Система управления карьерой персонала
Принципы управления Субъекты управления карьерой
Правовые нормы управления карьерой
Рис. 39. Основные элементы системы управления карьерой персонала
Механизм управления карьерой персонала призван привести в действие систему управления карьерой — систему функций, полномочий и ответственности субъектов и объектов управления карьерой — посредством конкретных форм и методов работы с персоналом и тем самым обеспечить достижение целей управления карьерой персонала. По сути это согласованная совокупность средств и методов, обеспечивающих качественные изменения профессионального потенциала личности и адекватных способов его реализации в интересах как человека, так и государственного органа власти. Это совокупность средств воздействия, и прежде всего кадровых технологий, которые обеспечивают управление профессиональным опытом персонала в организации, реализацию его карьерной стратегии.
Средств воздействия на человека в организации много, и провести строгую границу между воздействием одних и воздействием других средств на личность в процессе реализации даже такой специфичной технологии, как управление карьерой, — весьма сложное занятие. Однако ключевые элементы механизма управления карьерой персонала все же можно выделить. Это такие кадровые технологии, как отбор, оценка (тестирование, квалификационный экзамен, аттестация и др.) и обучение персонала, а также работа с кадровым резервом, стажировка и ряд других.
Сюда же следует отнести технологии постоянного изучения содержания, характера и условий труда персонала с целью оперативного решения проблем организационного развития: своевременного изменения организационной структуры, штатов, описания должностей, профессиограмм служащих, коррекции профессионально-квалификационных требований, разработки предложений об изменениях в реестре должностей государственной и муниципальной службы, программ профессионального развития и др.
Механизм управления карьерой как элемент системы управления карьерой основывается на принципах управления, правовых нормах, строго регламентирующих порядок применения, организации и использования результатов кадровых технологий и применяемых при этом средств и методов работы с персоналом. Основные элементы механизма управления карьерой представлены на рис. 40.
Анализ нынешней практики работы с персоналом организаций, в том числе в государственной службе, свидетельствует о том, что значение многих из этих технологий не отвергается, но результаты их не являются основанием для принятия окончательных решений по кадровым вопросам. В практике должностного продвижения назначение из состава резерва незначительно. Анализ личных дел государственных служащих свидетельствует о том, что применение кадровых технологий не находит и документального отражения в подавляющем их большинстве.
Не менее сложной проблемой реализации карьерной стратегии персонала является процесс управления карьерой, т. е. логически связанная и последовательно реализуемая совокупность действий, из которых и формируется требуемое воздействие. По сути это тщательно спланированная, продуманная, согласованная и выполняемая конкретными людьми совокупность действий, которые и позволяют, в рамках установленной системы и принятого механизма управления карьерой, достичь поставленной цели.
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ
Отбор Обучение
Оценка ПРАВОВЫЕ НОРМЫ Стажировка
Методы изучения труда Работа с резервом
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
КАРЬЕРОЙ
Рис. 40. Основные элементы механизма управления карьерой
Процесс управления карьерой включает:
— выявление потребностей (текущих, перспективных) организации (речь идет о структурном профессиональном опыте) в составе персонала и оценка его актуальных профессиональных возможностей, т. е. структуры наличного профессионального опыта персонала: модель потребностей и модель возможностей;
— разработку и принятие решения о карьерной стратегии организации и внедрении технологии управления карьерой;
— выполнение принятых решений и реализацию планов карьеры персонала организации.
В процессе управления карьерой решаются две взаимосвязанные задачи. Во-первых, обеспечение соответствия профессионального опыта персонала требуемому проектному, структурному профессиональному опыту. Во-вторых, развитие и рациональное использование профессиональных способностей персонала. Их решение позволяет добиться высокоэффективной работы организации. Процесс управления карьерой персонала организации представлен на схеме (см. рис. 41).
Выполнение принятых решений и
реализация планов карьеры
персонала организации
Анализ
потребностей
организационной Анализ реально
структуры в профессиональном Разработка и принятие существующего
опыте персонала - решения о карьерной профессионального
структурный стратегии организации опыта персонала
профессиональный
опыт
Модель потребностей в
профессиональном
опыте организации и
возможностей ее
реализации
Рис. 41. Схема процесса управления карьерой персонала организации
Выводы
Главный смысл управления карьерой персонала состоит в том, чтобы все то ценное, чем обладает или может обладать человек в организации, а именно его способность к профессиональной деятельности, было эффективно использовано для достижения целей государственной и муниципальной службы и удовлетворения интересов личности.
Управление карьерой персонала выступает реальным комплексным инструментом кадровой политики субъекта управления персоналом. Эта кадровая технология предполагает наличие социальных инструментов управления и осуществляется при определенных условиях.
Формирование социальных инструментов управления карьерой персонала государственной и муниципальной службы и овладение ими специалистами кадровой службы, руководителями всех уровней управления — актуальные задачи.
Контрольные вопросы и задания
1. Каково содержание понятия «карьера» и какие формы личностного самовыражения вам известны?
2. Какие разновидности карьеры существуют?
3. Какие карьерные стратегии наиболее предпочтительны для государственной и муниципальной службы?
4. Перечислите основные условия управления карьерой.
5. Как связаны управление карьерой и управление персоналом?
6. Что представляют собой социальные инструменты управления карьерой?
Список литературы
Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие/ Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. М., 2006.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
© Турчинов А.И.
Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.
Глава 27. РОТАЦИЯ
Цели ротации персонала состоят в повышении уровня профессионализма перспективных специалистов и совершенствовании стиля управленческой деятельности. Именно в процессе перемещения на равноценные, а иногда и смежные должности субъекты ротации получают незаменимый опыт социализации личности, новые социальные роли, что создает базовую основу для карьерного роста и развития управленческого потенциала персонала в целом.
Определяющую роль в организации ротации играют субъекты управления персоналом - руководители организаций и специалисты кадровых служб, поскольку такая сложная кадровая процедура не может успешно применяться без наличия тщательно разработанной и стратегически продуманной кадровой стратегии организации. Что же представляет собой ротация как кадровая технология?