Управление персоналом как механизм кадрового обеспечения государственной службы
Характеристика стратегии кадрового обеспечения. Вуправлении персоналом государственной службы важно наметить цели и приоритеты кадрового обеспечения этого социально-правового института. Необходимо учесть стратегию и принципы формирования и развития системы государственной службы Российской ФедеРации как целостного механизма государственного управления,на cr3" ofрамкахеДин°и государственной кадровой политики Россий-ои Федерации.Без этого не может быть целостной российской государственности.
В базовых основаниях системы государственной службы Российской Федерации при многообразии форм и механизмов кадрового обеспечения следует учитывать региональные и ведомственные различия, специфику ее видов. Поэтому необходим дифференцированный подход к кадровому обеспечению государственного управления в зависимости от уровня (федерального, регионального, муниципального), типа и вида государственной службы, типологии должностей.
В содержательном плане кадровое обеспечение включает в себя реализацию многих мероприятий (организационных, образовательных, социально-экономических, правовых и др.), специально направленных кадровых процессов. Его суть как процесса заключается в опережающем наращивании численности специалистов, опытных чиновников для обновления и оптимизации состава государственных служащих. Поэтому кадровое обеспечение не может быть стихийным, узкотехнологическим.
Основные положения стратегии кадрового обеспечения государственной службы формулируются в концепции кадровой политики в государственной службе, которая является составной частью концепции государственной кадровой политики Российской Федерации и научно-теоретическим фундаментом кадровой деятельности в этой сфере.
Актуальность разработки и реализации стратегии кадрового обеспечения государственной службы обусловлена и рядом политических обстоятельств. Проблемы замещения руководящих должностей, формирования выборных органов власти, оценки результатов работы аппарата часто ставятся в центр политического противоборства различных социальных сил. Через кадровую политику предпринимаются попытки «монополизации» руководства сферами и отраслями управления со стороны отдельных «команд» и групп. Нередко конкретные кадровые вопросы решаются методом «проб и ошибок», в рамках «политических компромиссов». В этой связи важно помнить, что государственная служба является социальным институтом, своеобразным мостом между государством и обществом, а государственный служащий одновременно выступает «слугой» и государства, и общества, и населения. Поэтому кадровая политика в государственной службе призвана значительно усилить свою социальную направленность.
Государственный служащий действует в системе «человек — власть — человек». Он работает среди людей, воздействует на людей и трудится во имя улучшения условий и качества жизни людей. Он должен иметь высокую человековедческую компетентность - один из важнейших компонентов своего профессионализма. Поэтому управление персоналом в государственной службе призвано воплощать в своем содержании и выборе технологий диалектику государственного, корпоративно-общественного и личностного интересов, находить их оптимально возможный баланс.
Основные черты кадровой политики в государственной службе.Перспективы развития кадрового корпуса государственных служащих в условиях становления правового демократического федеративного социального государства, потребность в демократизации и демонополизации работы с кадрами позволяют определить сущностные черты новой кадровой политики в государственной службе. Она должна быть:
— научно обоснованной, созидательной,учитывающей потребности государства в новом поколении профессионально подготовленных кадров, возможность их удовлетворения, последовательность и этапность решения стратегических и среднесрочных задач. Кадровая политика должна быть ориентирована на обеспечение устойчивого развития России, на привлечение к государственной и муниципальной службе людей предприимчивых, с новаторскими созидательными устремлениями и мотивами;
— комплексной,базирующейся на единстве целей, принципов, форм и методов работы с кадрами, учитывающей различные аспекты решения кадровых вопросов (экономические, социальные, политические, нравственные, социально-психологические и др.);
— единойдля всей России, но в то же время многоуровневой
(федеральной, региональной, муниципальной, отраслевой), охватывающей весь кадровый корпус, многие кадровые процессы при различной степени государственного воздействия на них;
— перспективной,имеющей упреждающий и опережающий характер, рассчитанной на формирование кадров первой четверти лл.1 е. с учетом социального прогресса, в том числе изменения содержания и характера труда государственных служащих;
— гласной, демократическойпо целям, социальной базе и механизмам решения кадровых проблем;
— социально справедливойпо содержанию;
— духовно-нравственной,воспитывающей в каждом государственном служащем человеколюбие, честность и гражданскую ответственность за порученное дело и личное поведение, готовность и способность к общественному и государственному служению;
— правовой,осуществляемой в рамках и на основе закона, создающего правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов, оплаты труда, карьерного роста и др.
Именно эти черты можно считать теоретико-содержательными принципами кадровой политики в государственной службе. Они придают ей единство, целостность и сущностную определенность в рамках всего государства, в работе с кадрами всех ветвей власти, выступают базой взаимодействия всех субъектов управления персоналом.
