Граждане как субъекты административного права

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002

ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006

Административно-правовой статус гражданина – правовое положение гражданина в его отношениях с субъектами исполнительной власти и государственной администрацией, урегулированное нормами административного права.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1. По механизму реализации:

- Абсолютные. Могут быть реализованы по усмотрению гражданина, для их реализации не требуется содействие государственных органов. Например, право на жалобу.

- Относительные. Для их реализации требуется содействие государственных органов. Например, право на пенсию.

2. По содержанию:

- права на социально-политическую активность;

- право на государственное содействие, участие и помощь;

- право на защиту.

3. По кругу лиц, которым предоставляются права:

- общие;

- специальные.

Виды обязанностей:

1. По кругу лиц, на которых распространяются обязанности:

- абсолютные;

- относительные.

2. По характеру деяний, из которых возникает обязанность:

- из правомерных деяний;

- из не правомерных деяний.

3. По защищённости санкциями:

- защищённые;

- незащищённые.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в РФ наравне с гражданами РФ, если федеральным законом или международным договором не предусмотрено иное.

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Виды иностранных граждан в РФ:

- временно пребывающие на территории РФ (до 90 суток);

- временно проживающие на территории РФ (до 3 лет);

- постоянно проживающие на территории РФ (до 5 лет с неограниченным продлением).

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан на территории РФ:

- не могут занимать некоторые должности и быть государственными служащими;

- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

- не имеют воинской обязанности (могут поступать по контракту на младшие воинские должности);

- могут подлежат административному выдворению за пределы территории РФ и депортации (только они);

- не могут быть членами политических и общественных объединений;

- въезжают на территории РФ только с разрешения;

- могут быть признаны беженцами, получить право на политическое убежище, приобрести гражданство РФ.

Виды специальных статусов индивидуальных субъектов:

- член административного коллектива;

- субъект административной опеки;

- житель территории с особым административно-правовым режимом;

- субъект разрешительной системы;

- государственный служащий;

- лицо, совершившее административное правонарушение.

Каждый гражданин может иметь один общий и один или несколько специальных административно-правовых статусов, которые дополняют или изменяют общий.

Право граждан на обращение

ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 N 59-ФЗ

Глава 22 КАС РФ

Согласно ст. 33 Конституции РФ, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»N 59-ФЗ под гражданами также понимаются иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, а также объединений граждан, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Обращение –направленный в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина (п. 1 ст. 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Виды обращений (ст. 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 N 59-ФЗ):

1. По юридическому содержанию:

- Предложение – рекомендации гражданина по совершенствованию законов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической жизни.

- Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его права. Если в заявлении содержится информация о преступлении (правонарушении) или требования о восстановлении нарушенного права (исковое заявление), то такое заявление будет регулироваться другими нормативными актами (УПК, К РФ об АП и др.).

- Жалоба – требование (просьба) гражданина о восстановлении нарушенного права. В других нормативных актах (КАС РФ, ГПК РФ, АПК РФ) требование может называться исковым заявлением и регулируется нормами этих нормативных актах. Жалоба, подаваемая в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», не может содержать требования, носящие имущественный характер, их могут содержать только исковые заявления, которые будут относиться к гражданскому судопроизводству в порядке, предусмотренном ст. 1069 и 1071 ГК РФ.

По порядку подачи

- устные;

- письменные;

- сообщения, поданные по электронным системам общего пользования в форме электронного документа (через Интернет);

- обращение, поданное в ходе личного приёма должностному лицу.

3. По количеству заявителей:

- индивидуальные;

- коллективные.

В электронном сообщении может быть предоставлен ответ по электронной почте.

Требования к письменным жалобам (ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 N 59-ФЗ):

Шапка:

- наименование органа;

- должность (ФИО);

- ФИО заявителя;

- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

Суть:

- ссылки на НПА;

- приложения;

- копии документов.

Конец:

- дата;

- личная подпись.

На любое обращение заявителю должен быть предоставлен письменный ответ (устный – с согласия заявителя).

Случаи, когда ответ по обращению не даётся (ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»):

- анонимность обращения (не указана фамилия либо почтовый адрес);

- невозможность прочтения письменного текста обращения;

- содержание в обращении оскорбительных и нецензурных обращений и угроз;

- необходимость раскрытия для ответа конфиденциальных сведения или сведений, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну;

- многократное обращение одного и того же лица в один и тот же орган по одному и тому же вопросу.

Виды жалоб:

1. Административная. Подаётся в орган публичной власти. Делятся на общие и специальные.

2. Судебная. Подаётся в суд. Делится на общие и специальные.

Порядок рассмотрения общих административных жалоб регулируется ст. 10 – 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 N 59-ФЗ, её может подать любое лицо в защиту любых лиц, срок подачи не установлен. Срок рассмотрения – 30 дней с момента государственной регистрации, может быть продлён ещё на 30 дней, если потребуется дополнительная проверка сведений, содержащихся в жалобе. Жалоба, поступившая высшему должностному лицу субъекта РФ, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней.

Общая административная жалоба подаётся в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и в иные организации, осуществляющие публичные функции.

Подача специальных административных жалоб регулируется специальными нормативными актами (например, гл. 30 КоАП), подаётся специальным лицом в течении установленных специальных сроков подачи и рассмотрения (например, по общему правилу гл. 30 КоАП РФ – 10 дней).

За нарушение порядка работы с обращениями граждан установлена административная ответственность (ст. 5.39, 5.59 и 5.63 КоАП РФ).

Подача общих судебных жалоб (административного искового заявления) регулируется гл. 22 КАС РФ. Может быть подано через сеть Интернет, но требуется уплата госпошлины.

Могут быть обжалованы решения, действия, бездействия государственного органа или органа местного самоуправления, их должностного лица, а также организаций, осуществляющих публичные функции, в т. ч. путём предоставления официальной информации:

- нарушены права и свободы граждан;

- гражданин незаконно был привлечён ответственности;

- на гражданина была незаконна возложена обязанность.

Срок подачи административного искового заявления (жалобы) истцом (заявителем) – 3 месяца с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Производство по административному исковому заявлению может быть прекращено за примирением сторон. Сроки рассмотрения: ВС РФ – 3 месяца другие суды – 2 месяца, может быть продлён председателем суда не более чем на 1 месяц.

Подача специальной судебной жалобы регулируется специальными нормативными актами (например, гл. 30 КоАП РФ) может быть осуществлена только специальным субъектом, по специальным срокам рассмотрения и подачи, не облагается госпошлиной.

Наши рекомендации