Особенности правовых взаимоотношений при аттестации
Аттестация — это мероприятие выраженного принудительного характераи, следовательно, определенного вторжения в личную поведенческую сферу. Аттестуемый не может отказаться от этой процедуры, к примеру, под формулой защиты прав человека или вмешательства в личную жизнь. Именно поэтому юридическое право на проведение аттестации санкционировано государством. Таким образом, имеются все основания для возведения аттестации как служебного оценочного акта в ранг обязательного в системе государственной службы. В негосударственных организациях аттестация может проводиться на основе локальных нормативно-правовых актов, согласованных с юридическими и профсоюзными органами.
Аттестационные комиссии должны руководствоваться только законом и утвержденными предписаниями. Но не исключено, что какие-то личные мотивы могут учитываться при оценке человека. Члены аттестационных комиссий могут не знать отдельных аттестуемых, но все должны следить, чтобы процедура соблюдалась пунктуально, представляемые документы были аргументированы, формулировки предлагаемых решений — четкими и недвусмысленными, реакция должностных лиц на возражения аттестуемых по выводам аттестаций — в рамках закона.
В аттестации всегда имеет место одно объективное противоречие, которое накладывает свой отпечаток на результаты аттестации и оценки. Уровень субъективности находится в прямо пропорциональной зависимости от руководителя (субъекта оценки), от его управленческого профессионализма, компетентности, воспитанности, порядочности, психологической подготовленности. Как правило, руководителю по должностному положению доверяют оценивать людей, не задумываясь, а точнее, не ставя под сомнение правильность его подхода к этой важнейшей процедуре. Правда, аттестационная комиссия вправе заслушать и непосредственного руководителя о мотивированности оценки.
Гарантирует ли процесс аттестации справедливые выводы, объективность подхода к оценке? На эти вопросы однозначно ответить трудно.
Встречаются ситуации, когда в аттестации описаны негативные факты, которые имели место в прошлом. Но подтверждения им нет (приказов о наказании за этот проступок, других зафиксированных источников). В таком случае аттестационная комиссия должна руководствоваться юридическим принципом «определения пределов рассмотрения дела во времени».
Следует обратить внимание организаторов и на такое обстоятельство, которое должно повысить ответственность непосредственного начальника за личную и собственноручную подготовку и написание отзыва (характеристики), а также формулирование выводов о перспективе дальнейшей службы. Это будет способствовать поднятию личного и служебного авторитета руководителя, так как это прописано в другом нормативном акте1.
Согласно законодательству, отзыв об аттестуемом должен быть мотивированным. Непосредственные начальники должны, как записано в Федеральном законе, представить мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей. Положение об аттестации расширяет это понятие до требований оценки профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности. Оценка должна быть обоснованной, т. е. должна с наибольшей полнотой отражать как положительные качества, так и недостатки. А это возможно только при условии оценки деятельности гражданского государственного служащего по определенным и соответствующим каждой должности критериям.
Статья 48 не упоминает о критериях, не вводит их в число обязательных нормативов. Однако в Федеральном законе (ст. 14.2) работнику дано право ознакомиться с критериями,по которым оценивается эффективность исполнения им своих обязанностей. Следовательно, выработка критериев оценки является законодательно обязательной процедурой.
Организаторам аттестации надо быть готовыми к ситуациям, когда аттестуемый не согласится с оценкой его деятельности и выводами. Возникновение конфликтных ситуаций находится в прямой зависимости от компетенции оценщиков, прежде всего непосредственных руководителей. Законом учитывается возможность возникновения конфликта интересов, и потому одно из требований к формированию аттестационной комиссии — учесть это.
Логично, что оценку имеют право давать только хорошо знающие оцениваемого работника. Не подлежат аттестации гражданские служащие, проработавшие в занимаемой должности гражданской государственной службы менее года.
Мотивированность предполагает аргументированность, конкретность. А конкретность — это критерий. Критерии требуют ответа по существу вопроса. Основные критерии оценки гражданских государственных служащих можно найти в статьях Федерального закона. Исходя из специфики каждой организации они могут вырабатываться на местах руководителями и кадровыми органами. В научной литературе даются описания методов оценки с применением профессиограмм1.
Процедура оценки с помощью профессиограммы для любого руководителя чрезвычайно проста. Ему не нужно задумываться о «литературной обработке» содержания характеристики, как это имеет место при написании аттестации и что представляет для некоторых определенную трудность. Здесь руководитель введен в рамки указанных критериев. Ценность профессиограмм в том, что они позволяют выразить оценки в баллах (прилож. 1). Это дает большие возможности для аналитической работы и графического отображения результатов (прилож. 2). Вместе с тем оценочная професси-ограмма является документом юридического характера. При конфликтах оцениваемого и оценщика она должна рассматриваться в качестве основного аргументирующего документа.
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист. Этот документ является документом юридического значения. Ограниченность его объема претендует на лаконичность и конкретность формулировок. Аттестационная комиссия может сделать такие выводы, но полноту картины не отразит. Поэтому целесообразно к аттестационному листу прилагать соответствующую професси-ограмму с критериями оценки, соответствующие этой профес-сиограмме модели (графики или диаграммы) и выводы. В таком случае аттестационные листы способны нести значительно больший объем информации об аттестуемом, а самое главное — предметную информацию. Вариант моделирования оценки дан в приложении 2.
Формирование аттестационного листа — важная заключительная часть процедуры оценки. Здесь тоже локальным правовым актом государственного органа могут быть определены форма, порядок оформления, отражение сопоставления требуемых качеств с необходимыми функциями.
К этому следует добавить, что Федеральным законом о государственной гражданской службе в оценочную категорию включен еще один документ - должностной регламент государственного гражданского служащего (далее — Должностной регламент).
Следовательно, вновь речь идет об оценке служебной деятельности в критериях более широких, чем профессионально-личностные. Должностной регламент конкретизирует предусмотренные законодательством общие обязанности и права гражданского государственного служащего применительно к особенностям должности.