SC — Сидней (Новая Шотландия) — Англия 1 страница
Война на море. 1939-1945
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Издание:Руге Ф., Война на море. 1939-1945., — М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2000
Проект "Военная литература»:militera.by.ru; militera.narod.ru
Книга в сети:militera.by.ru /h/ruge/index.html
Иллюстрации: militera.by.ru /h/ruge/ill.html
OCR, корректура, оформление:Hoaxer ([email protected])
{1}Так помечены ссылки на примечания. Примечания в конце текста
[1]Так помечены страницы. Номер предшествует странице.
Аннотация издательства: Настоящая книга является одним из первых трудов по истории Второй мировой войны, в котором дается описание событий на всех морских театрах военных действий в период 1939—1945 гг. Книга написана на основе документов и материалов, значительная часть которых неизвестна российскому читателю. Автор использовал также воспоминания ряда руководящих деятелей германского флота — участников второй мировой войны. Книга рассчитана на военных специалистов и широкий круг читателей.
Перевод В.Я. Голанта по изданию Ruge Friedrich, Der Seekrieg 1939-1945. Stuttgart, 1954
Hoaxer: Текст по изданию — Руге Ф. Война на море 1939-1945. Пер. с нем. М., 1957., разбивка страниц по Руге Ф., Война на море. 1939-1945., — М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2000.
Содержание
Предисловие 5
Введение 7
Глава 1-я: Основы 9
Понятия 9
Принципы ведения войны 10
Суша как театр войны 13
Море как театр войны 14
Господство на море, морское могущество, морской престиж 14
Воздух как театр войны 17
Прибрежная полоса 19
Интегральная стратегия взаимосвязанных видов вооруженных сил 20
Оружие морской войны 20
Глава 2-я: Предыстория 26
Германское военно-морское руководство в первой мировой войне 26
Германский военно-морской флот между войнами 29
Лондонское морское соглашение 32
План «Z» 36
Глава 3-я: Исходная позиция 44
Положение осенью 1939 г. 44
Морские интересы участников войны 45
Военные планы и положение Германии 47
Морская авиация 49
Оперативные планы 52
Строительство подводных лодок 53
Положение и намерения Британии 55
Немецкое руководство 58
Военно-морской флот и его организация 60
Организация верховного руководства у англичан 61
Глава 4-я: Первые операции 63
Затрудненное начало 63
Международное право и ведение войны на море 66
Ведение войны на море всеми видами оружия 68
Начало блокады 74
Ведение морской войны англичанами 76
Глава 5-я: Норвегия 80
Предыстория 80
Оперативный план 84
Британские мины, немецкая атака 87
Оккупация 90
Торпеды не срабатывают 93
Борьба за Нарвик 94
Результаты 96
Глава 6-я: Преувеличенный успех на суше 97
Поход во Францию 97
Возможности летом 1940 г. 100
Британские меры против французского флота 103
Операция «Морской лев» 106
Глава 7-я: Война на море в 1940 г. 111
У берегов 115
Действия надводного флота против британского судоходства 115
Подводная война до октября 1940 г 119
Германские военно-воздушные силы 123
Англичане и американцы 124
Глава 8-я: Средиземное море 129
Италия 129
Англия остается в Средиземном море 133
Военные действия на Средиземном море с июня по октябрь 1940 г. 134
Упущенные возможности 139
Поход в Грецию и его последствия 140
Контрудар и контрмеры 145
Налеты на Геную и Ливорно 148
Глава 9-я: Борьба против судоходства: осень 1940 г. — весна 1941 г. 150
Подводные лодки 150
Действия надводных кораблей Рейд «Бисмарка» 156
Радиодальномер и радар 160
Вспомогательные крейсера и прорыватели блокады 167
Глава 10-я: Россия или Средиземное море? 177
Средиземное море — центр тяжести против воли 177
Клещи Балканы — Северная Африка не смыкаются 181
Эвакуация Греции 183
Завоевание Крита 186
Поход в Россию — оперативные соображения и план 187
Наступление 191
Арктика 196
Черное море 198
Глава 11-я: Первые последствия континентального решения 200
Контрудар в Средиземном море 200
Подводная война с мая по ноябрь 1941 г. 205
Затруднения в подводной войне 209
Господство на закрытых морях 213
Глава 12-я: Война превращается в мировую 217
Рузвельт вмешивается в войну 217
Вступление в войну Японии 221
