Функции управления персоналом организации
Различные источники дают различное толкование функций органов управления персоналом. Но большинство исследователей придерживается точки зрения, что функции органов управления персоналом связаны с их деятельностью и являются отражением свойств функционирующего объекта (субъекта управления), конкретной формой проявления его сущности.
Применительно к сфере управления персоналом организации можно считать, что функции — это специализированные направления деятельности организации, ее кадровой службы по отношению к задачам, решаемым в процессе управления персоналом (см. рис. 13)1.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Универсальные функции Специфические функции
Прогнозирование и планирование Административная
Организация Кадрового планирования
Регулирование Социальная
Координация Повышения качества
Служебной деятельности
Анализ Воспитательная
Контроль Информационно-аналитическая
Мотивация
Рис. 13. Функции управления персоналом организации
Для функций характерны динамика, активность, изменчивость. Они являются главным структурообразующим фактором.
Правомерно выделить функции универсальные,пригодные для любого процесса управления персоналом организации, и специфические функциикадровых служб и служб управления персоналом. К универсальным функциям управления персоналом следует отнести такие, как прогнозирование и планирование, организация, регулирование, координация, анализ, контроль, мотивация.
Универсальные функции1:
7. Прогнозированиеи планирование:
1) потребностей по обеспечению организации персоналом требуемой профессиональной подготовки и квалификации;
2) развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации организации;
3) источников удовлетворения потребностей организации в кадровом и профессиональном потенциале, а также основных направлений его движения и перераспределения;
4) мероприятий по исполнению кадровой политики в организации;
5) финансовых и материальных потребностей организации и кадрового обеспечения.
II. Организация:
1) функционирования механизмов реализации кадровой политики в организации;
2) научных исследований по изучению состояния, потребностей и основных направлений развития и рационального использования трудового и кадрового потенциала организации;
3) выполнения федеральных законов и иных нормативных актов Президента, Правительства Российской Федерации по вопросам государственной кадровой политики;
4) мероприятий по проверке работы кадровых служб по обеспечению качественного состава персонала организации;
5) периодического информирования аппарата по вопросам кадровой политики и др.
///. Регулирование:
1) исполнения кадровых программ и программ развития трудовых и профессиональных ресурсов с учетом состояния кадрового обеспечения организации;
2) процесса формирования инфраструктуры системы управления кадровым потенциалом организации (учебные, экспертные, консультативные, научные организации, сети банков кадровой информации, профессиональные ассоциации и др.);
3) обеспечение законов и других нормативных актов по вопросам организации и функционирования организации.
IV. Координация:
1) деятельности кадровых служб организации по вопросам организации, функционирования, разработки и осуществления кадровой политики, формирования и рационального использования трудового, кадрового и профессионального потенциала;
2) разработки проектов нормативно-правовых и организационных документов по вопросам организации.
V. Анализ:
1)состояния кадрового и профессионального потенциала организации;
2) практики применения действующего законодательства и нормативного обеспечения кадровой политики в организации;
3) соответствия организационной структуры организации стоящим перед ней целям и задачам;
4) выполнения кадровых программ и планов по формированию и подготовке резерва, реализации итогов и выводов аттестаций, ведения кадрового делопроизводства в организации и др.
VI. Контроль:
1) исполнения и применения законодательства по вопросам кадровой политики, трудового и наградного законодательства ворганизации и соблюдения социальных прав и гарантий работников;
2) расходования материальных и финансовых средств на обеспечение и реализацию программ развития кадрового и профессионального потенциала организации;
3) использования кадрового и профессионального потенциала организации, соблюдения штатной, учетной и исполнительской дисциплины;
4) хода выполнения программ развития кадрового и профессионального потенциала организации.
VII. Мотивация:
формирование и применение систем мотивации, оценка их эффективности и разработка предложений по совершенствованию механизмов мотивации персонала в организации.
Как показывает практический опыт, универсальные функции отражают сущность процесса управления в целом, в то время как специфические функции являются рабочим инструментом осуществления общих универсальных функций.
К специфическим функциям,обеспечивающим управление персоналом организации, относятся следующие.
Административная функция управления персоналомиграет важную роль и заключается в деятельности органов управления по регулированию управленческих отношений, в том числе правовых основ управления персоналом организации. Административная функция реализуется при приеме, увольнении, служебном передвижении персонала, административно-правовом регулировании его карьеры, применении дисциплинарной практики к работникам и соблюдении норм трудового законодательства в части прохождения службы, соблюдении регламента служебного времени и времени отдыха, выплате денежного содержания, предоставлении льгот, гарантий и т.д. В ходе реализации этой функции управления персоналом происходит упорядочение и совершенствование существующих служебных отношений и формирование новых служебных отношений, соответствующих изменениям в современном законодательстве.
