Основные принципы и способы отбора
Отбор и профессиональный отбор персонала на государственную и муниципальную службу как система мероприятий строятся на основе принципов — наиболее общих требований, предъявляемых к содержанию, организации, критериям этой кадровой технологии.
Важнейшей особенностью отбора служащих является то, что его организация и порядок проведения носят нормативно-правовой характер. Это обусловливает и структуру организационно-правовых принципов отбора служащих.
В отличие от многих других видов деятельности государственная и муниципальная служба строятся на основе норм права. И поэтому организация отбора требует установления четкой и обоснованной системы требований. С одной стороны, она должна обеспечивать конституционные права и гарантии гражданина на свободную реализацию своих способностей в избранном виде деятельности. С другой стороны, она призвана защищать общество от проникновения в органы государственного и муниципального управления непрофессионалов путем официального установления критериев, которым должны соответствовать претенденты на должности государственной и муниципальной службы.
Анализ практики организации государственной и муниципальной службы зарубежных стран свидетельствует о том, что система этих требований охватывает многие стороны взаимных обязательств государства и гражданина, возможности личности, ограничения на виды деятельности для государственных и муниципальных служащих и гарантии компенсации за ограничения и ряд других.
Эти требования-принципы не надуманы. Их источником выступает общественная практика. Ее теоретическое осмысление, обобщение в системе научных понятий, а затем и в нормативных правовых актах государственных органов формируют то научное и правовое основание, которое находит отражение в системе нормативных принципов.
Отбор на государственную и муниципальную службу основывается на важнейших конституционных требованиях,определяющих основы правового статуса личности в обществе'. Эти требования в равной мере следует учитывать и при найме граждан на работу в соответствии с Трудовым кодексом РФ, поскольку содержание ряда их нашло отражение в принципах правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Эти положения суть принципы,обеспечивающие равенство прав и свобод гражданина при реализации его права на труд, выбор профессии, свободное распоряжение и использование своих способностей и др. Поэтому при найме граждан в организацию и на государственную службу руководители государственных органов и органов местного самоуправления, их кадровых служб обязаны исходить из конституционных положений. Их нарушение со стороны работодателя следует квалифицировать как ущемление конституционных прав граждан.
Ряд этих конституционных положений следует рассматривать как базовые принципы отбораи наймаграждан в организацию ина государственную и муниципальную службу. Среди них принципы:
— гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
— запрещения любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— равных прав и свобод и равных возможностей их реализации для мужчины и женщины;
— права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
— равного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принципиальное значение для поступления граждан на государственную, а в равной мере и на муниципальную службу имеет такая конституционная норма, которая устанавливает принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе. В действительности буквальное следование этому принципу обусловливается рядом обстоятельств, которые нельзя не учитывать. Смысл этого принципа состоит в том, что правом поступления (доступа) на государственную и муниципальную службу наделен каждый гражданин, однако прием на службу обусловлен нормативно установленными требованиями. Они относятся к уровню образования, состоянию здоровья, согласию на ограничения в видах деятельности, прозрачности для государства и общества материальных источников существования государственного и муниципального служащего и др.
В ряде зарубежных стран законодательно ограничен доступ на государственную службу тем гражданам, которые были осуждены по определенным статьям. В этом случае интересы большинства граждан становятся приоритетными по отношению к интересам отдельных граждан. Эту практику следует учитывать и в отечественных условиях.
При найме граждан важно учитывать принципзащиты и ограничения доступа к сведениям о личностных качествах гражданина. Этого принципа нет в Конституции РФ, однако ряд ее положений, которые касаются права гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту чести и достоинства, недопустимость без его согласия сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни, требуют руководствоваться ими в практике отбора.
Особенно важно в организации отбора персонала учитывать положение Конституции РФ, которое говорит, что «никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»1. Для практики отбора и найма граждан это положение означает, что только при добровольном согласии гражданина можно использовать незапрещенные процедуры оценки (тестирование, например) его личностных, профессиональных и иных качеств.
