Система управления персоналом организации
Понятие «система управления персоналом» включает множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную организационную целостность,которая содержит в себе важнейшее свойство системы. Это свойство заключается в том, что система в целом,как некая потенциальная сумма, оказывает более значительное влияние на управление, чем арифметическая сумма ее элементов или компонентов. Система как целостность приобретает новые свойства, не содержащиеся в ее элементах, т. е. система — это совокупность конкретных объектов(компонентов, элементов системы), существование или деятельность которых взаимосвязана и взаимообусловлена.Важнейшим признаком системы в таком ее понимании является целостность— новое интегрированное качество, т.е. появление у данной совокупности объектов таких свойств, которых у них не было в отдельности.
В методологическом планесистему управления персоналом можно рассматривать как принцип научного познания, суть которого в том, что любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, в практическом плане— как структурно-функциональный инструмент управления персоналом и как принцип организации управления персоналом.
Системный подход позволяет осознать многие стороны понятия «управление персоналом» как социального процесса и как системы,в центре которых находятся человек, его интересы, потребности, развитие и использование его способностей, и наиболее эффективно использовать человеческий потенциал, людские ресурсы.
Цели управления состоят в повышении производственной, творческой отдачи и активности персонала, в разработке и реализации программ развития кадров организации1. Эти цели служат для обеспечения слаженной работы всех звеньев системы управления организации в целом.
Цели управления персоналом организации как совокупность желаемого состояния выражаются двояко2. С одной стороны, это цели персонала, которые он ставит перед собой в процессе трудовой деятельности. Достижение персоналом целей зависит от его собственных усилий и от работы администрации организации, ее службы управления персоналом, направленной на обеспечение реализации целей персонала. С другой стороны, администрация имеет собственные цели по востребованию способностей персонала, которые не всегда совпадают с целями персонала. Поэтому администрация призвана разработать систему целей, позволяющих реализовать социальные потребности и с точки зрения персонала, и с точки зрения администрации, т. е. целевые задачи должны быть непротиворечивы. Это, в свою очередь, создаст объективную основу эффективных взаимоотношений персонала и администрации для достижения общих целей.
На уровне организации управление персоналом это система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы. Эта система мер выступает в форме непрерывного процесса, направленного на целевое изменение мотивации работников для получения от них максимальной отдачи, а следовательно, и достижения высоких конечных результатов в деятельности организации (см. рис. 10)'.
С другой стороны, управление персоналом представляет собой разнообразную деятельность специальных служб (службы кадров, отдела труда и заработной платы, финансовой службы, юридической службы и др.) и линейных руководителей подразделений организации, направленную на достижение целей стратегического развития организации и решение тактических задач.
Практика показывает, что к управлению персоналом как составной части управления организацией имеются два подхода — технократический и гуманистический.При технократическом подходеуправленческие решения подчинены прежде всего интересам производства (максимизация выпуска продукции, выполнение плана и т. п.): численность и состав работников определяются исходя из применяемой техники, технологического разделения труда и т. п. Таким образом, управление персоналом поглощается процессом управления производством и сводится к подбору кадров с соответствующими профессиональными, квалификационными характеристиками и их расстановке исходя из задач организации производства.
Рис. 10. Принципы и функции системы управления персоналом
Организации
Гуманистический подходк управлению персоналом подразумевает создание таких условий труда и такое его содержание, которые позволяют снизить степень отчуждения работника от его трудовой деятельности и от других работников. Поэтому функционирование производства и его результативность при таком подходе во многом зависят не только от соответствия численности и профессионально-квалификационного состава работников требованиям техники и технологии, но и от уровня мотивации работников, степени учета их интересов, что требует большего внимания к учету интересов работника как личности: повышения содержательности труда, улучшения условий труда, реализации личностных устремлений человека.
При таком подходе понятие «управление персоналом» трактуется более широко и базируется на положениях социологии и психологии труда.
В научной литературе и публикациях специалистов по проблемам управления персоналом встречаются различные толкования понятия «управление персоналом». Одни авторы акцентируют внимание на организационной стороне управления, оперируя в основном целями управления и методами их достижения. Другие в определении делают упор на содержательную часть и отражают функциональную сторону управления.