Глава 17. сертификация персонала
В настоящее время в Российской Федерации сложилась и развивается система сертификации персонала, которая базируется на нормативных документах международных организаций, законодательных и распорядительных актах Российской Федерации. Практика функционирования системы сертификации показала, что ее эффективность во многом зависит от компетентности экспертов, непосредственно занимающихся разработкой и организацией этой деятельности.
1. Сущность и содержание сертификации персонала
Термин «сертификация» был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) Международной организации по стандартизации (ИСО). Под сертификацией соответствияпонимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Подтверждение соответствия персонала через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны, что обеспечивает независимость, дает гарантию соответствия квалификационным требованиям, выдвигаемым к данной профессии или выполняемой работе.
Технологии, используемые при проведении сертификации персонала, составляют важную часть процесса сертификации. Применение их зависит от особенностей профессии или вида деятельности персонала, подлежащего сертификации.
В соответствии с документами ИСО доказательство соответствия проводится по той или иной системе сертификации, которая осуществляет сертификацию по своим собственным правилам, касающимся как процедуры, так и управления.
Систему сертификации персонала составляют: центральный орган, который управляет системой; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация персонала; технологии и методы сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации персонала действуют на международном, национальном, региональном и отраслевом уровнях.
Примером международной сертификации может служить сертификация персонала по программе ECDL.
European Computer Driving Licence (ECDL) - всемирно признанная программа сертификации пользователей информационных систем. Она не зависит от производителей программного обеспечения и является официально рекомендованным 1Т-стан-дартом в странах Евросоюза. Корпоративными клиентами системы являются такие компании, как IBM, Opel, BMW, IKEA, Shell и многие другие. В разных странах сертификацию по программе ECDL прошли более 4 млн человек.
Экзамен ECDL состоит из 7 различных модулей, подтверждающих знания в таких областях, как: основы информационных технологий, работа с компьютером, текстовые редакторы, базы данных, Интернет, электронная почта и др. Сертификация ECDL позволяет повысить мотивацию персонала, окупить инвестиции в обучение, получить сертификат ECDL — международно признанный документ объективной оценки.
Другим примером может служить сертификация персонала, применяемая в системе менеджмента качества на соответствие
РИСУНОК 22. Человеческий ресурс в системе менеджмента качества
требованиям стандартов ИСО. Человеческий ресурс в системе менеджмента качества предполагает определение основных направлений обеспечения компетентности, осведомленности и подготовки персонала. Схематично это можно представить следующим образом (см. рис. 22)1. Внедрение системы менеджмента качеств дает возможность целенаправленно и эффективно подготовить персонал к его сертификации.
Система менеджмента качества включает три типа программ, аккредитованных Всемирным экономическим форумом в Давосе. Первая и вторая программы состоят из 13 модулей и рассчитаны на 148 часов обучения. Третья программа содержит 21 модуль и рассчитана на 260 часов. Программы представлены в виде кейсов. В них включены знания и международный опыт работы менеджеров, аналитиков, юристов и аудиторов в разных направлениях деятельности: от недвижимости до интеллектуальной собственности.
Знание и умение специалистов проверяется с помощью устного или письменного квалификационного экзамена, кроме этого слушатель представляет свою самостоятельную квалификационную работу, учитывающую требования стандартов ИСО 9001—2000. В работе должны быть продемонстрированы умения использовать стандарты и технологии системы менеджмента качества в сфере международной торговли и организации труда, применяемые в странах, которые входят во Всемирную торговую организацию, а также решение задач, позволяющих расти рыночной стоимости активов.
Все существующие системы сертификации персонала используют профессиональные стандарты и иные нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится оценка персонала. Согласно законодательству, в России применяются два вида подтверждения соответствия: сертификат соответствия и знак соответствия.
Сертификат соответствия — это документ, применяемый в конкретных системах сертификации и подтверждающий, что квалификация персонала соответствует конкретным требованиям.
Знак соответствия — это зарегистрированный знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что персонал соответствует конкретным требованиям профессии или может выполнять определенную работу.
