Вознаграждение вознаграждение
ВКЛАД СОТРУДНИКА = ВКЛАД СОТРУДНИКА Б
Если данная пропорция нарушена, т. е. служащий считает, что его коллега за ту же работу получил большее вознаграждение, то возникает психологическое напряжение. Для снятия или смягчения напряжения, для устранения дисбаланса необходима мотивация. Баланс и чувство справедливости могут восстанавливаться за счет уменьшения интенсивности трудовых усилий, попыток изменения уровня оплаты (требования повышения размера вознаграждения или поиск дополнительных источников дохода), смены места работы и др. Как правило, если сотрудник считает, что ему недоплачивают, то он работает хуже. Если же, наоборот, он считает, что переплачивают, то отношение к труду не изменяется. Поэтому в задачи руководителя должно входить наблюдение за системой взаимоотношений служащих, трудовыми затратами и уровнем вознаграждений за полученные результаты, за возможными реакциями на переживаемое чувство несправедливости.
Более сложную современную процессуальную теорию мотивации, интегрирующую теорию ожидания и теорию справедливости, разработали Л. Портер и Э. Лоулер.
Базовыми элементами модели Портера - Лоулера являются затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Следуя логике данной модели, результативность труда служащего зависит от: приложенных им усилий, его личных черт и способностей, от осознания им своей роли в процессе труда. На уровень затрачиваемых усилий влияет ценность вознаграждения и оценка вероятности реализации связи между усилиями и полученным вознаграждением.
Ценность Способности Вознаграждения,
вознагражде- и характер воспринимаемые
ния как справедливые
Усилия Результаты Внутренние
труда вознаграждения
Оценка вероят- Оценка Внешние Удовлетворение
ности связи роли вознаграждение
усилия и работника
вознаграждения
Рис. 17. Схема мотивации работника
Основной вывод, который постулируется в этой теории, состоит в том, что результативный труд приводит к удовлетворенности самого работника, а не наоборот, как это утверждалось в некоторых более ранних мотивационных теориях, что удовлетворенность трудом приводит к достижению высоких результатов.
Современные исследования подтвердили точку зрения Э. Ло-улера и Л. Портера о сложности мотивации в цепи причинно-следственных связей и необходимости объединения в систему таких компонентов, как способности, усилия, результат, вознаграждение, удовлетворение, восприятие (см. рис. 17). В настоящее время многие системы мотивации ориентированы на развитие творческих способностей работников, инициативы, партнерских отношений в коллективе и согласование интересов организации и сотрудников.