Глава 17. сертификация персонала

В настоящее время в Российской Феде­рации сложилась и развивается систе­ма сертификации персонала, которая базируется на нормативных документах международных организаций, законодательных и распорядительных актах Российской Феде­рации. Практика функционирования системы сертификации показала, что ее эффективность во многом зависит от компетентности экспер­тов, непосредственно занимающихся разработ­кой и организацией этой деятельности.

1. Сущность и содержание сертификации персонала

Термин «сертификация» был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертифика­ции (СЕРТИКО) Международной организации по стандартизации (ИСО). Под сертификацией соответствияпонимается действие третьей сто­роны, доказывающее, что обеспечивается необ­ходимая уверенность в том, что должным обра­зом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандар­ту или другому нормативному документу.

Подтверждение соответствия персонала через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны, что обеспе­чивает независимость, дает гарантию соответствия квалифика­ционным требованиям, выдвигаемым к данной профессии или вы­полняемой работе.

Технологии, используемые при проведении сертификации персонала, составляют важную часть процесса сертификации. Применение их зависит от особенностей профессии или вида де­ятельности персонала, подлежащего сертификации.

В соответствии с документами ИСО доказательство соответ­ствия проводится по той или иной системе сертификации, кото­рая осуществляет сертификацию по своим собственным прави­лам, касающимся как процедуры, так и управления.

Систему сертификации персонала составляют: центральный орган, который управляет системой; правила и порядок прове­дения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация персонала; технологии и методы сертификации; порядок инспекционного контроля. Си­стемы сертификации персонала действуют на международном, национальном, региональном и отраслевом уровнях.

Примером международной сертификации может служить сер­тификация персонала по программе ECDL.

European Computer Driving Licence (ECDL) - всемирно при­знанная программа сертификации пользователей информаци­онных систем. Она не зависит от производителей программного обеспечения и является официально рекомендованным 1Т-стан-дартом в странах Евросоюза. Корпоративными клиентами систе­мы являются такие компании, как IBM, Opel, BMW, IKEA, Shell и многие другие. В разных странах сертификацию по программе ECDL прошли более 4 млн человек.

Экзамен ECDL состоит из 7 различных модулей, подтверж­дающих знания в таких областях, как: основы информационных технологий, работа с компьютером, текстовые редакторы, базы данных, Интернет, электронная почта и др. Сертификация ECDL позволяет повысить мотивацию персонала, окупить инвестиции в обучение, получить сертификат ECDL — международно признан­ный документ объективной оценки.

Другим примером может служить сертификация персонала, применяемая в системе менеджмента качества на соответствие

РИСУНОК 22. Человеческий ресурс в системе менеджмента качества

требованиям стандартов ИСО. Человеческий ресурс в системе ме­неджмента качества предполагает определение основных направ­лений обеспечения компетентности, осведомленности и подго­товки персонала. Схематично это можно представить следующим образом (см. рис. 22)1. Внедрение системы менеджмента качеств дает возможность целенаправленно и эффективно подготовить персонал к его сертификации.

Система менеджмента качества включает три типа программ, аккредитованных Всемирным экономическим форумом в Давосе. Первая и вторая программы состоят из 13 модулей и рассчитаны на 148 часов обучения. Третья программа содержит 21 модуль и рассчитана на 260 часов. Программы представлены в виде кейсов. В них включены знания и международный опыт работы менед­жеров, аналитиков, юристов и аудиторов в разных направлениях деятельности: от недвижимости до интеллектуальной собствен­ности.

Знание и умение специалистов проверяется с помощью устного или письменного квалификационного экзамена, кроме этого слу­шатель представляет свою самостоятельную квалификационную работу, учитывающую требования стандартов ИСО 9001—2000. В работе должны быть продемонстрированы умения использовать стандарты и технологии системы менеджмента качества в сфере международной торговли и организации труда, применяемые в странах, которые входят во Всемирную торговую организацию, а также решение задач, позволяющих расти рыночной стоимости активов.

Все существующие системы сертификации персонала исполь­зуют профессиональные стандарты и иные нормативные доку­менты, на соответствие требованиям которых проводится оценка персонала. Согласно законодательству, в России применяются два вида подтверждения соответствия: сертификат соответствия и знак соответствия.

Сертификат соответствия — это документ, применяемый в конкретных системах сертификации и подтверждающий, что ква­лификация персонала соответствует конкретным требованиям.

Знак соответствия — это зарегистрированный знак, применяе­мый в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что персонал соответствует конкретным требованиям про­фессии или может выполнять определенную работу.

В Российской Федерации сертификация делится на обязатель­ную и добровольную. Обязательная сертификация проводится в законодательно регулируемой области, а добровольная - в зако­нодательно не регулируемой.

Обязательная сертификация распространяется на продукцию, услуги и персонал, связанные с обеспечением безопасности окру­жающей среды, жизни, здоровья и имущества. Номенклатура про­дукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, опреде­ляется Госстандартом РФ. Работы по обязательной сертификации персонала осуществляются органами по сертификации и испыта­тельными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке в рамках существующих систем обязательной сертифи­кации.

