государственной службы. Существует система карьерного продвижения (принцип «заслуг»), и одновременно допускается прием на работу в порядке «патронажа» («личного покровительства»). Служащий нанимается на конкретную должность, может ее оставить по своему желанию и имеет право свободно перемещаться между общественным и частным секторами.
Так, система управления персоналом государственной службы ФРГ определяется существующей «карьерной» организацией государственной службы. В Основном законе ФРГ, в законах о чиновниках и изданных на основе этих законов положениях о служебных рангах закрепляются основные принципы отбора и продвижения по службе — пригодность, способность и профессиональная квалификация.
Единство системы управления персоналом государственной службы Германии обеспечивается общей для всех уровней системой званий и чинов, едиными правилами прохождения службы, перечнями прав, обязанностей, ограничений и гарантий, пенсионного обеспечения и оплаты труда1.
Зачисление на государственную службу происходит на конкурсной основе после сдачи специального экзамена. В соответствии с законом «О систематизации служебного права» чиновник может быть назначен пожизненно, на испытательный срок, до момента отзыва, на время или в качестве почетного чиновника. Назначение на должность и прохождение государственной службы чиновниками основывается на полученном профессиональном образовании. В целом в системе государственной службы ФРГ существуют четыре уровня службы: простая (низшая), средняя, повышенная и высшая. В пределах каждого уровня государственным служащим присваиваются служебные ранги. Служебный ранг охватывает все должности одной и той же сферы деятельности, предполагающей одинаковую подготовку и профессиональное образование (всего 16 рангов). Доступ к тому или иному служебному рангу и назначение на государственную должность зависят от уровня профессиональной квалификации чиновника.
Немецкая система должностного продвижения основывается на принципе постоянного развития профессионализма. Процесс проверки профессиональных знаний и результатов работы происходит в форме профессионального экзамена не реже чем раз в 5 лет, а также в случае личной или служебной необходимости. Согласно положениям специального документа «Порядок прохождения государственной службы федеральными чиновниками», квалификационная оценка должна учитывать также духовно-нравственные качества человека, его характер, образовательный уровень, работоспособность, социальное поведение. Оценка, полученная на экзамене, доводится до сведения чиновника, обсуждается с ним, причем это обсуждение фиксируется в письменном виде и приобщается к личному делу. При этом полученная оценка наряду с общими результатами экзамена является служебной информацией и не подлежит публичному обсуждению. От процедуры регулярной сдачи квалификационного экзамена освобождаются лица, достигшие 50 лет.
Таким образом, в Германии перспектива продвижения по службе и карьерный рост рассматриваются как важнейший элемент мотивации, ориентированный на повышение общественного престижа и улучшение материального положения государственных служащих. Карьера чиновника основывается на принципе периодического служебного продвижения. При этом особым условием для повышения в должности является сдача специального экзамена. Назначение «людей со стороны» возможно только в ограниченном объеме, после того как независимые инстанции (комитеты по кадровым вопросам) определят их квалификацию.
Система управления персоналом государственной службы Французской Республики также основана на принципах карьеры. Французская государственная служба — это закрытая и регламентированная система администрирования. Служащий, получивший специальную подготовку, поднимается по служебной лестнице в соответствии с определенными правовыми нормами служебного продвижения.
Во Франции государственные служащие принимаются на работу по конкурсу, в соответствии с принципом равного доступа к государственной службе. Конкурсы включают письменные экзамены, устные собеседования, оценку профессиональных и деловых способностей кандидатов. Существует три основных вида проведения конкурсов: «внешний» конкурс для лиц, имеющих определенные дипломы и сдавших экзамен; «внутренний» конкурс для чиновников, имеющих стаж государственной службы; «смешанный» конкурс, совмещающий два предыдущих.
Конкурс проводит независимый коллегиальный орган — жюри, которое классифицирует кандидатов по их заслугам для последующего назначения на должности и дает рекомендацию для занятия вакантной должности. Внеконкурсное занятие должностей касается руководящих (политических) постов, должностей, появившихся в результате создания нового государственного органа, а также должностей вспомогательных категорий. Результаты конкурсов должны быть преданы гласности, при этом любое назначение, повышение или отставка могут быть обжалованы в административном суде.
Профессионально-должностное продвижение по службе происходит путем занятия вакантной должности и повышения в чине. Государственный служащий принимается на иерархическую ступень категориий А, В, С, D и входит в корпус, включающий множество рангов1. Законодательством Франции установлена единая классификация персонала, должностей и чинов как для центральной государственной службы, так и для местной службы. Чиновник имеет право перейти из центральной государственной службы в местную службу с сохранением своего должностного положения.
Чиновник может быть назначен на любую должность, соответствующую присвоенному ему рангу. Вопрос о назначении принимает руководитель государственного органа. Продвижение по службе может заключаться либо в повышении жалованья без изменения должностного статуса, либо в переводе в более высокий класс. Законодательно установлен средний срок нахождения в каждом ранге. При этом существенную роль играет система оценки профессиональной деятельности чиновника.