Международная практика применения тестирования личностных качеств, психологических процессов и психологических состояний при отборе граждан не только на государственную и муниципальную службу, но и на другие виды общественной практики, если это не предписано соответствующими нормативными правовыми актами, запрещается. Наиболее распространенными при отборе являются тесты, которые позволяют определить уровень профессиональных знаний, требуемых для тех видов деятельности и должностей, на которые производится отбор. Эта практика существенным образом повышает объективность оценки интеллектуальных способностей человека и создает предпосылки для повышения уровня профессионализма государственной службы, формирования системы дистанционного компьютерного тестирования при конкурсном отборе государственных и муниципальных служащих.
Ряд принципов, на которых строится государственная и муниципальная служба Российской Федерации, следует рассматривать как специальные принципы отбора, в том числе и профессионального. Принцип профессионализма и компетентностигосударственных и муниципальных служащих, по сути, устанавливает важнейшие требования к профессиональному отбору служащих на должности. Поэтому неслучайно в этом принципе соединены две важные характеристики человека - профессионализм и компетентность.
Профессионализм означает высокую степень овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, наличие профессионального психологического опыта. Это высшая степень профессионального развития и потенциала профессионального опыта человека.
Компетентность — это степень выраженности, проявленности профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности.
Компетентность — это деятельная сущность профессионала. Профессионализм и компетентность — две стороны, две неразрывные, взаимосвязанные характеристики человека как профессионала. Для проявления профессионализма человека необходимы определенные условия. Смысл этого принципа и состоит в том, чтобы содержание профессионализма соответствовало структуре компетенции должности. Только в этом случае можно ожидать высшего проявления профессионализма — компетентности человека. Поэтому компетентность — это и показатель степени соответствия, адекватности его профессионализма и содержания компетенции должности. Если содержание профессионализма, профессионального опыта человека неадекватно структуре профессионально-квалификационных требований должности, ее специализации, компетенции, то нет и достаточных условий для проявления его профессионализма. Вряд ли можно говорить о компетентности служащего на непрофильной для него должности. Профессионализм — это необходимое условие проявления компетентности.
Поэтому профессионализм и компетентность как принцип профессионального отбора призваны обеспечить единство профессиональных возможностей человека и условий его реализации — соответствие компетенции должности.
При отборе граждан на государственную и муниципальную службу важно учитывать требования принципа единства основных требований, предъявляемых к государственной и муниципальной службе. Применительно к практике отбора это означает, что должны быть установлены единые правила приема при поступлении граждан на службу, критерии оценки при проведении конкурса, испытаний.
В процессе профессионального отбора важно установить единые требования квалификационного экзамена, присвоения классных чинов и иных квалификационных отличий служащих. Из этого принципа вытекает и единство критериев, а также ограничений, устанавливаемых при приеме граждан на государственную имуниципальную службу и нахождение на ней.
Принцип независимости государственных и муниципальных служащих от корпоративных интересов социальных групп иотдельных граждан в ходе их отбора на государственную и муниципальную службу исключает требования учета социальных отношений, в которые они включены, их ценностных ориентации, политических, религиозных, корпоративных и иных пристрастий. Вектор этого принципа обращен к общественности и предупреждает ее о том, что государственный служащий защищен при исполнении профессиональной служебной деятельности от вмешательства политических партий, религиозных и иных социальных групп.
К специальным принципам отбора на государственную гражданскую службу следует отнести также и целый ряд требований, которые сформулированы в виде ограничений и запретов1 и которые необходимо соблюдать как при отборе на государственную службу, так и в процессе прохождения государственной службы.
Отбор персонала завершается замещением должности на основании соответствующего нормативного акта о назначении на должность.
Назначение на должность- это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса гражданина в организации, государственного или муниципального служащего, произведенное соответствующим органом управления и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, указа, приказа и др.
Замещение должности— это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса, оформленного назначением.
В процессе отбора применяется ряд способов замещения должностей в зависимости от категории и группы, к которой принадлежат должности государственной или муниципальной службы.
К числу основных способов замещения должностей следует отнести: конкурс, избрание, выбор, выборы.Ни один из них не обходится без свойственных ему методов и техники отбора. Все эти способы нашли отражение в законодательных актах о государственной и муниципальной службе в Российской Федерации.
