Механизм научно-методического и научно-информационного обеспечения государственной кадровой политики. 12 страница
На основании вышесказанного можно отметить, что для оптимизации движения государственно-управленческой элиты законодательно закреплена система ее учета.
В государственных органах создается резерв кадров государственных служащих для занятия вакантных государственных должностей (за исключением должностей, занятие которых осуществляется путем избрания). В резерв кадров государственных служащих включаются:
· граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв;
· государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности или штата работников.
В резерв кадров государственных служащих не включаются государственные служащие, достигшие:
· пенсионного возраста;
· предельного возраста, установленного для пребывания на
государственной службе.
Важным фактором, определяющим уровень государственно-управленческой элиты государства, являются квалификационные требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу.
Для государственных служащих создаются надлежащие условия для повышения квалификации и переподготовки, включая при необходимости получение в установленном порядке второго высшего или иного специального образования в соответствующих учреждениях образования, а также в виде стажировки и самообразования. Результаты повышения квалификации и переподготовки являются одним из оснований для продвижения государственного служащего по службе. Порядок и условия повышения квалификации и прохождения переподготовки государственных служащих также определяются законодательными актами. За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Напомним, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» от 26.07.2004г. № 354 организация работы с руководящими кадрами включает внедрение современных кадровых технологий, формирование действенного резерва кадров, совершенствование форм и методов подбора работников и оценку эффективности их деятельности, координацию служебного продвижения, непрерывность повышения профессионального уровня специалистов.
Основными критериями зачисления кандидата в резерв являются:
· результаты его практической деятельности на занимаемой
должности;
· деловые и личностные качества кандидата, его способности к предстоящей работе, потенциальные возможности;
· результаты тестирования и последней аттестации кандидата;
· отзывы лиц, непосредственно работающих с кандидатом;
· возраст кандидата и состояние его здоровья.
Таким образом, государственно-управленческая элита формируется по следующим признакам: деловые и личностные качества, уровень интеллектуального развития, уровень образования, возраст, профессионализм.
Отдельно можно выделить перспективный кадровый резерв, который является специально сформированной группой студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, и специалистов в возрасте до 31 года, имеющих лидерские и организаторские качества, способных к управленческой деятельности в государственных органах (организациях). Выдвижение кандидатов в перспективный кадровый резерв из числа студентов осуществляется руководителями учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, из числа специалистов в возрасте до 31 года -руководителями организаций, в которых они работают. Создание перспективного кадрового резерва и работа с ним проводятся республиканскими и местными органами государственного управления. Формирование перспективного кадрового резерва предусматривает сбор и анализ данных о кандидатах, оценку их деловых и личностных качеств. Информация о лицах, включенных в перспективный кадровый резерв, представляется руководителями соответствующих государственных органов в Академию управления, которая формирует и ведет единый перспективный кадровый резерв. Порядок представления такой информации определяется Академией управления по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь. Организация работы с перспективным кадровым резервом включает:
· развитие лидерских качеств и творческих способностей студентов, а также специалистов в возрасте до 31 года;
· планирование и осуществление профессионального развития
выпускников учреждений, обеспечивающих получение высшего
образования, и специалистов в возрасте до 31 года;
· мониторинг профессионального развития лиц, состоящих в перспективном кадровом резерве;
· оценку эффективности подбора кандидатов в перспективный
кадровый резерв и работы с ним.
Организационно-методическая работа с перспективным кадровым резервом осуществляется Академией управления при Президенте Республики Беларусь.
Важным фактором качественного формирования и развития государственно-управленческой элиты является подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров. Основными целями проведения данных мероприятий являются обеспечение постоянного приобретения знаний в области теории и практики государственного управления, идеологии, экономики, права, совершенствование управленческих умений и навыков, позволяющих успешно выполнять служебные обязанности.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров строятся на принципах системности, обязательности, дифференцированного подхода, перспективности. При этом в целях обеспечения непрерывного роста профессионального уровня руководящих работников, назначаемых на новые должности, руководителями предусматривается обязательное повышение их квалификации. Ведущим государственным высшим учебным заведением в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственных органов (организаций) является Академия управления, которая разрабатывает учебные планы и программы, учитывающие характер и специфику работы руководящих кадров, обеспечивает дифференцированный подход к комплектованию учебных групп, выбор форм обучения, определяет профессорско-преподавательский состав.
