Глава 30. локальные нормативные акты
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Содержание локальных нормативных актов и их значение в управлении персоналом
Трудовой кодекс Российской Федерации определил место локальных нормативных актов в системе отечественного трудового законодательства, регулирующего трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, в том числе и кадровые. В соответствии со ст. 5 данного закона они занимают низшее положение в иерархии нормативных актов, что ни в коей мере не умаляет их значения, так как именно на уровне конкретной организации, конкретного работодателя решаются вопросы, имеющие существенное значение для конкретного работника.
Статья 8 Трудового кодекса РФ указывает, что работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором и соглашениями. Это может быть федеральный закон (например, о государственной гражданской службе, об акционерном обществе, о государственном и муниципальном унитарном предприятии, о государственном и муниципальном учреждении), положение о государственном органе и пр. Работодатель (представитель нанимателя) реализует свои нормотворческие полномочия в этой области самостоятельно, если он является физическим лицом, или через свои органы управления. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором или соглашением, при принятии локальных нормативных актов учитывается мнение представительного органа работников либо согласование с ним. Наконец, ст. 22 наделяет работодателя правом принимать локальные нормативные акты, которые являются обязательными для работников.
В статье 13 устанавливаются пределы действия локальных нормативных актов в пространстве: они действуют только в рамках организации, руководитель которой издает соответствующий акт, и распространяются только на ее персонал. Локальные нормативные акты не должны противоречить законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативно-правовым актам федеральных и региональных органов исполнительной власти. Они не являются чем-то изолированным, находящимся вне правового поля и по юридической силе занимают свою нишу в иерархической структуре источников трудового права, замыкая цепочку подзаконных актов, действующих в России.
К сожалению, в современной литературе пока отсутствует согласованное понятие правовой природы и сущности локальных актов. Законодатель на настоящее время не сформулировал соответствующую норму-дефиницию. Нет упоминания о данной категории юридических документов, применяемых при разрешении споров, ни в ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни в ст. 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Но судебная практика подтверждает, что при разрешении споров суды руководствуются не только законодательством или коллективными договорами и соглашениями, но и документами, принятыми в соответствии с этими источниками права компетентными органами организации.
Локальные нормативные акты принимаются в развитие общих норм трудового права для конкретизации правил, установленных источниками права вышестоящих уровней их иерархии, применительно к специфике соответствующей организации, а также для повышения уровня гарантий, предоставленных работникам, поскольку они не должны ухудшать их положение. Кроме того, локальные нормативные акты призваны устанавливать те условия труда, определение которых прямо отнесено законодательством к компетенции работодателя. Необходимыми предпосылками признания за ними нормативного значения являются принятие их в установленном порядке и наличие общей нормы, которая предоставляет работодателю возможность принятия соответствующих правил.
Способность руководства сделать при помощи локальных актов отношения с работниками «прозрачными» и понятными для обеих сторон является одним из важнейших показателей зрелости, уровня развития организации. Кадровая политика организации существует всегда, независимо от того, осознается ли она и регламентируется ли соответствующими нормами самой организации. Но формализуется она именно в виде свода локальных нормативных актов, выстроенных в определенной логике и иерархии.
Отсутствие подобных актов может служить причиной возникновения трудовых споров, этических нарушений. Непрозрачность отношений работодателя и работников влечет за собой непредсказуемость поведения сторон, низкое доверие работников к организации, устную (эфемерную) форму некоторых договоренностей и правил, искажение или недостаточность информации о нормах и правилах поведения, неоправданные ожидания работников, отсутствие четких обязательств и ответственности сторон, недостаточную заинтересованность работников в продолжительной и продуктивной профессиональной деятельности и, как следствие, неэффективное управление персоналом.
Исходя из вышеизложенного в качестве рабочего определения можно предложить: локальные нормативные акты — это юридические документы, содержащие нормы права, регулирующие трудовые (служебные) и иные связанные с ними отношения, принятые работодателем (представителем нанимателя) в установленном порядке в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами и соглашениями, в целях развития и конкретизации общих правил применительно к специфике соответствующей организации (органа).
Локальные нормативные акты принимаются единолично, и их следует отличать от юридических документов договорного характера, таких, как коллективные соглашения и договоры, трудовые договоры или контракты, которые являются результатом определенного компромисса, как минимум, двух сторон. В то же время локальные нормативные акты не должны противоречить имеющимся коллективным соглашениям и договорам, так как последние обладают по отношению к ним большей юридической силой. Несмотря на недостаточную теоретическую разработанность проблемы локального нормотворчества, его практика обширна и разнообразна. В последние годы как государственные органы, так и юридические лица, представленные в иных организационно-правовых формах, особенно крупные акционерные общества, имеющие обширные внешние связи и стремящиеся к соответствию международным стандартам в работе с персоналом, накопили достаточный для обобщения опыт, позволяющий прийти к определенным выводам и рекомендациям.