Контрольная задача для письменного ответа
Проанализируйте основные нормативные правовые акты федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации и выберите из них те положения, которые, по Вашему мнению, относятся к отбору персонала на государственную и муниципальную службу и к отбору на государственной и муниципальной службе (пролонгированный отбор). По результатам работы заполните табл.6.
Таблица 6
Кадровая технология | Нормативные правовые акты | |
федерального уровня | субъектов Федерации | |
Отбор на государственную и муниципальную службу | ||
Отбор на государственной и муниципальной службе (пролонгированный отбор) |
Список литературы
Огосударственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон // Свод законов Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2007.
Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. 2-е изд., перераб. и доп. М.,2005.
Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
©Турчинов А.И.
Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.
Глава 20. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Представляя собой систему особых отношений, государственная гражданская служба находится в процессе регулярного взаимообмена с различными институтами общества, с социальными группами и слоями населения не только в плане официальных государственно-управленческих отношений, но и на социально-субъектном уровне: общество служит и социальным источником, и социальной средой государственной гражданской службы, влияет на формирование ее внутренней социальной среды. В связи с этим одним из важных направлений практики управления персоналом государственной гражданской службы является успешность его адаптации.
Виды и этапы адаптации
Адаптация — многоаспектное явление, связанное с тем, что понятие «человек» означает личность, индивид, организм, субъект труда. Поэтому адаптация включает в себя:
— социальную адаптацию, т. е. получение информации о ценностях, нормах организации, ее формальных и неформальных группах, лидерах, знакомство и включение в систему деловых и личных взаимоотношений в коллективе. Информация соотносится с прошлым опытом работника, его ценностными ориентирами. Результатом принятия групповых норм является идентификация сотрудника коллективу или одной из формальных или неформальных групп. Э. Шейн рассматривает социальную адаптацию в более широком плане, понимая под ней «процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях»1;
— организационную адаптацию, при которой происходит осознание работником своего места и роли в организации, приобретение необходимого организационного опыта и культуры, усвоение «правил игры» и т. п.; это достигается при знакомстве с особенностями деятельности подразделения, его местом в общей организационной структуре, режимом работы, системой управления, а также с механизмом функционирования всей организации;
— профессиональную адаптацию, которая характеризуется освоением определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков сотрудничества, формированием профессионально необходимых качеств и позитивного отношения к своему труду;
— психофизиологическую адаптацию, т. е. приспособление к новым психическим и физическим нагрузкам, санитарно-гигиеническим условиям работы, ритму труда и т. д.
Принято также выделять первичную адаптацию и вторичную. Первичную адаптацию проходят молодые сотрудники, впервые приступающие к профессиональной деятельности, не имеющие опыта работы. Вторичная адаптация — приспособление сотрудников с определенным опытом профессиональной деятельности, в силу каких-то обстоятельств меняющих место деятельности или должность.
В процессе трудовой адаптации прослеживаются следующие стадии:
1) ознакомление, т. е. получение информации о новой ситуации, критериях оценки деятельности, нормах поведения;
2) приспособление, т. е. выделение новым сотрудником основных составляющих системы ценностей организации при одновременном сохранении большинства собственных установок;
3) ассимиляция, т. е. полное приспособление работника, его идентификация с группой;
4) идентификация, т. е. отождествление целей служащего с целями организации.
По характеру идентификации различают безразличных, частично идентифицированных и полностью идентифицированных работников. «Костяк» организации, ее ядро, составляют полностью идентифицированные сотрудники.
Кроме того, выделяют четыре типа поведения человека при включении его в организацию1:
Отношение к нормам в организации
Приемлет Не приемлет
Отношение Разделяет 2. Приспособленец 3. «Оригинал»
к ценностям
организации
Не разделяет 1. Преданный 4. «Бунтарь»
и дисциплинированный
член организации
Первый тип полностью принимает нормы поведения и ценности организации, старается, чтобы его действия не входили в противоречие с интересами организации. Результаты действий этого человека зависят в основном от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли.
Второй тип не приемлет ценностей организации, но ведет себя в соответствии с принятыми в организации нормами поведения. Он является хорошим, но ненадежным работником и способен покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам.
Третий тип приемлет ценности организации, но не принятые нормы поведения. Возникают трудности в отношениях с коллегами и руководством. При либеральном отношении к некоторым формам поведения сотрудников со стороны руководства они находят свое место в организации и успешно трудятся.
Четвертый тип не принимает норм поведения и не разделяет ценностей организации и поэтому постоянно создает конфликтные ситуации. Такие люди чаще всего осложняют жизнь окружающим коллегам, могут нанести ущерб организации, но они не являются абсолютно неприемлемыми в организации.
Чаще всего личность четко осознает процесс адаптации и стремится успешно его завершить, определив свой новый социальный статус. Это зависит от того, насколько быстро и хорошо человек усваивает социальные роли в коллективе, разделяет его нормы и ценности, осознает цели и мотивы в рамках профессии, насколько успешно происходит сближение его ориентиров с ориентирами группы.
Адаптация носит активный характер, когда человек старается приспособить профессию к себе, т. е. идет обогащение, творческое преобразование профессии сотрудником.
В процессе адаптации может возникнуть вопрос о мере ее целесообразности применительно к конкретным условиям. Это происходит тогда, когда у нового сотрудника система норм и ценностей выше сложившейся в коллективе. В таком случае уместнее вести речь о приспособлении группы к новичку.
Период адаптации зависит от многих факторов и может составлять срок от одного года до трех лет. В это время человек, делая выводы из своего предыдущего опыта, сознательно корректирует и меняет поведение. Это находит отражение в том, что новый сотрудник, познавая свою функциональную роль, учится расставлять акценты в выполняемой им работе с позиции ее важности для организации, оценки качества его работы; научается выполнению таких формально-процедурных действий, как назначение и проведение встреч, заполнение различных форм и анкет, получение и отправка информации и т. п.; учится понимать и занимать свое место в организации (т. е. правильно вести себя с коллегами и руководством, идет определенное «ранжирование» сотрудников — на кого можно полагаться, кого опасаться и т. д.); учится, как решать свои собственные задачи и добиваться своих целей в организации.
Трудности при адаптации или ее нарушения принято называть дезадаптацией. К дезадаптации относятся деструктивные конфликты, безразличие к выполняемой работе, уход из подразделения или организации. Кроме того, может возникнуть адаптационный кризис из-за значительного несоответствия знаний и умений требованиям должности.
Результаты адаптации оцениваются по количественным и качественным показателям труда, по отношению работника к организации, которое проявляется в его ориентации на перемену или сохранение места работы, профессии, должности, повышение квалификации и профессионального статуса.