Отдельным важным фактором формирования состава государственно-управленческой элиты является порядок подбора и назначения на должности (освобождения от должностей) руководящих кадров. Общее руководство работой по подбору руководящих кадров осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь. Непосредственный подбор руководящих кадров, изучение их деловых и личностных качеств проводятся соответствующими государственными органами (организациями). При этом подбор руководящих кадров предполагает:
· планирование текущей и перспективной потребности государства в таких кадрах;
· определение соответствия установленным требованиям деловых и личностных качеств работников, рассматриваемых на выдвижение;
· оценку результатов изучения кандидатов на соответствующие должности и принятие решения о возможности их выдвижения.
· Подбор кандидатов на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства, осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь самостоятельно, а также по представлениям Совета Министров Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Прокуратуры, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.
Ситуация в современной Республике Беларусь носит развивающийся характер как общества вцелом, так и экономики в частности, в связи с чем определение тенденций, способных сформировать облик государственно-управленческой элиты страны объективно необходимо. На сегодняшний день Республика Беларусь числится одной из первых в списке государств с наибольшим процентом граждан, имеющих высшее образование. При этом сохранившиеся и вновь формирующиеся традиции в системе образования Республики Беларусь позволяют говорить о высоком качестве получаемого образования. Данные факты позволяют сделать вывод о том, что одна из главнейших задач государственно-управленческой элиты ‑ взаимосвязь в системе «государство ‑ элита -общество» - выполняется эффективно. Однако следует отметить, что препятствием на данном этапе может являться бюрократический характер государственного аппарата, который замедляет и затрудняет движение информации в упомянутой системе.
Контрольные вопросы к теме 8
1. Выделите наиболее распространенные признаки элиты.
2. Что такое элита? Дайте определение.
3. Назовите виды элит.
4. Охарактеризуйте механизм формирования государственно-управленческой элиты.
5. Охарактеризуйте механизм формирования государственно-управленческой элиты в республике Беларусь.
6. Роль и значение закона «О государственной службе в Республике Беларусь» в формировании государственно-управленческой элиты.
7. Какие кадровые реестры ведутся в Республике Беларусь? Что это такое?
8. Роль и значение формирования резерва руководящих
кадров для эффективного функционирования государственно-управленческой элиты Республики Беларусь.
9. Что такое перспективный резерв кадров? Обоснуйте необходимость его формирования в Республике Беларусь.
Тема 9. Карьерный процесс в государственных органах
Лекция 11. Карьерный процесс в государственных органах
Основные понятия:
карьера, карьерный процесс, этапы карьеры, планирование карьеры, механизм прохождения государственной службы.
Карьера и карьерная стратегия
Карьера (от фр. Cariera) - успешное продвижение вперед в - той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.
Понятие служебной карьеры существует в широком и узком смысле.
В широком понимании карьера - профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму. Результатом карьеры является высокий профессионализм государственного служащего, достижение признанного профессионального статуса. Критерии профессионализма могут меняться в течение трудовой деятельности человека.
В узком понимании карьера - должностное продвижение, достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. В данном случае карьера - сознательно выбранный и реализуемый служащим путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение служащего в соответствии с уровнем его квалификации.
Государственный служащий, как правило, осознанно выбирает и строит карьеру и в профессиональном и в должностном плане.
Сущностной составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть движение вперед. В этом отношении карьера - процесс, определяемый как прохождение, последовательность состояний системы.
Отсюда понимание карьеры, как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. С этих позиций определяется подход к моделированию карьерного процесса и основы стратегического управления карьерой. Карьера - это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации. Таковыми являются:
· должностные ступени, уровни иерархии;
· ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства;
· статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.д.), его положение в коллективе;
· ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству);
· уровни материального вознаграждения, дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот).
Таким образом, карьера - это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.