Нападение и наступление 224
Подвоз по морю определяет исход войны в Северной Африке 229
Мальта 234
Удар рапирой средней силы 237
Глава 13-я: В прибрежной полосе 241
Силы охранения на Западе 241
Немецкий торговый флот 243
Торпедные катера, миноносцы и эсминцы 245
Прорыв линкоров через Ла-Манш 247
Британские налеты и набеги 250
Театры войны с Россией. Полярные моря в 1942 г. 253
Смена верховного командования военно-морским флотом 259
Действия надводных кораблей в Северном море в 1943 — 1944 гг. 261
Метеорологическая служба в Арктике 266
Балтийское море до немецкого отступления 269
Черное море в 1942-1944 гг. 270
Мины на Дунае и Рейне 272
Глава 14-я: Перелом в ходе войны 274
Подводная война на Востоке и Западе 274
Новые виды оружия подводной войны 279
Новые пути в строительстве подводных лодок 285
Трудные операции 288
Наступление и контрнаступление на Тихом океане 290
Решающее сражение у о. Мидуэй 294
Алеутские острова 297
Гуадалканал 297
Глава 15-я: Начало крупных десантных операций 303
Северо-Западная Африка 303
Конец в Тунисе 308
Сицилия 309
Салерно 311
Додеканезские острова 313
Анцио — Неттуно 314
Способы высадки десантов и преодоления больших морских пространств 315
Продвижение в Новой Гвинее и через Соломоновы острова 319
Прыжки с островов на острова. Высадка на острова Гилберта 324
Маршалловы острова 326
Глава 16-я: Десантные операции определяют исход войны
на Востоке и Западе 328
Холландия 328
Вакде и Биак 329
Завоевание Марианских островов 330
Сражение в Филиппинском море 331
Вторжение в Нормандию 334
Высадка в Южной Франции 340
Крепости и острова 341
Лейте 344
Операция «Сё» 346
Глава 17-я: Отчаянное сопротивление 330
Безнадежное положение Японии 350
Последние десанты 354
Последние действия германских военно-морских сил 356
Конец на Балтике 358
Заключение 366
Приложение 374
Таблица „Крупные корабли германского флота и их судьба
Условные обозначения и сокращения
Перечень схем, помещенных в книге
Примечания
Предисловие
Задача этой книги — охарактеризовать роль военных действий на море в рамках второй мировой войны, в общедоступной форме отобразить взаимное влияние моря и суши, энергичное вмешательство «моря» в дела «суши», значение морской стратегии для великих политических и военных свершений, сплошь и рядом всё ещё недооцениваемое. Автор ставит перед собой цель подробно осветить события и взаимосвязи, имеющие непосредственное отношение к Германии и вообще той части Европы, в которой существуют западные порядки.
Поэтому операции германских и итальянских военно-морских сил и события в атлантическом пространстве рассматриваются более подробно, нежели великие морские сражения и десанты в Тихом океане.
Автор не претендует на исчерпывающее изложение. В Германии еще нет военно-исторического архива, источники текут очень неравномерно{1}. С другой стороны, представилась возможность обработать некоторые до сих пор не опубликованные материалы о войне на море в 1939—1945 гг., использовав наряду с собственным опытом и выпавшими на долю автора испытаниями некоторые выводы и соображения, заимствованные из личного контакта почти со всеми упоминаемыми в книге немецкими офицерами, а также с рядом иностранных. Чтобы изложение оставалось сжатым и деловитым, автор только изредка затрагивает вопросы, относящиеся к характеру и способностям, руководству людьми и отношениям между ними. Пришлось опустить все эпизоды, [6] разыгрывавшиеся на командирском мостике, в машинном отделении, в штурманской рубке и на дальномерном посту, хотя именно из них складываются великие деяния. Рассказать непосредственно о людях — дело писателя. Перед историком же стоит еще задача освещения и более подробного изложения некоторых специальных вопросов, как, например, о предвоенных судостроительных планах, о строительстве подводных лодок, о развитии подводной войны, о достоинствах различных видов оружия, о событиях в прибрежной полосе и ряде других.
Автор всегда будет приветствовать критические замечания, дополнения и исправления. Приношу сердечную благодарность всем, кто помог мне консультацией и материалами.
