Диаграмма оценок качеств сотрудника
Здесь по столбцам приведены данные оценки следующих качеств сотрудника:
1) профессиональных;
2) деловых;
3) морально-психологических;
4) интегральных;
5) общая оценка.
Фрагмент данных по оценке экспертами профессиональных качеств сотрудника (данные по другим качествам имеют аналогичный вид).
Качества | Оценка (средняя) экспертов | Показатели (единичные) качеств |
Профессиональные | 4,23 | Профессиональные знания |
4.07 | Профессиональные умения и навыки | |
4,50 | Знания документов, регламентирующих служебную деятельность | |
4,20 | Способности к накоплению и обновлению профессионального опыта | |
4,33 | Степень реализации опыта на занимаемой должности | |
4,50 | Способность к творческому применению профессионального опыта | |
Оценка по качеству | 4,38 |
Для получения такого отчета необходимо форматирование соответствующей исходной кадровой информации, которое опирается на блок единичных показателей, критериев и шкал первичных оценок, определяемый в рамках выбранной методики. Для получения объективной и достоверной оценки качеств сотрудника, а следовательно, и надежной общей оценки его профессионализма необходимо не менее 25—30 единичных показателей. При этом следует учитывать, что абсолютная формализация как показателей, так и критериев их оценки невозможна. Кроме того, для получения первичных оценок привлекаются эксперты, которые при выставлении оценок используют факторы и данные, неизвестные разработчику методики (отражающие специфику как организации и должности, так и деятельности оцениваемого сотрудника).
Естественно, что роль этих экспертов не должна сводиться к механическому заполнению позиций бланка. Поэтому для работы экспертов предлагается шкала интервальных оценок, выбор же конкретной оценки остается за ними. Например, методика, основанная на применении универсального бланка актуальной оценки персонала', содержит блок показателей критериев и шкалу интервальных оценок, имеющих следующий вид (фрагмент):
Качества профессиональные:
Критерии | Показатели | Шкала |
Профессиональные знания | Обладает глубокими, прочными и всесторонними знаниями, имеет целостное представление об их системе; гибкость мышления позволяет решать сложные задачи теоретического характера в профессиональной области | 5,0 |
Обладает твердыми и системными знаниями; способен к решению теоретических задач профессионального характера | 4,5-4,0 | |
Обладает профессиональными знаниями для удовлетворительного решения задач профессионального характера | 3,5-3,0 | |
Знания поверхностные, несистемные; профессиональные задачи самостоятельно решать затрудняется | 2,5-2,0 | |
Профессиональные умения и навыки | Высокоразвиты и обеспечивают решение практических задач профессионального характера на высоком уровне | 5,0 |
Развиты и обеспечивают требуемый уровень компетентности в решении задач профессионального характера | 4,5-4,0 | |
Развиты удовлетворительно, обеспечивают выполнение профессиональных задач на достаточном уровне при посторонней помощи | 3,5-3,0 | |
Развиты слабо, при реализации навыков и умений в практической деятельности требуется постоянный контроль | 2,5-2,0 | |
Знание документов, регламентирующих служебную деятельность | Обладает всесторонними и глубокими знаниями содержания руководящих документов, обдуманно руководствуется ими в практической деятельности. Способен самостоятельно разрабатывать нормативные документы | 5,0 |
Хорошо знает содержание документов, стремится к постоянному руководству ими в практической деятельности | 4,5-4,0 | |
С содержанием документов знакомится, однако способности к систематической работе с ними развиты удовлетворительно. Допускает случаи нарушения требований руководящих документов | 3,5-3,0 | |
Знание документов поверхностное. В практической работе их требования учитывает не всегда. Допускает случаи грубого нарушения требований руководящих документов | 2,5-2,0 | |
Способности к накоплению и обновлению профессионального опыта | Активно, целенаправленно, систематически и результативно работает над повышением профессиональных знаний, умений и навыков. Способен реализовать и поддержать новое в профессиональной области | 5,0 |
Работает над повышением и обновлением профессионального опыта усердно, результативно. Не лишен новаторского подхода в профессиональной деятельности | 4,5-4,0 | |
Профессиональный опыт накапливает и обновляет по мере необходимости. Результатами профессиональной деятельности не выделяется из-за консервативного подхода к новому | 3,5-3,0 | |
Профессиональный опыт накапливает медленно, результаты профессиональной деятельности слабые, профессиональное новаторство воспринимает с трудом | 2,5-2,0 | |
Степень реализации опыта на занимаемой должности | С должностными обязанностями справляется с высоким качеством, постоянно превосходит должностные требования | 5,0 |
Опыт соответствует требованиям должности; с должностными обязанностями справляется | 4,5-4,0 |
Требованиям должности в основном соответствует, однако с должностными обязанностями не всегда справляется с требуемым качеством. Возможности накопления профессионального опыта на должности не исчерпаны | 3,5-3,0 | |
Профессиональный опыт недостаточен; требуемого качества выполнения должностных обязанностей не достиг | 2,5-2,0 | |
Способность к творческому применению профессионального опыта | Способен адекватно оценивать сложные задачи в профессиональной области и находить конструктивные и нетрадиционные способы их решения. Генерирует новации, способен к обоснованному риску | 5,0 |
Способен критически оценивать накопленный опыт и использовать его для квалифицированного решения задач в профессиональной области | 4,5-4,0 | |
Нестандартные (неординарные) задачи в профессиональной области решать самостоятельно затрудняется. Предпочитает действовать без новаций, по шаблону | 3,5-3,0 | |
Профессиональные задачи решает только традиционными способами. Новое в профессиональной области не воспринимает или отвергает | 2,5-2,0 |
В аналогичном формате представлены показатели, критерии и шкала других оцениваемых качеств (деловых, морально-психологических, интегральных).
Для учета особенностей конкретной организации и актуальных задач оценки персонала приведенная система показателей, критериев и шкал может быть изменена специалистами по оценке (по согласованию с организаторами процедуры оценки).
Особое место в технологии отводится этапу сбора и обобщения оценок экспертов, определенных в соответствии с системой показателей критериев и шкал оценки. От выбора экспертов-оценщиков зависит уровень достоверности и объективности оценки. Достоверность оценки персонала обеспечивается привлечением непосредственных руководителей оцениваемого сотрудника, а также других сотрудников, обладающих достоверной информацией о его профессионализме в силу совместной профессиональной деятельности. Это могут быть его подчиненные, а также коллеги, связанные с ним в рамках производственного цикла (передающие ему предварительную информацию или проекты документов, принимающие от него необходимую для их дальнейшей работы информацию или проекты документов), а также их руководители и подчиненные, привлекаемые к данным проектам. Технология оценки персонала допускает также учет оценок, полученных сотрудниками в процессе повышения квалификации, публичных мероприятий и т. д.
Особое место в технологии оценки персонала занимает самооценка сотрудником своих качеств в рамках профессиональной деятельности. Регулярная самодиагностика и целенаправленная коррекция качеств сотрудника обеспечивает постоянное и целенаправленное развитие его качеств с учетом целей и задач развития организации. Расширение оценки персонала на область потенциала каждого сотрудника позволяет выявить скрытые резервы, актуализация которых в интересах организации является одной из важнейших задач кадровой службы.
Таким образом, основная схема сбора первичных экспертных оценок имеет вид (рис. 34):
Руководитель
Заместитель Заместитель
Руководитель Руководитель