Понятие персональной информации

Положение в области права изменилось с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г. и ряда феде­ральных законов.

Статья 24, п. 1, Конституции РФ гласит: «Сбор, хранение, ис­пользование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти и органы местного самоуп­равления, их должностные лица обязаны, — говорится далее, в п. 2 этой статьи, — обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Незадолго до принятия Конституции Российской Федерации проблема персональных данных частично нашла свое отраже­ние в Законе «О государственной тайне». В соответствии со ст. 5 этого акта разглашению не подлежат сведения «о лицах, сотруд­ничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведы­вательную и оперативно-розыскную деятельность». А вот данные «о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Фе­дерации; о фактах нарушения законности органами государствен­ной власти и их должностными лицами», как устанавливал закон, не могут быть засекречены.

Таким образом, возникла своего рода правовая коллизия: све­дения о человеке не могут быть, кроме особо оговоренных случа­ев, государственной тайной. И все-таки они не предназначались для открытого и всеобщего пользования.

Персональная информация (персональные данные) — это све­дения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

Такая формулировка содержалась в ст. 11 базового для регу­лирования информационной деятельности в Российской Федера­ции Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», принятого в 1995 г. Сейчас принят новый акт — Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. В нем уже нет новелл, которые касаются персональных данных, потому что одновременно был принят другой документ — Феде­ральный закон № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных дан­ных». В статье 3 там дана следующая формулировка:

«Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой инфор­мации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рож­дения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация».

То, что законодатель использовал в акте правовую форму­лу «любая информация, относящаяся к определенному... лицу», свидетельствует о важной тенденции: как и в Европе, в России в качестве персональных данных теперь рассматриваются все све­дения, которые позволяют составить о человеке представление: не только информация о его жизненном пути, но и биометриче­ские данные, такие, как отпечатки пальцев, генетический код или фотография сетчатки глаза. Помимо общего положения в Феде­ральном законе «О персональных данных» есть и специальная статья — 11-я — «Биометрические персональные данные».

Статьей 7 персональные данные отнесены к категории конфи­денциальных. В то же время правовым актом оговорены случаи, при которых информация о человеке не может считаться закры­той, недоступной пользователям, обществу. Подчеркивается, что обеспечение конфиденциальности данных не требуется в случае их обезличенного использования.

Законом установлено, что обработка персональных данных возможна только с согласия их субъекта. В статье 9 подчеркивается, что «субъект персональных данных принимает решение о предо­ставлении своих персональных данных и дает согласие на их обра­ботку своей волей и в своем интересе». Согласие на обработку пер­сональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В то же время есть и исключение: федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления персо­нальных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Трудовой кодекс Российской Федерации определил, как пони­мать информацию о человеке в контексте трудовых отношений: «Персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника».

Это положение свидетельствует о том, что, как и в Европе, в Российской Федерации законодательно ограничивается сбор све­дений о человеке при осуществлении трудовых отношений: ни запрашивать, ни обрабатывать, ни использовать иные сведения, кроме необходимых для найма, работодатель не может.

В литературе можно также встретить понятие «кадровая ин­формация» — это обусловленные законом сведения о работающем в федеральном органе власти, органе власти субъекта Федера­ции или местного самоуправления человеке или готовящемся к поступлению на службу, собранные для обеспечения функцио­нирования организации, в том числе и для работы с персоналом: формирования кадрового резерва, определения контингента тех служащих, которые должны получить дополнительное образова­ние, проектирования должностей и т. д.

Кадровая информация представляет собой сведения, принад­лежащие организации, в то время как персональные данные — это «достояние» гражданина. Часть персональной информации входит в состав кадровой (см. рис. 28).

 
  Понятие персональной информации - student2.ru

Персональная информация

 
  Понятие персональной информации - student2.ru

Кадровая информация

       
    Понятие персональной информации - student2.ru
 
  Понятие персональной информации - student2.ru

Рис. 28. Соотношение персональной и кадровой информации

Понятие «кадровая информация» позволяет подчеркнуть от­ношения найма при использовании сведений персонального характера. Однако в российском законодательстве, несмотря на широкое распространение терминологических словосочетаний «кадровый резерв» и «кадровая служба», понятия «кадровая ин­формация» не содержится.

Наши рекомендации