Ф. Руге,
Куксгафен, май 1954 г.
Командные должности, которые автор занимал во время войны
Командир Восточной флотилии тральщиков в войне с Польшей.
Командир Западной флотилии тральщиков в Северном море, а затем в Голландии, Бельгии и Франции до 1941 г. Командующий Силами охранения{2} на Западе — в Бельгии, во Франции—до осени 1943 г.
Эксперт, начальник Особого штаба, затем начальник морского командования в Италии до августа 1943 г.{3}
Адмирал, прикомандированный к штабу армейской группы В (Роммеля),—до августа 1944 г.
Начальник управления кораблестроения — до конца войны.
Введение
Сушу, воду, воздух — все три стихии использует человек для того, чтобы распространить пламя войны на все уголки Земли. Суша — древнейший театр войны. На протяжении тысячелетий военные действия оказывают непосредственное и весьма сильное влияние не только на солдат, но и на всех граждан охваченной войною страны. Уход молодых рекрутов, равно как и призывников последнего набора, возвращение раненых, отступление разбитых войск, разрушение и вторжение войны в жизнь каждого, когда собственное войско терпит крах и враг вступает в страну, — все это такие явления, какие, вследствие их многократного трагического повторения, особенно сильно запечатлелись в памяти именно германского народа. Они тесно связаны с представлениями сухопутного характера, ибо именно здесь, в центре материка, всегда скрещивались клинки всей Европы. От ужасающего новшества — воздушных бомбардировок — люди также нашли убежище в земле и стали рассматривать его как нечто, сопутствующее сухопутной войне.
Между тем тихое массовое вымирание населения и нехватка сырья для промышленности во время первой мировой войны только значительно позже были нами осознаны как последствия осуществлявшейся издалека британской блокады, да и то без учета влияния моря на нашу жизнь. Военные действия на море разыгрываются вдали от жизни человека, этой твари земной; они в гораздо большей степени представляют собой борьбу против материальной части противника, нежели против его войск. То, что она уничтожает, — исчезает в волнах; затем на суше вычеркивают из списка несколько названий кораблей. Рядовой гражданин лишь очень редко подвергается непосредственным ударам войны на море. Поэтому давление этой войны, проникающее далеко в глубь материка, равно как и опасность ее, большей [8] частью недооцениваются и с легкостью упускаются из виду при принятии политических и стратегических решений.
Семилетняя война, которую следовало бы называть «Первой мировой войной», с немецкой точки зрения, является событием, разыгравшимся в Центральной Европе, упорной борьбой Пруссии, стремившейся отбиться от трех великих держав и удержать за собой Силезию. В то время как она боролась за эту провинцию в многочисленных сражениях на суше, два французских поражения на море (Лагос и Киберон — 1759 г.) решили в пользу Великобритании судьбу Северной Америки и Индии и тем самым принесли ей полуторавековое владычество над миром. Не удивительно, что в одном американском изложении истории этой войны участию в ней Пруссии уделено только полстраницы почти из ста.
Обе мировые войны — 1914 — 1918 и 1939 — 1945 гг. — представляются нам в основном как ряд гигантских сражений, группирующихся в кампании, сменяющихся более или менее длительными периодами позиционной войны и заканчивающихся истощением немецких сил (несмотря на блестящие победы) и крушением фронтов. Сознание того, что Германия, — когда она пыталась, следуя по стопам Испании и Франции, добиться гегемонии в Европе, — подобно своим предшественникам потерпела неудачу, столкнувшись с морским могуществом своих противников, начинает медленно распространяться только теперь, равно как и сведения о десантных операциях, с помощью которых в неожиданно короткий срок были преодолены обширные пространства Тихого океана и подавлено отчаянное сопротивление Японии.
Взаимосвязь между войной на суше и на море встречает особенно мало понимания именно у нас, а соответствующие выводы применительно к положению, создавшемуся после 1945 г., и периоду «холодной войны», под знаком которой живет наш мир, не были сделаны и в других странах.