Сложность карьеры определяется обусловленностью ее множеством факторов, прежде всего связанных с особенностями личности работника, делающего карьеру, и среды, в которой развивается карьера, а так же особенностями и уровнем развития общества, в котором действуют человек и организация. Для более полного изучения, понимания и овладения механизмами воздействия на характер карьеры необходимо учитывать как сложные связи образующих элементов, так и сложность и особенности самих этих элементов.
Комплексность карьеры предполагает необходимость рассмотрения ее с различных сторон, использования при ее исследовании различных подходов.
Многоаспектность карьеры выражается в ее наполненности различными составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей, способствующих тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен в среде служащего, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности.
Итак, карьера ‑ динамическое явление, постоянно изменяющийся и развивающийся процесс и рассматривать его надо как последовательность стадий во времени.
Многогранность и сложность явления карьеры отражается в разнообразии ее типов. Для классификации видов карьеры можно выделить самые различные основания, признаки, критерии.
С точки зрения индивидуальной профессионализации можно выделить профессиональную и должностную (внутриорганизационную) карьеру.
Профессиональная карьера характеризуется преобладанием в трудовой деятельности человека профессиональной специализации – это работа, преимущественно, в одной предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. Как правило, профессиональная карьера человека складывается в организации, и часто бывает так, что профессиональные достижения создают предпосылки для формирования внутриорганизационной карьеры или должностной карьеры в организации.
Должностная карьера отражает изменение преимущественно должностного статуса государственного служащего, его социальной роли, степень и пространство должностного авторитета в организации. Это перемещение, как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации.
По направлениям движения работника в структуре организации существуют следующие типы карьеры:
· вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии. Чаще всего карьеру отождествляют именно с этим видом.
· горизонтальная карьера представляет собой перемещение работника в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (выполнение роли руководителя временной целевой группы и др.). Так же горизонтальная карьера - это карьера специалиста.. Совокупность должностей, соответствующих данному типу карьеры, называют параллельной карьерной лестницей и подчеркивают ее альтернативность служебной лестнице. Служащий приобретает статус высококлассного специалиста, выполняет все более ответственные поручения, пользуется доверием и уважением коллег и начальства, имеет более высокий уровень заработной платы.
· под центростремительной карьерой понимают движение к руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера; получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, важные отдельные поручения руководства.
По содержанию происходящих в процессе карьеры изменений можно дать следующую классификацию:
· властная карьера, связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации;
· квалификационная карьера, предполагает профессиональный рост, движение по тарифной сетке той или иной профессии;
· статусная карьера ‑ это увеличение статуса работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы;
· монетарная карьера ‑ это повышение уровня вознаграждения работника, а именно : уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых социальных льгот.
По степени устойчивости и непрерывности оправдано деление карьеры на:
· устойчивую;
· неустойчивую;
· прерывистую;
· непрерывную.
По возможности осуществления уместна следующая классификация карьер:
· потенциальная карьера ‑ лично выстраиваемый человеком трудовой и жизненный путь на основе его планов, потребностей, способностей, целей. Она может влиять на поступки, поведение человека, может быть реализована полностью, частично или вовсе не реализована.
· реальная карьера ‑ это то, что человеку удалось реализовать на протяжении определенного времени, в определенном виде деятельности, в конкретной организации.
· по времени осуществления:
· нормальная карьера - постепенное продвижение человека к вершинам должностной иерархии в соответствии с постоянно развивающимся его профессиональным опытом. Предел этого должностного развития обусловлен уровнем его профессиональной некомпетентности. Продолжительность карьеры в среднем равна продолжительности активной трудовой деятельности человека (около 40 лет).
· скоростная карьера ‑ стремительное, но все же последовательное должностное продвижение по вертикали организационной структуры. По времени эта карьера в два-три раза меньше продолжительности нормальной карьеры. Это, как правило, карьеры одаренных, выдающихся личностей. Если для нормальной карьеры средняя продолжительность пребывания в должности составляет 3-5 лет, то при скоростной 1-3 года.