Цели и приоритеты кадровой политики в государственной службе.Кадровая политика в государственной службе и важный механизм ее реализации — управление персоналом направлены на достижение стратегических, главных целей:
— формирование высокого профессионализма и культуры управленческих и технологических процессов, достижение укомплектованности всех участков государственной службы квалифицированными, активно действующими, духовно-нравственными работниками и на этой основе — обеспечение инновационного прорыва России в будущее;
— максимально эффективное использование имеющегося интеллектуально-кадрового потенциала государственного аппарата, его сохранение и приумножение, превращая потенциал в социальную энергию развития;
— создание более благоприятных условий и гарантий для проявления каждым государственным служащим его профессионально-личностных способностей, реализации позитивных интересов, достижения вершины творчества, всемерного стимулирования его профессионального роста и служебного продвижения, повышения эффективности трудовой деятельности.
Для достижения этих целей определяются текущие, ближне-срочные задачи и приоритетные направления работы с кадрами различных ветвей власти с учетом специфики функций, принципов комплектования персонала каждого государственного органа.
В Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации кадровая политика рассматривается в качестве одного из основных средств повышения эффективности функционирования системы государственной службы и реализуется путем формирования кадрового состава профессиональных государственных служащих, обладающих необходимыми качествами государственного и общественного служения.
Приоритетными направлениями кадровой политики в системе государственной службы являются:
— формирование эффективного механизма подбора кадрового состава государственных служащих и работы с ним. Вчисле практических мер — переход от назначения к приему на государственную службу на конкурсной основе, установление испытательного срока, переход к служебным контрактам и др.;
— повышение престижагосударственной службы и авторитетагосударственных служащих;
— совершенствование программ подготовки и профессионального развитиягосударственных служащих. При этом профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих признаны одним из важнейших направлений кадровой политики.
В реализации указанных приоритетных направлений наиболее значимо решение следующих основных задач:
— управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;
— обновление и ротация кадрового состава государственных служащих;
— формирование кадрового резерва и обеспечение его эффективного использования;
— объективная оценка результатов деятельности государственных служащих, в первую очередь при проведении аттестации или квалификационного экзамена.
Эти приоритеты и задачи во многом определяют содержание управления персоналом государственной службы. В ходе реализации кадровой политики должны применяться современные кадровые механизмы и технологии при возрастании роли и ответственности кадровых служб государственных органов, едеральный закон «О государственной гражданской службе оссийской Федерации» (2004 г.) укрепил правовую основу их реализации, придал многим кадровым технологиям обязательный характер.
Следовательно, главной, по существу стратегической задачей кадрового обеспечения государственной службы является формирование компактного, высокопрофессионального, оптимально сбалансированного и эффективного аппарата органов власти всех уровней.
Кадровая политика в государственной службе должна быть стабильной, устойчивой, адекватной потребностям общества и государства, не меняться со сменой руководителя, его команды, не сводиться к «кадровым» перестановкам.
Выводы
Государственная кадровая политика и управление персоналом взаимодействуют и взаимообогащают друг друга. Управление персоналом, реализует кадровую политику в конкретных организациях, творчески подбирает для этого механизмы и технологии, позволяет максимально эффективно использовать способности и возможности каждого работника. Именно в рамках управления персоналом реализуются конституционные права граждан в сфере труда, формируется профессиональный, стабильный, оптимально сбалансированный кадровый состав организации. В свою очередь, ГКП позволяет в управлении персоналом найти баланс общегосударственного, корпоративного и частного интересов, обеспечить целевую социальную направленность этого управленческого процесса, правовой характер, выявить факты субъективизма, протекционизма в работе с кадрами.
Кадровая политика в государственной службе и управление персоналом обеспечивают развитие и наиболее эффективное использование профессиональных и личностных способностей человека с учетом потребностей, задач и возможностей конкретного органа власти, причем на всех этапах его государственной службы.
Контрольные вопросы
1. Чем обусловлена роль государства как главного субъекта кадровой политики?
2. Каково соотношение управления персоналом и государственной кадровой политики?
3. Возможен ли «кадровый менеджмент» в государственной службе?
4. Каковы сущностные черты государственной кадровой политики?
5. Каковы приоритеты и задачи кадровой политики в системе государственной службы Российской Федерации?
6. Почему управление персоналом является действенным механизмом реализации государственной кадровой политики в системе государственной службы?
Список литературы
Лнисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. М., 2003.
Асцатуров Г.Е. Кадры и управление кадрами в государственной службе //Асцатуров Г.Е. Государственная служба как социальный институт. М., 2007. С. 172-194.
Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии. 2-е изд М 2006 С. 35-38, 80-82, 95-105.
ТурчиновА.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998. С. 10-18.
© Сулемов В.А.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.