Добровольная сертификации проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации государством не предусмот­рено, т. е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер. Потребность в добровольной сертификации появляется, как правило, когда не­соответствие нормативам затрагивает экономические интересы крупных финансово-промышленных групп, отраслей индустрии и сферы услуг.

Добровольная сертификация персонала устанавливает соот­ветствие специалистов в той или иной области деятельности тре­бованиям, предъявляемым к их работе. Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение. Развитие про­мышленности и услуг предъявляет к специалистам новые требова­ния по знанию техники и технологий, нормативных документов, а это диктует необходимость проведения их периодической аттес­тации на соответствие принятым сегодня требованиям. Объектив­ную и независимую оценку обеспечивает сертификация. Критерии оценки и порядок сертификации устанавливает не государство, а заинтересованные стороны. Так, сертификацию оценщиков авто­транспорта в Германии инициировали страховые компании, банки и общества оценщиков. При обязательном страховании автомоби­лей качество оценки стоимости автомобиля или его повреждений напрямую связано с экономическими интересами этих структур.

Сертифицированный по общепринятым правилам оценщик при­знается всеми участниками названного процесса.

В Российской Федерации сертификация персонала также начинает развиваться. В Госстандарте уже зарегистрировано не­сколько систем сертификации специалистов. Накоплен опыт сертификации специалистов, работающих в медицине, сфере об­служивания, жилищно-коммунального хозяйства. Существуют региональные системы сертификации персонала.

Одна из них — система добровольной сертификации персона­ла предприятий Поволжского региона (см. рис. 23).

Руководящий орган Системы добровольной сертификации персонала

глава 17. сертификация персонала - student2.ru предприятий поволжского региона

глава 17. сертификация персонала - student2.ru АПЕЛЛЯЦИОННАЯ КОМИССИЯ

глава 17. сертификация персонала - student2.ru глава 17. сертификация персонала - student2.ru глава 17. сертификация персонала - student2.ru

       
  глава 17. сертификация персонала - student2.ru   глава 17. сертификация персонала - student2.ru
 

Органы по сертификации пер­сонала, Эксперты, аттестованные

глава 17. сертификация персонала - student2.ru глава 17. сертификация персонала - student2.ru аккредитованные в СДСП в Системе добровольной

глава 17. сертификация персонала - student2.ru глава 17. сертификация персонала - student2.ru сертификации персонала

заявка сертификат задания результаты

               
  глава 17. сертификация персонала - student2.ru   глава 17. сертификация персонала - student2.ru   глава 17. сертификация персонала - student2.ru   глава 17. сертификация персонала - student2.ru
 

Заявители Учебные центры

Организации, взаимодействующие с системой

Рис. 23. Система добровольной сертификации персонала предприятий Поволжского региона

Участниками Системы являются:

— Некоммерческое партнерство «Поволжский центр качества» РОСДСП;

— Государственное образовательное учреждение дополнитель­ного профессионального образования «Академия стандартиза­ции, метрологии и сертификации» (учебная);

— эксперты;

— органы по сертификации персонала;

— учебные центры;

— апелляционная комиссия;

— заявители на аттестацию, аккредитацию, сертификацию.

Практика показывает, что сертификация персонала проводит­ся по инициативе юридических или физических лиц на договор­ных условиях между заявителем и органом по сертификации. Она связана с конкурентоспособностью на рынке труда и предпочте­ниями работодателей, все больше ориентирующихся в своем вы­боре на сертифицированных специалистов.

Характерные черты Системы сертификации персонала:

— активная роль заявителя, который определяет подтвержда­емые требования к персоналу, технологии проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требова­ния, выбирает схему сертификации;

— самоорганизация системы, т. е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;

— открытость, возможность для заинтересованных сторон озна­комиться с составом участников Системы, правилами и процеду­рами сертификации;

— самостоятельность, невмешательство федеральных и мест­ных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность Системы (если они не яв­ляются ее организаторами).

Право на проведение сертификации вновь создаваемая Си­стема сертификации персонала получает после ее регистрации в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия». Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по добровольной сертификации.

Несмотря на то что в российском законодательстве нет стро­гих правил по сертификации персонала и это предоставляет право работы по собственным нормам, сертификация персонала в Рос­сии основана на соблюдении своеобразного международного ко­декса добровольной сертификации. К его основным принципам относятся следующие:

— в Системе сертификации персонала должны быть четко определены правила и процедуры, о которых информируются заявители;

— персонал и его характеристики, которые может подтвердить данная Система, должны оговариваться с указанием конкретных нормативных документов;

— процедуры сертификации персонала надлежит должным обра­зом документировать, что особенно важно для случаев апелляций;

— любая Система сертификации персонала вправе устанавли­вать свою форму сертификата и свой знак соответствия. Серти­фикат должен содержать все общепринятые реквизиты, а знак — обладать патентной чистотой;

— вопрос о передаче полномочий органа по сертификации дру­гим участникам Системы должен быть отражен в правилах систе­мы.

В России разработаны квалификационные требования к экс­пертам, определены процедуры их аттестации комиссией Гос­стандарта РФ, после чего эксперты заносятся в Регистр.

Наши рекомендации