· «десантная» карьера - спонтанное замещение, как правило, руководящих должностей организационной структуры. Необходимость и длительность пребывания на замещаемой должности обусловлена разными причинами: потребностью оказания практической помощи и укрепление руководства организации, необходимостью обозначить прохождение должностной позиции для конкретной личности и другие. Люди с такой карьерой всегда готовы занять любую должность и выполнить предписанные указания. Для представителей такой карьеры важен не сам процесс делания чего-либо, а факт замещения должности, так как они отличаются не профессионализмом, а лишь умением присутствовать при должности.
· типичная карьера ‑ достижение вершин профессионализма, признания в профессиональном сообществе, занятие высшего должностного статуса в организационной структуре связано с воспроизведением полного цикла профессиональной жизни человека и последовательным изменением должностного статуса в организации.
Идеальная форма карьерного процесса ‑ его развитие по восходящей. Это ‑ прогрессивный тип карьерного процесса. Каждая последующая стадия изменения в нем отличается от предыдущей более высоким уровнем способностей и возможностей жизнедеятельности. Она включает в себя достигнутые ранее результаты и подготавливает необходимость более поздней стадии. Происходящие при этом изменения необратимы, поскольку каждое действие имеет последствия, уходящие в будущее, приобретаемые знания и опыт накапливаются.
Кроме того, можно применить типологизацию карьеры по признаку принадлежности к определенной отрасли профессиональной деятельности, определенной профессии.
Редкая карьера обходится без спадов состояний различной деятельности. Характер спада отражается в форме нисходящего движения карьерного процесса. Это регрессивный тип карьерного процесса. Такие спады происходят при несоответствии способностей и активности человека, требованиям его статуса, структурных реорганизациях в сфере деятельности, заболеваниях и проч.
Формы карьерных процессов зачастую претерпевают изменения. Причиной этого являются непрерывные влияния различного рода на человека и общество, в результате которых изменяются направления карьерных процессов, интенсивность их развития, внутренние и внешние соотношения и связи. На отдельных этапах любого карьерного движения могут развиваться все названные формы процессов.
Механизм движения карьерных процеcсов ‑ это сцепление, определяющее возможность движения. Сцепляющим началом в карьерном процессе является развивающийся способ деятельности, реализующий, с одной стороны, интересы индивида, с другой ‑ интересы организации. Человек осваивает необходимую информацию, приобретает навыки. Успешность освоения зависит от способа деятельности, который определяется карьерными целями, средствами и действиями людей для достижения целей, а также объективными целями, определяющими развитие карьеры.
На карьеру служащего, прежде всего, влияют, внутренние факторы ‑ мотивы, уровень притязаний, самооценка, состояние здоровья. Чем более зрелым является служащий как профессионал и как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере.
На карьеру государственного служащего влияют и внешние факторы ‑ социальная сфера, тип организации, а также случай. Иногда сложившаяся ситуация вынуждает работника подниматься до уровня некомпетентности, когда должностная карьера опережает профессиональный рост специалиста.
Учитывая неоднозначное влияние среды на карьеру отдельного служащего, необходимо иметь в виду, что работник сам должен выбрать критерии оценки своего профессионального роста и сверять свою самооценку с мнениями и оценками своих коллег.
Любой карьерный процесс испытывает воздействие тормозящих его сил. Результат такого воздействия - замедленное развитие процесса, его остановки, изменение направления, спады и т.д. концентрация факторов, определяющих эти неравномерности на отдельных участках движения в определенных условиях порождают карьерный кризис, сказывающийся на будущем человека и социальной системы. Данные факторы достаточно многочисленны и многонаправленны, а комбинация их еще более многообразна, что не позволяет четко классифицировать их.
По характеру воздействия выделяют факторы сдерживания и сопротивления. Их характеристика тесно связана с другим основанием группировки - по отношению источника формирования (индивидуальные и средовые). Сдерживающие факторы имеют индивидуальное происхождение и определяются недостатком внутренних ресурсов и способом их мобилизации (низкий уровень потребностей, слабость мотивов, недостаток знаний и опыта, болезни и т.д.). Силы сопротивления в основном питаются из внешнего источника ‑ среды деятельности. Они могут быть ответом на карьерную активность, вызываться дисбалансом в системе интересов индивида и организации, быть следствием остроты карьерной конкуренции, жесткости порядка продвижения, произвольных препятствий.