В Российской Федерации сертификация делится на обязательную и добровольную. Обязательная сертификация проводится в законодательно регулируемой области, а добровольная - в законодательно не регулируемой.
Обязательная сертификация распространяется на продукцию, услуги и персонал, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Госстандартом РФ. Работы по обязательной сертификации персонала осуществляются органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке в рамках существующих систем обязательной сертификации.
Добровольная сертификации проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации государством не предусмотрено, т. е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер. Потребность в добровольной сертификации появляется, как правило, когда несоответствие нормативам затрагивает экономические интересы крупных финансово-промышленных групп, отраслей индустрии и сферы услуг.
Добровольная сертификация персонала устанавливает соответствие специалистов в той или иной области деятельности требованиям, предъявляемым к их работе. Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение. Развитие промышленности и услуг предъявляет к специалистам новые требования по знанию техники и технологий, нормативных документов, а это диктует необходимость проведения их периодической аттестации на соответствие принятым сегодня требованиям. Объективную и независимую оценку обеспечивает сертификация. Критерии оценки и порядок сертификации устанавливает не государство, а заинтересованные стороны. Так, сертификацию оценщиков автотранспорта в Германии инициировали страховые компании, банки и общества оценщиков. При обязательном страховании автомобилей качество оценки стоимости автомобиля или его повреждений напрямую связано с экономическими интересами этих структур.
Сертифицированный по общепринятым правилам оценщик признается всеми участниками названного процесса.
В Российской Федерации сертификация персонала также начинает развиваться. В Госстандарте уже зарегистрировано несколько систем сертификации специалистов. Накоплен опыт сертификации специалистов, работающих в медицине, сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства. Существуют региональные системы сертификации персонала.
Одна из них — система добровольной сертификации персонала предприятий Поволжского региона (см. рис. 23).
Руководящий орган Системы добровольной сертификации персонала
предприятий поволжского региона
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ КОМИССИЯ
Органы по сертификации персонала, Эксперты, аттестованные
аккредитованные в СДСП в Системе добровольной
сертификации персонала
заявка сертификат задания результаты
Заявители Учебные центры
Организации, взаимодействующие с системой
Рис. 23. Система добровольной сертификации персонала предприятий Поволжского региона
Участниками Системы являются:
— Некоммерческое партнерство «Поволжский центр качества» РОСДСП;
— Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия стандартизации, метрологии и сертификации» (учебная);
— эксперты;
— органы по сертификации персонала;
— учебные центры;
— апелляционная комиссия;
— заявители на аттестацию, аккредитацию, сертификацию.
Практика показывает, что сертификация персонала проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. Она связана с конкурентоспособностью на рынке труда и предпочтениями работодателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированных специалистов.
Характерные черты Системы сертификации персонала:
— активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к персоналу, технологии проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требования, выбирает схему сертификации;
— самоорганизация системы, т. е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;
— открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников Системы, правилами и процедурами сертификации;
— самостоятельность, невмешательство федеральных и местных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность Системы (если они не являются ее организаторами).
Право на проведение сертификации вновь создаваемая Система сертификации персонала получает после ее регистрации в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия». Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по добровольной сертификации.
Несмотря на то что в российском законодательстве нет строгих правил по сертификации персонала и это предоставляет право работы по собственным нормам, сертификация персонала в России основана на соблюдении своеобразного международного кодекса добровольной сертификации. К его основным принципам относятся следующие:
— в Системе сертификации персонала должны быть четко определены правила и процедуры, о которых информируются заявители;
— персонал и его характеристики, которые может подтвердить данная Система, должны оговариваться с указанием конкретных нормативных документов;
— процедуры сертификации персонала надлежит должным образом документировать, что особенно важно для случаев апелляций;
— любая Система сертификации персонала вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соответствия. Сертификат должен содержать все общепринятые реквизиты, а знак — обладать патентной чистотой;
— вопрос о передаче полномочий органа по сертификации другим участникам Системы должен быть отражен в правилах системы.
В России разработаны квалификационные требования к экспертам, определены процедуры их аттестации комиссией Госстандарта РФ, после чего эксперты заносятся в Регистр.