Функция кадрового планированияреализуется при определении потребности в конкретной специализации и квалификации, при оценке имеющегося кадрового потенциала и определении потребностей в персонале в будущем, при планировании служебного передвижения служащих и их профессионального развития. В результате кадрового планирования происходит совершенствование и оптимизация процессов формирования и использования персонала организации, его развитие. Планирование является источником информации о потребностях в персонале, о динамике изменения его численности, изменении квалификационной структуры. Оно позволяет своевременно организовать профессиональное обучение и обеспечить нужную квалификацию служащих, спланировать их карьеру и подготовить резерв кадров, адаптировать работников, впервые принятых в организацию, и подготовить высвобождение персонала в связи с планируемыми организационно-штатными мероприятиями или плановым увольнением. Неотъемлемой и актуальной задачей кадрового планирования является планирование расходов и затрат на персонал.
Основной задачей кадрового планирования является обеспечение организации необходимым количеством и качеством персонала в нужный момент и с наименьшими издержками.
Социальная функциясвязана с социальной защитой работнике, с созданием условий для их эффективного труда, с определением уровня заработной платы и социальных льгот для них, оздоровлением работающих и созданием для них безопасных условий труда. Она непосредственно связана с функцией социального контроля в системе государственного управления, который призван регулировать отклонения от установленных норм и правил служебной деятельности.
Социальную функцию управления персоналом на практике реализуют руководство организации, службы управления персоналом, юридические службы и службы охраны труда, а также профсоюзные организации, которые пока созданы не во всех организациях.
Функция повышения качества служебной деятельностинаправлена на управление профессиональным развитием служащих, на повышение их профессиональной компетентности, на постоянное обогащение у служащих профессиональных качеств, знаний, умений и навыков. Эта функция предполагает работу с персоналом организации на более высоком качественном уровне, с применением современных методов и технологий, организацию профессиональной учебы персонала, разработку и реализацию предложений по совершенствованию организации труда.
Воспитательная функциясвязана прежде всего с возрастанием роли личности работника в управлении, воспитанием у него морально-этических качеств, умением их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Человек приходит в производственную сферу со своим этическим багажом, своими личностными ценностями. Задача организации, его коллектива — сформировать у служащего определенный тип поведения, принятый в рамках организации, помочь ему идентифицировать себя со своей социальной средой, коллективом, обществом.
Информационно-аналитическая функцияиграет важную роль в процессе принятия управленческих решений, требующих определенного информационного обеспечения. Результативность управленческих решений во многом зависит от того, какова управленческая информация, как она изложена. Для служб управления персоналом требуются сведения о количественном и качественном составе персонала, уровне образования, квалификации, стаже, опыте работы и другие данные. Эти сведения содержатся в личных делах работников, материалах отчетов и статистических отчетах по персоналу. Важно уметь использовать современные информационные технологии и компьютерную технику, разрабатывать программное обеспечение работы с персоналом, иметь в структуре службы по управлению персоналом информационный банк данных по кадрам. Одним из немаловажных направлений работы по реализации информационно-аналитической функции управления персоналом является проведение социологических исследований, направленных на изучение профессиональных и личностных качеств работников, а также оценка форм и методов работы с персоналом.
В реализации информационно-аналитической функции большое значение имеет наличие и использование в организации технических средств, обеспечивающих информационное обслуживание управленческих решений (средств обнаружения, сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации).
В системе управления персоналом организации все функции объединены в единый процесс. Принципиально важно подчеркнуть, что специфические функции подвижны. С изменением социально-политических условий, места и роли государства в обществе они расширяются или сужаются в зависимости от общественных потребностей и возможностей государства.
В условиях реформирования государственной службы Российской Федерации происходит обогащение функций органов, обеспечивающих управление персоналом организации. Будучи сущностным компонентом системы управления, функции усложняются по мере развития системы государственного управления.
Выводы
Управление персоналом в организации — это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения персонала организации, на создание условий для использования профессиональных качеств работника в целях обеспечения эффективного функционирования организации и всестороннего Развития занятых в ней работников.
Концепция построения всей системы управления персоналом рганизации базируется на возрастающей роли личности работка, знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Управление персоналом организации — это сложный и комплексный, постоянно обновляющийся творческий процесс. Его нельзя рассматривать как готовый набор шагов и действий по отбору и набору специалистов, их профессионально-квалификационному развитию и служебному продвижению.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите цели управления персоналом организации.
2. Из чего складывается система управления персоналом организации?
3. Каковы основные принципы системы управления персоналом?
4. Назовите направления и виды деятельности управления персоналом.
5. Дайте характеристику универсальных и специфических функций системы управления персоналом организации.
6. Перечислите факторы, обусловливающие необходимость повышения роли и статуса служб управления персоналом в современных условиях.
Список литературы
Лукьяненко В.И. Управление персоналом государственной службы: содержание, функции, структура. М., 2005.
Основы управления персоналом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2007.
ТурчиновА.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. Изд. 3-е, доп. и перераб. М., 2006.
© Лукьяненко В.И.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.