Правовое обеспечение ограничений и гарантий в процессе прохождения государственной гражданской службы
Важной частью правовой основы стал перечень ограничений, связанных с гражданской службой. Они отражают тот факт, что государственная гражданская служба - это особый правовой институт, который регулируется нормами не только трудового, но иадминистративного права. В интересах государства и общества некоторые конституционные права гражданских служащих ограничены по сравнению с правами остальных граждан.
Так, государственные гражданские служащие не могут заниматься предпринимательством, другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой), быть депутатами законодательного или представительного органа. Им не разрешено представлять в государственном органе интересы третьих лиц в качестве поверенного, получать гонорары, вознаграждения от физических и юридических лиц, выезжать в заграничные командировки за счет этих лиц. Им нельзя принимать без разрешения награды, использовать свое служебное положение в интересах политических партий, участвовать в забастовках и др.
В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены меры по уравновешиванию ограничений социальными гарантиями для гражданских служащих. Гарантии касаются защиты служащих от угроз, возмещения расходов, связанных с переездом на работу в другую местность, получения субсидии на приобретение жилья, пенсионного обеспечения с учетом стажа государственной службы, медицинского обслуживания за счет средств государственного бюджета, дополнительного отпуска в зависимости от группы должности и стажа службы, профессиональной переподготовки и повышения квалификации за счет государства и др.
Правовое обеспечение изменений должностного положения гражданского служащего
В управлении персоналом гражданской службы важное значение имеет правовое обеспечение перемещений служащих на вышестоящие, равнозначные и нижестоящие должности. Мировая практика правового регулирования этого процесса идет по пути реализации принципов «заслуг и достоинств», ротации, мотивации, профессионального развития, установления четких правил карьеры, ее планирования и реализации.
В российском законодательстве предпринята попытка дать правовое определение понятия должности гражданской службы, проведена классификация должностей по категориям и группам, утверждены реестры должностей государственных служащих и положения об их аттестации. Кроме того, определены основные правовые признаки должности государственной гражданской службы: ее образование в государственном органе, установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий этого органа, денежное содержание и ответственность за выполнение обязанностей. Выделены два вида должностей: государственные должности, которые носят политический характер, и должности государственной службы, которые относятся к административным. Они различаются по органам, устанавливающим данные должности, характеру деятельности, способам вступления и срокам пребывания в должности, правовому положению, по требованиям к профессиональным качествам лиц, которые их занимают. Это создает условия для более эффективного управления персоналом, прежде всего по вертикальному и горизонтальному передвижению гражданских служащих, обеспечению их должностного и профессионального роста.
Важное значение для работы с персоналом имеет Реестр должностей государственной гражданской службы. Он представляет собой классификатор, содержащий сведения о местонахождении и наименовании должностей, распределении их по категориям и группам. Реестр должностей способствует формированию штатов государственных органов и разработке должностных регламентов.
Классные чины гражданских служащих
В управлении персоналом государственной гражданской службы большое значение имеют классные чины. Чин - это квалификационное отличие, которое присваивается служащему (в большинстве случаев по результатам квалификационного экзамена) в связи с занимаемой должностью и уровнем профессионализма в соответствии с квалификационными требованиями к определенным группам должностей. Законодателем установлены следующие классные чины для государственной гражданской службы: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; советник государственной гражданской службы 1, 2 или 3-го класса; референт государственной гражданской службы 1, 2 или 3-го класса; секретарь государственной гражданской службы 1, 2 или 3-го класса.
Аттестация гражданских служащих
Неотъемлемой частью правовой основы управления персоналом и процессом прохождения гражданской службы являются нормативно-правовые акты о проведении аттестации государственных гражданских служащих. Они отражают тот факт, что аттестация - юридическая обязанность гражданских служащих проходить в установленной организационно-правовой форме периодическую проверку (оценку) соответствия требованиям замещаемой должности.
Правовыми нормами установлены сроки аттестации, технологии ее организации (формирование комиссий, утверждение графиков, составление списков аттестуемых, подготовка отзывов), порядок обсуждения, оценки, принятие решений, оформление результатов аттестации. Аттестация призвана способствовать повышению эффективности гражданской службы.