Количественный рост корпуса классных чиновников в России
(тыс. человек)
Начало XVIII в. | Середина XVIII в. | Конец XVIII в. | 1850 г. | 1860 г. | . | 1903 г. вместе с канцелярскими служителями |
4,5 | 15-16 |
Количественный рост чиновников требовал усиления организационного и воспитательного воздействия власти на служащих государственного аппарата с целью повышения их должностной деловой результативности. Эти актуальные задачи побуждали правительство постоянно повышать роль органов управления персоналом, совершенствуя структуру, расширяя штаты, уточняя функции и т. д.
В результате Петровских реформ государственного устройства формирование и деятельность корпуса гражданских служащих перешли в ведение Сената как высшего после государя органа судебного надзора и административного управления. В этих целях в Правительствующем Сенате первоначально был учрежден Разрядный стол во главе с И. Ларионовым. В 1722 г. он был преобразован в более крупную по штатам и широкую по функциям Герольдмейстерскую контору, ставшую специальным административным подразделением, посредством которого Правительствующий Сенат осуществлял управление государственной службой. На основании петровской инструкции герольдмейстеру от 5 февраля 1722 г. «Об отправлении дел по его должности» перед этим сенатским органом ставились следующие задачи:
- вести учет «вышних и нижних, прежних и нынешних, военных, гражданских и придворных чинов дворянского сословия всего государства»;
- составлять списки служащих по видам государственной службы, а также отдельные списки по чинам;
- в списках «служилого сословия» иметь указания о том, к какому виду службы эти люди пригодны и в каком виде службы предполагается их использование;
- особо учитывать детей мужского пола из дворянских семей, с характеристикой их возраста, образования и здоровья; организовать на местах школы для их обучения основам грамоты, госу-дарствоведению, экономике, российскому законодательству;
- иметь в Герольдмейстерской конторе сведения из административных органов об освобожденных от должностей и по требованию Сената в любое время представлять кандидатов на вакантные служебные места;
- дледить за тем, чтобы годные к службе дворяне под различными предлогами не пытались уклониться от служебного долга1.
ИМПЕРАТОР
КАБИНЕТ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА
ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ
ГЕРОЛЬДМЕЙСТЕРСКАЯ КОНТОРА СЕНАТА
Иностранных дел
Военная
Адмиралтейская
Камер
Коллегии Штатс
Президенты Ревизион
коллегий Берг
Мануфактур
Коммерц
Юстиц
Вотчинная
Главный магистрат
ВОЕВОДЫ УЕЗДОВ
(до 1719 г.)
Губернаторы ВОЕВОДЫ
20 губерний и их ПРОВИНЦИЙ ЗЕМСКИЕ
канцелярии (с 1719 г.) КОМИССАРЫ
ДИСТРИКТОВ (до 1719 г.)
Рис. 42. Система управления государственной гражданской службой в России в начале XVIII в.
В лице Герольдмейстерской конторы субъект верховной власти и Правительствующий Сенат имели в своих руках инструмент непосредственного управления государственной службой (см. рис. 42). В течение всего XVIII в. с помощью этой административной структуры они оказывали регулирующее воздействие на формирование, развитие и профессиональную деятельность корпуса государственных служащих, сосредоточивая ее управленческий потенциал на решение задач и выполнение функций государства. В царствование Александра I управление персоналом государственной службы стало компетенцией Департамента герольдии, или Первого департамента Сената.