Компоненты системы управления персоналом
Управление персоналом рассматривается как один из механизмов реализации кадровой политики субъекта управления, система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и иных имеющих нормативно-правовую основу мероприятий, обеспечивающих рациональное использование способностей человека, как в его собственных интересах, так и в интересах организации. Она состоит из следующих компонентов: организационной структуры управления персоналом организации; системы работы с персоналом организации; нормативно-правовой базы управления персоналом; информационо-метолического обеспечения системы управления персоналом; технологий управления персоналом и методов управления персоналом организации (см. рис. 11).
КОМПОНЕНТЫ
Структура управления персоналом организации | Система работы с персоналом организации | ||
Нормативно-правовая база управления персоналом организации | Информационно-методическое обеспечение системы управления персоналом организации | ||
Технологии управления персоналом организации | Методы управления персоналом организации | ||
Рис. 11. Компоненты системы управления персоналом организации
Данная система управления персоналом организации, являясь органической составной частью государственной кадровой политики, должна строиться и базироваться на ее принципах и приоритетах, а также на общих принципах системы управления персоналом организации.
Общие принципы системы управления персоналом организацииотражены в Конституции Российской Федерации, Федеральных законах Российской Федерации и других нормативных правовых актах. Основные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
— научная обоснованность и комплексность в работе с персоналом с учетом всех факторов, влияющих на нее;
— перспективность с учетом прогноза формирования и развития персонала организации на ближайшие десятилетия и с учетом социального прогресса, в том числе изменений содержания и характера труда работников;
— устойчивость системы управления персоналом к изменениям внешней среды и соответствие ее состоянию;
— коллегиальность и единоначалие в управлении персоналом организации;
- непрерывность в управлении персоналом и оперативность при принятии решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом;
- законность, основанная на правовой и социальной защите персонала организации, соблюдении нормативно-правовых требований и процедур при решении кадровых вопросов;
- подконтрольность персонала организации вышестоящим органам;
- систематическое обновление персонала организации, его качественное укрепление за счет постоянного притока свежих сил с сохранением преемственности и использованием способности кадров всех возрастов;
- оптимальность при выборе наиболее рационального варианта формирования системы управления персоналом для конкретных условий;
- экономичность и эффективность функционирования системы управления персоналом.
Эти принципы должны быть отражены в локальных нормативных актах организации и положены в основу формирования системы управления персоналом, определять содержание ее компонентов и выбор конкретных форм, средств и методов управления персоналом организации.