По природе происхождения факторы торможения подразделяются на физические, психологические, социальные.
По времени действия факторы сдерживания и сопротивления можно подразделить на краткосрочные, устойчивые и постояннодействующие.
Своеобразное влияние могут оказывать тормозящие факторы смешанного типа. Например, циклически повторяющиеся спады и подъемы активности.
Последствия действия факторов торможения могут быть острые (например, карьерный кризис), вялотекущие (например, карьерный кризис вследствие отклонений начального профессионального этапа).
В ходе карьеры человек проходит через различные стадии, взаимосвязанные этапы:
Встречаясь с новым сотрудником, желательно выявить этап карьеры, на котором он в данный момент находится. Это поможет уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное ‑ специфику индивидуальной мотивации.
Этапы карьеры:
· предварительный этап включает возрастной период до
25 лет и характеризуется подготовкой к трудовой деятельности, а так же выбором области деятельности. Особенности мотивации (по Маслоу) ‑ безопасность, социальное признание;
· этап становления протекает до 30 лет и характеризуется освоением работы, развитием профессиональных навыков. Особенности мотивации (по Маслоу) ‑ социальное признание, независимость;
· этап продвижения протекает до 45 лет и характеризуется профессиональным развитием» Особенности мотивации (по Маслоу) ‑ социальное признание, самореализация;
· этап завершения проходит после 60 лет и заключается в подготовке к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены. Особенности мотивации (по Маслоу) ‑ удержание социального признания;
· пенсионный этап ‑ после 65 лет ‑ занятия другими видами деятельности. Особенности мотивации (по Маслоу) ‑ поиск самовыражения в новой сфере деятельности.
Наиболее продуктивной для роста человека является стадия стабильной работы. Этот период характеризуется усилиями по закреплению прошлых результатов, предполагает новые служебные продвижения. Период является творческим, поскольку удовлетворены многие психологические и материальные потребности.
Понятие стадии карьеры является фундаментальным для управления развитием карьеры в системе государственной службы. Руководители органов государственной службы обязаны учитывать это и стремиться дифференцировано работать над проблемами карьерного продвижения сотрудников. Трудовая деятельность является не только средством самореализации, но и средством к существованию, поэтому при выборе профессии приходится учитывать уровень оплаты труда, его рыночную стоимость. Сравнительно низкий уровень заработной платы в системе государственной службы приводит к оттоку наиболее одаренных, быстро прогрессирующих специалистов.
Организация карьеры
Под профессией государственного служащего понимают совокупность знаний, умений и навыков, а так же деловых, личностных и нравственных качеств человека, позволяющих ему успешно выполнять трудовые функции на определенных должностях государственной службы. В рамках этой профессии (как рода занятий, трудовой отрасли) существует множество специальностей и специализаций, владение которыми требует определенного уровня умений и знаний - квалификации.
Профессия государственного служащего - одна из самых социально важных, самых сложных, требующая на подготовку больших затрат времени и средств, а от человека не только служебно-профессиональных качеств, но и нравственных.
Успешное обеспечение государственной службы высококвалифицированными кадрами требует нового подхода к проблеме их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Опыт карьерного продвижения персонала в системе государственной службы в большинстве стран показывает, что главным критерием повышения по службе является профессиональная квалификация, результаты ее практической реализации и стаж работы.
Возможно наиболее важное решение, которое принимает человек в жизни, - это выбор карьеры.
Джон Голланд, американский психолог, предложил и исследовал теорию выбора карьеры. Он считает, что этот выбор есть выражение личности. Также он считает, что достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его личностью и обстановкой работы.
Голланд считает, что каждый человек в определенной степени относится к одному из 6 типов личности:
1. реалистический ‑ этот человек, предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов ‑ машинист;
2. исследовательский - такой человек предпочитает быть аналитиком, любознательным, методичным и точным;
3. артистический ‑ это человек экспрессивный, нонконформистски настроенный, оригинальный, внутренне сосредоточен;
4. социальный ‑ этот человек любит работать вместе и помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую ‑ школьный консультант;
5. предпринимательский ‑ человек любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей ‑ адвокат;
6. конвенциональный ‑ любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов ‑ бухгалтер.