Система социальной защиты государственных гражданских служащих
В настоящее время сложилась определенная система социальной защиты государственных гражданских служащих.
Основными ее элементами являются:
— субъекты социальной защиты. В этом качестве выступает государство, которое как наниматель формирует систему гарантий на гражданской службе и обеспечивает их реализацию исключительно за счет государственного (федерального либо субъекта Федерации) бюджета и обязывает представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа, представителя указанного руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя, предоставить гражданскому служащему государственные социальные гарантии. Этим создаются юридические условия для противодействия произволу и субъективизму в предоставлении гарантий, а также для пресечения распространившейся практики формирования и использования различных внебюджетных источников повышения социального статуса гражданских служащих и для предотвращения появления некоторых источников должностных злоупотреблений и коррупции.
— объекты социальной защиты. Это круг лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной защите. К ним относятся гражданские служащие, замещающие соответствующие должности, а также (в отдельных случаях, указанных в действующем законодательстве) члены их семей или лица, уволенные с гражданской службы при ликвидации или реорганизации государственного органа либо сокращении должностей.
— предметы социальной защиты, которыми являются личные свободы и права, должностные обязанности, социальный статус гражданских служащих.
— принципы социальной защиты как руководящие правила, на основе которых осуществляются конкретные действия по социальной защите гражданских служащих. К ним можно отнести: легальность и юридическую определенность форм социальной защиты; их адресность (персонализация); обоснованность и целесообразность; действенность (влияние на эффективность обеспечения прав, исполнение должностных обязанностей); демократичность, предполагающую открытость системы социальной защиты, единство основополагающих мер, равенство исходных позиций и пр.; реалистичность осуществления мер социальной защиты; социальную справедливость, предполагающую учет специфики, эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
— формы социальной защиты. Основными из них являются гарантии, компенсации, льготы. Гарантии — это средства, способы иусловия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных гражданским служащим прав, а также должностных обязанностей в области служебных отношений. Компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения гражданским служащим затрат, связанных с исполнением ими должностных обязанностей. Льготы — это преимущества, которые предоставлены отдельным категориям гражданских служащих, освобождение от выполнения определенных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.
Целесообразно также вести речь о различных уровнях социальной защиты гражданских служащих. В зависимости от специфики отрасли права, особенностей юридических актов, регулирующих те или иные отношения, представляется возможным выделить:
— уровень международный, представляющий систему мер, осуществляемых субъектами международного права (Международной организацией труда, профессиональными общественными объединениями и др.) по реализации международных гарантий прав человека, трудящегося и обеспечивающих международный контроль за состоянием социальной защищенности;
— уровень общегражданский или конституционный, обеспечивающий соблюдение гражданских прав всего населения страны;
— уровень собственно государственной гражданской службы страны;
— уровень региональный, обусловленный разграничением предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации;
— уровень специально-профессиональный, на котором реализуются гарантии прав отдельных категорий гражданских служащих в силу специфики рода, вида или характера их служебной деятельности.