Конкурсна замещение должности — это определение из числа кандидатов на замещение должности наиболее соответствующего требованиям должности (условиям конкурса). Конкурс предполагает обязательное наличие: не менее двух претендентов на замещение должности; органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (конкурсные комиссии, к примеру); критериев оценки претендентов; процедуры проведения конкурса.
Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше, чем показатели других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением соответствующей комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность.
В государственной гражданской службе конкурсное замещение должностей государственной службы таких категорий, как «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» (за исключением младшей группы должностей), становится основным способом отбора на вакантные должности.
Избрание на должность— это определение из числа кандидатов на замещение должности одного из претендентов специально уполномоченным коллективным органом. Этот способ замещения должности предполагает, как правило, обязательное наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания. Количество претендентов не обязательно должно быть более одного. Этот способ замещения должностей используется в настоящее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления в Российской Федерации.
Выбор на должность— это определение из числа претендентов на замещение должности одного из кандидатов соответствующим органом либо соответствующим должностным лицом. Подобный способ замещения должности не обязательно предполагает гласное обсуждение кандидатов (или их документов) и мотивов выбора уполномоченного органа. Этот способ замещения должностей характерен для категорий «руководители», с которыми заключается срочный служебный контракт, и «помощники (советники)», а также для группы младших должностей государственной службы.
Выборы на должность- это определение из числа претендентов на должность путем голосования (открытого или тайного) членов коллектива, выборщиков, избирателей. Результаты выборов являются необходимым и достаточным условием для занятия должности. Это основной способ занятия должностей органов государственной власти и органов местного самоуправления, в которых непосредственно воплощаются полномочия этих органов, а также должностей в общественных, политических, научных и других организациях.
Отбор в сфере государственной и муниципальной службы, в том числе и профессиональный, выполняет ряд важных функций. В их числе функция зашитыобщества от тех категорий людей, которые по формальным, социальным, но прежде всего по профессионально-квалификационным критериям не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к государственным и муниципальным служащим, а также должностям государственной службы.
Профессиональный отбор выполняет роль механизма, защищающего обществоот непрофессионалов, людей не только не владеющих соответствующими профессиональными качествами, но и не способных их приобрести в будущем. Следовательно, при приеме граждан на государственную службу необходимо использовать весь арсенал доступных методов оценки профессиональной пригодности и профессиональной направленности личности.
Профессиональный отбор выполняет и функцию рационального использованияпрофессиональных возможностей человека. Она воплощается не только в практической помощи человеку в профессиональном самоопределении при поступлении на государственную и муниципальную службу (особенно это важно для молодежи), но и в практике пролонгированного профессионального отбора государственных и муниципальных служащих.
Специалисты кадровых служб, руководители структурных подразделений должны уметь выявлять профессиональную предрасположенность человека, создавать условия для реализации его профессиональных способностей, развивать эти способности. Это более разумный и более рациональный способ повышения эффективности работы любой организации, чем заставлять людей делать то, что они хорошо делать не могут, а если и смогут, то это потребует значительных издержек.
Профессиональный отбор выполняет и функцию активного и динамичного механизма накопления профессионального опытапредшествующих поколений. Смысл ее состоит в том, что, чем более способен человек усвоить накопленные профессиональные знания, овладеть соответствующими умениями, навыками, тем активнее и динамичнее, а следовательно, и быстрее он это сделает. Поэтому эта функция профессионального отбора всецело работает на качество и высокие темпы приращения профессионального опыта, профессионального становления государственной и муниципальной службы, а равно и на снижение экономических затрат общества на ее содержание.
Выводы
Отбор и наем граждан в сфере государственной и муниципальной службы играет значительную роль в становлении эффективной и жизнеспособной отечественной системы государственного управления, а также в продуктивной работе организации. Его основное содержание наработано многовековой практикой работы с персоналом. Эта кадровая технология основывается на ряде требований, которые отражены в законодательстве Российской Федерации, нормативных правовых документах и составляют основные принципы ее функционирования. Дальнейшее совершенствование этой технологии кадровой политики и управления персоналом в сфере государственной и муниципальной службы послужит формированию в России высокопрофессионального состава государственных и муниципальных служащих.