Понятие персональной информации
Положение в области права изменилось с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г. и ряда федеральных законов.
Статья 24, п. 1, Конституции РФ гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны, — говорится далее, в п. 2 этой статьи, — обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Незадолго до принятия Конституции Российской Федерации проблема персональных данных частично нашла свое отражение в Законе «О государственной тайне». В соответствии со ст. 5 этого акта разглашению не подлежат сведения «о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность». А вот данные «о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами», как устанавливал закон, не могут быть засекречены.
Таким образом, возникла своего рода правовая коллизия: сведения о человеке не могут быть, кроме особо оговоренных случаев, государственной тайной. И все-таки они не предназначались для открытого и всеобщего пользования.
Персональная информация (персональные данные) — это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
Такая формулировка содержалась в ст. 11 базового для регулирования информационной деятельности в Российской Федерации Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», принятого в 1995 г. Сейчас принят новый акт — Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. В нем уже нет новелл, которые касаются персональных данных, потому что одновременно был принят другой документ — Федеральный закон № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных». В статье 3 там дана следующая формулировка:
«Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация».
То, что законодатель использовал в акте правовую формулу «любая информация, относящаяся к определенному... лицу», свидетельствует о важной тенденции: как и в Европе, в России в качестве персональных данных теперь рассматриваются все сведения, которые позволяют составить о человеке представление: не только информация о его жизненном пути, но и биометрические данные, такие, как отпечатки пальцев, генетический код или фотография сетчатки глаза. Помимо общего положения в Федеральном законе «О персональных данных» есть и специальная статья — 11-я — «Биометрические персональные данные».
Статьей 7 персональные данные отнесены к категории конфиденциальных. В то же время правовым актом оговорены случаи, при которых информация о человеке не может считаться закрытой, недоступной пользователям, обществу. Подчеркивается, что обеспечение конфиденциальности данных не требуется в случае их обезличенного использования.
Законом установлено, что обработка персональных данных возможна только с согласия их субъекта. В статье 9 подчеркивается, что «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе». Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В то же время есть и исключение: федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Трудовой кодекс Российской Федерации определил, как понимать информацию о человеке в контексте трудовых отношений: «Персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника».
Это положение свидетельствует о том, что, как и в Европе, в Российской Федерации законодательно ограничивается сбор сведений о человеке при осуществлении трудовых отношений: ни запрашивать, ни обрабатывать, ни использовать иные сведения, кроме необходимых для найма, работодатель не может.
В литературе можно также встретить понятие «кадровая информация» — это обусловленные законом сведения о работающем в федеральном органе власти, органе власти субъекта Федерации или местного самоуправления человеке или готовящемся к поступлению на службу, собранные для обеспечения функционирования организации, в том числе и для работы с персоналом: формирования кадрового резерва, определения контингента тех служащих, которые должны получить дополнительное образование, проектирования должностей и т. д.
Кадровая информация представляет собой сведения, принадлежащие организации, в то время как персональные данные — это «достояние» гражданина. Часть персональной информации входит в состав кадровой (см. рис. 28).
Персональная информация
Кадровая информация
Рис. 28. Соотношение персональной и кадровой информации
Понятие «кадровая информация» позволяет подчеркнуть отношения найма при использовании сведений персонального характера. Однако в российском законодательстве, несмотря на широкое распространение терминологических словосочетаний «кадровый резерв» и «кадровая служба», понятия «кадровая информация» не содержится.