Доступ к персональной информации

Основополагающей для регулирования трудовых отношений в нашей стране является ст. 88 Трудового кодекса РФ «Передача персональных данных работника». Она обязывает работодателя не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным зако­ном. Это значит, что персональные данные собираются только для внутриорганизационного сведения, для осуществления трудовых отношений и никакие иные обстоятельства, за исключением осо­бо оговоренных в федеральных законах, переданы кому бы то ни было быть не могут.

Таким образом, личное дело не только не может «следовать» за человеком с одного места его работы на другое, но и в устной, неофициальной форме персональные данные запрещены к пере­даче сторонним организациям и лицам.

В других абзацах ст. 88 «Передача персональных данных работ­ника» Трудового кодекса конкретизируются положения, которые были обозначены выше, а именно то, что работодатель не может «сообщать персональные данные работника в коммерческих це­лях без его письменного согласия»; а также то, что он обязан «пре­дупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональ­ные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, уста­новленном федеральными законами».

В статье 89 Трудового кодекса, кроме того, говорится:

«В целях обеспечения защиты персональных данных, храня­щихся у работодателя, работники имеют право на:

полную информацию об их персональных данных и обработке этих данных;

свободный бесплатный доступ к своим персональным дан­ным, включая право на получение копий любой записи, содержа­щей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

определение своих представителей для защиты своих персо­нальных данных;

доступ к относящимся к ним медицинским данным с помо­щью медицинского специалиста по их выбору;

требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований настоящего Кодекса. При отказе рабо­тодателя исключить или исправить персональные данные работ­ника он имеет право заявить в письменной форме работодателю о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого не­согласия. Персональные данные оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собствен­ную точку зрения;

требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;

обжалование в суд любых неправомерных действий или без­действия работодателя при обработке и защите его персональных данных».

Важное положение, касающееся порядка доступа к персо­нальной информации, содержится в Федеральном законе № 125-ФЗ «Об архивах в Российской Федерации», принятом 22 октября 2004 г. В ст. 25 говорится, что ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разреше­ния гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архив­ным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создаю­щие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

За разглашение персональной информации предусмотрены меры ответственности в Кодексе Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях и Уголовном кодексе.

В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оговорены право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, право субъектов персональных данных при их обработ­ке в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации, право субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно ав­томатизированной обработки их персональных данных, право на обжалование действий или бездействия оператора.

В то же время закон предоставил широкие полномочия по обработке сведений оператору — государственному органу, му­ниципальному органу, юридическому или физическому лицу, ор­ганизующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели и содержание обработки персональных данных.

Выводы

Персональные данные повсеместно становятся объектом пра­вового регулирования. В Российской Федерации создана законо­дательная база для защиты прав человека в этой сфере; она раз­вивается, как развиваются и сами объективные информационные процессы.

Персональные данные (персональная информация) — истори­ческая категория. Сбор, обработка, использование сведений о че­ловеке могут служить мерилом демократизма той или иной страны и эпохи, служат отражением политической культуры государства.

В современных условиях персональные данные становятся также особым объектом защиты. Законодательное регулирование доступа к информации о работниках, передачи ее третьим лицам, технического обеспечения обработки сведений — важные новел­лы принимаемых правовых актов.

Персональные данные в эпоху бурного развития компьютер­ных технологий являются составной частью ресурсов общества и личности, они — основа осуществления трудовых отношений.

Контрольные вопросы

1. Какие положения о правах и свободах человека и граждани­на в сфере сбора, хранения, обработки и использования инфор­мации содержатся в Конституции Российской Федерации?

2. Какую норму содержит Конституция Российской Федера­ции об обязанностях органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц при работе с пер­сональной информацией граждан?

3. Какие законодательные акты составляют правовую основу работы с персональной информацией?

4. Чем персональная информация отличается от кадровой?

5. Каковы основные требования к работе с данными персо­нального характера?

6. В чем заключаются особенности сбора, хранения, использо­вания данных персонального характера в вашей организации?

Список литературы

Европейская конвенция о защите физических лиц при авто­матизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. //http://www.hri.ru/docs/?content=file&id=348.

О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Российская газета. 2006. 30 июля.

Об информации, информационных технологиях и о защи­те информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. 2006. 29 июля.

Об утверждении Положения о персональных данных госу­дарственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела: Указ Президента Российской Федера­ции от 30 мая 2005 г. № 609 // Российская газета. 2005. 7 июня.

Галатенко В.А. Основы информационной безопасности: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спе­циальностям в области информационных технологий. М., 2006.

Просветова О.Б., Федотов И. С. Персональные данные: Учеб. пособие. М., 2005.

© Иларионова Т.С.

Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.

/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.

Глава 23. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Наши рекомендации