Технологии и механизмы регулирования профессионального развития кадров
Технологический уровень управления профессиональным развитием_включает методы, формы и технологии, направленные на изменение способностей работников, получение новых знаний, формирование профессионального опыта, умений и практических навыков. Для профессионально-квалификационного развития персонала важное значение имеют средства и методы воздействия на кадровые процессы и отношения.
Объектом технологизации выступает кадровый потенциал организации — его воспроизводство, профессиональное развитие и эффективное использование, оценка и стимулирование. Одним из важных инструментов технологизации являются кадровые технологии. Они органично включены в структуру управления персоналом и выполняют важные управленческие функции.
В качестве регуляторов профессионально-квалификационного развития кадрового потенциала организации выступают:
— законодательная и нормативно-правовая база профессионального развития кадров;
— требования государственных образовательных стандартов и учебных программ;
— система дополнительного профессионального образования;
— ресурсное обеспечение профессионального развития, включая кадровое, информационное, финансовое;
— модернизация материально-технической, информационно-аналитической базы и инфраструктуры образовательных учреждений;
— создание условий для непрерывного профессионального роста кадров;
— механизмы государственного контроля за качественным профессиональным развитием путем лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и образовательных программ.
Процесс профессионального развития персонала предопределяется разработкой и последующей реализацией планов повышения профессионализма. Стратегия управления развитием кадров выражается в долгосрочной ориентации организации на эффективное использование профессиональных способностей, расширение потенциальных возможностей персонала, приращение его профессиональных знаний, навыков и умений.
В государственной гражданской службе важными организационными формами управления профессиональным развитием гражданских служащих являются: индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего; программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих; государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих1.
Для эффективного управления профессиональным развитием необходимо стимулировать процесс самообразования, совершенствовать профессиональное мастерство, способствовать формированию гражданских и социальнозначимых качеств.
Интенсификация профессионального развития кадров возможна при создании эффективной системы, которая включала бы учебные, научные, информационно-аналитические учреждения. Такая система должна быть нацелена на реализацию государственной кадровой политики, кадровых программ и планов, в которых важное место отводится профессионально-квалификационному развитию кадрового потенциала.
Выводы
Профессиональное развитие персонала представляет собой одно из основных направлений кадровой политики организации (предприятия). Цель и задачи профессионального развития состоят в обеспечении непрерывного профессионально-квалификационного и устойчивого должностного роста кадров, повышении их профессиональной компетенции и компетентности, обновлении и получении знаний, навыков и умений, необходимых для эффективного выполнения полномочий, задач и функций организации.
Достижение стратегических целей организации становится возможным при налаженном системном управлении профессиональным развитием персонала. Процесс управления развитием кадрового потенциала должен быть подчинен повышению уровня мотивации и профессионализма работников, раскрытию и использованию кадровых возможностей, созданию в коллективе заинтересованного отношения к выполнению задач и функций организации.
Методология управления профессиональным развитием персонала предполагает выбор рациональных направлений кадровой деятельности, эффективных форм и методов профессионального обучения персонала, обеспечение условий для приращения профессионализма, освоения навыков и умений, необходимых для эффективной и результативной работы. Функции управления развитием персонала организации включают формирование профессионально-квалификационных характеристик, профессиональную ориентацию и адаптацию новых работников, организацию профессионального обучения и стажировки кадров, их оценку и должностное продвижение.
В организационном плане управление профессиональным развитием персонала осуществляется путем разработки концепций и программ, кадрового планирования, принятия обоснованных управленческих решений, выбора технологий и механизмов их реализации. В задачу руководителей организаций, структурных подразделений предприятий входит развитие профессионализма, повышение профессиональной компетенции и компетентности персонала.
Средствами управления количественными и качественными характеристиками персонала организации, которые обеспечивают достижение ее целей и задач, выступают технологии и механизмы регулирования профессионального развития кадров. Объектом технологизации являются кадровый потенциал организации, его воспроизводство, профессиональное развитие и эффективное использование, оценка и стимулирование. Кадровые технологии включены в структуру управления персоналом и выполняют важные управленческие функции. Обеспечение устойчивого профессионального развития персонала — одна из важнейших задач субъектов кадровой политики любого уровня.
Контрольные вопросы и задания
1. Вчем состоит сущность профессионального развития персонала?
2. Какова цель процесса управления профессиональным развитием кадров?
3. Каким образом соотносятся профессиональное развитие и кадровая политика организации?
4. Какие факторы влияют на профессиональное развитие персонала?
5. Что собой представляет механизм профессионально-квалификационного развития кадров?
6. Охарактеризуйте методологию управления профессиональным развитием персонала.
7. Раскройте организационные основы управления развитием персонала.
8. В чем роль дополнительного профессионального образования в развитии персонала?
9. Какие технологии и механизмы используются для регулирования профессионально-квалификационного развития персонала?
Список литературы
Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. М., 2003.
Стаут Л.У. Управление персоналом: Настольная книга менеджера. М, 2006.
Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России. М., 2006.
ТурчиновА.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
Управление персоналом: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. М., 2006.
© Пономаренко Б.Т.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.