Во Франции существует различие между обычной и исключительной карьерой. Исключительная карьера предполагает ускоренное продвижение в классе или в ранге внутри класса. В этом случае чиновникам предоставляют возможность подготовки к экзаменам, резервируют вакантные должности, проводят специальные экзамены. Продвижение по исключительной карьере происходит при назначении на службу в международные организации, при занятии правительственных должностей, в случае избрания в выборное учреждение или в профессиональный союз. При этом за чиновниками сохраняется право на служебное продвижение в системе обычной государственной службы.
В случае болезни, получения дополнительного образования, временного изменения сферы профессиональной деятельности происходит резервирование службы. В этом случае чиновник, находясь в резерве, лишается жалованья, стажа работы, но сохраняет право на восстановление своего положения в прежнем статусе.
Таким образом, французская система профессионально-должностного продвижения относится к карьерной системе. Профессиональная деятельность чиновника проходит в том государственном органе, куда он был назначен на должность. Государство гарантирует чиновнику пожизненную занятость и карьерный рост в зависимости от результатов его профессиональной деятельности. Переход из одного служебного ранга в другой происходит с учетом трудового стажа, в зависимости от личных заслуг и профессиональной компетентности работника.
Система управления персоналом государственной службы США определяется принципами «системы открытой государственной службы» или «системы найма». В основу организации государственной службы США положено деление служащих на две категории — конкурсную и патронажную. К первой категории относятся государственные служащие, поступающие на службу и продвигающиеся по службе в соответствии с принципами «системы заслуг». Ко второй категории относятся те государственные служащие, которые назначаются на должность президентом либо по совету и с согласия Сената (главы федеральных органов исполнительной власти и т. п.). Кроме того, к числу патронажных относятся должности, которые обеспечивают организацию работы глав федеральных исполнительных органов (советники, секретари министров и др.). Особый статус имеют «исключенные» государственные служащие — служащие ФБР, ЦРУ и пр.
Набор на должности государственной службы, основанной на «системе заслуг», проводится в двух формах — «открытой» (для должностей конкурсной службы) и «закрытой» (для Государственного департамента, службы здравоохранения и лесного хозяйства и ряда других ведомств). При открытом наборе должность может быть занята любым претендентом, успешно сдавшим экзамен. При закрытом наборе занятие постов осуществляется в порядке карьерной службы в данной системе. «Закрытая» форма требует от служащего начинать службу с низшей должности. Для лиц «со стороны» средние и высшие посты в этой системе практически закрыты. На конкурсную службу в «исключенных» органах иностранцы не принимаются. Большинство постов в исполнительной власти относится к «конкурсной службе»1.
Процедура приема на работу включает следующие стадии: проверка заявления, проведение экзаменов или собеседования, проверка благонадежности, выбор кандидатов на должность, проверка деловых и профессиональных качеств в течение испытательного срока. Важным условием проведения конкурсных экзаменов является опубликование перечня вакансий, по которым проводятся экзамены, что формально дает право каждому лицу участвовать в конкурсе.
Профессионально-должностное продвижение государственных служащих в США происходит в соответствии с «системой заслуг», которая предусматривает заполнение вакантных должностей на всех уровнях не только служащими, имеющими стаж административной работы, но и теми, кто ранее не работал в системе государственного управления.
Профессионально-должностное продвижение чиновников высшего уровня происходит в соответствии с принципами деятельности Службы высших руководителей, введенной в 1978 г. Служба высших руководителей (СВР) является особой кадровой системой в органах исполнительной власти, включающей карьерных и политических чиновников, которые заняты на ключевых государственных постах.
Раздел XI. Особенности управления персоналом государственной службы
Для поступления в СВР установлены особые квалификационные требования в форме конкурсных экзаменов. Альтернативный путь поступления связан с особыми обучающими программами, после успешного завершения которых кандидат может выбрать для работы любое ведомство. Члены СВР должны обладать высокими управленческими знаниями, каждому из них рекомендуется иметь личный план развития с четко определенными целями. Членами СВР созданы условия для ускоренного продвижения по карьерной лестнице и профессионального развития. Члены Службы высших руководителей имеют возможность занимать государственные должности независимо от своей первоначальной должностной позиции. Они имеют более высокий по сравнению с другими служащими уровень оплаты труда, а также право на получение дополнительных денежных выплат1.
Таким образом, профессионально-должностное развитие государственных служащих в зарубежных странах основывается на принципах стабильности, беспартийности, беспристрастности и лояльности. Замещение вакантных должностей, конкурсный отбор на государственную службу и создание возможностей для профессионального развития государственных служащих являются важными компонентами системы профессионально-должностного продвижения государственных служащих.