В том положении, в каком мы сейчас находимся, представляется своевременным уделить больше внимания, чем до сих пор, тому, что происходило на море, дабы усвоить нынешнее значение его для Германии, находящейся между сухопутным блоком и морскими державами и нуждающейся в поддержке последних, чтобы не быть поглощенной первым. [9]
Глава 1-я. Основы
Понятия
Прошли времена, когда войско представляло собой всю боевую силу нации и большие войны можно было вести и выигрывать, руководствуясь правилами чисто сухопутной стратегии. Прошли и те времена, когда войну на море можно было вести по правилам ее собственной стратегии, бок о бок с сухопутной. Стратегия содержит основы и основные идеи всякого военного искусства. Поэтому тотальная война требует тотальной стратегии, суммы или. вернее, интеграла многообразных усилий государства или группы государств. Однако интегрирование ее, как уже указывалось с военно-научной точки зрения, охватывает чрезвычайно запутанные и часто меняющиеся взаимосвязи многочисленных сил, действующих в государстве, которое решилось на войну, вступило в нее или находится под ее угрозой.
Поэтому стратегию следует в дальнейшем понимать в самом широком смысле слова, учитывая, что при ближайшем рассмотрении она может быть намечена и осуществлена только государственным деятелем, опирающимся при этом на советы и поддержку солдат, политиков, психологов, ведущих представителей промышленности, народного хозяйства, науки и техники. Из военных в разработке этой «большой или всеобщей стратегии» участвуют только самые высшие чины, как, например, главнокомандующие видами вооруженных сил и начальники оперативных отделов их штабов. Для высшего звена фронтового командования — главнокомандующих на театрах войны (когда таковые имеются), а в их отсутствие — командующих армейскими группами, — остается только «малая, или частная, стратегия». Она находит свое выражение в оперативном плане, ибо использует, в соответствии с указаниями большой стратегии, предоставленные в ее распоряжение силы, выводит их на поля [10] сражении и тем самым определяет соотношение сил и исходные позиции. Непосредственно в бою из всего этого должна извлечь наибольшую выгоду тактика. Это относится в целом к народному хозяйству, промышленности, финансам и науке в такой же степени, как и к вооруженным силам, но прежде всего это относится к политике.
Принципы ведения войны
Война есть средство политики. То, что это нехорошее средство, признано многими, но еще далеко не повсюду. Поэтому политик обязан трезво учитывать его, а солдат — готовиться к его использованию. Целью является мир, война призвана силою оружия сломить волю противника, которого невозможно сделать уступчивым другими средствами. Принципы, каких следует при этом держаться, диктуются здравым смыслом, а потому очень просты и общедоступны. Их следует применять ко всем военным усилиям нации в политическом, военном и экономическом отношении. Поэтому большая стратегия обычно приносит в руках государственного деятеля, обладающего высокой общеобразовательной подготовкой и обширным опытом в обращении с людьми, лучшие результаты, чем в руках военного специалиста, нередко оказывающегося человеком односторонним. Личный опыт государственного деятеля в военных делах, особенно же в командовании, естественно, является преимуществом (Густав-Адольф, Черчилль), равно как и понимание политических и экономических факторов военными вождями (Цезарь в качестве главнокомандующего в Галлии, Вашингтон).
Однако наличие такого опыта не должно приводить их к тому, чтобы самим играть с суденышками или передвигать по карте флажки, обозначающие дивизии. Между тем в этом есть нечто необычайно притягательное, как показывает пример Черчилля, который, увлекшись оперативными и даже тактическими деталями, пренебрегал непосредственными задачами государственного деятеля и не сумел разработать такую внешнюю политику, которая принесла бы его стране плоды военных побед и подлинный мир.
При многообразии современной жизни и неуклонном прогрессе науки и техники, вероятно, не существует более человека, способного охватить все основные отрасли государственного управления и военного искусства, не говоря уже о том, чтобы полностью обладать необходимыми знаниями. [11]
Этим, вероятно, объясняется тот успех, которого достигли в недалеком прошлом небольшие, хорошо подобранные руководящие коллегии под председательством ведущего государственного деятеля в борьбе с образцовыми, но единолично управляемыми вооруженными силами тоталитарных государств.
Хотя при рассмотрении принципов ведения войны имеешь дело с ясными и простыми идеями, существуют многочисленные формулировки, в отношении которых между специалистами нет полного единства. Во всяком случае, важнее всего постановка ясной и определенной цели и создание соответствующего центра тяжести.
Данные принципы, так же как и следующие ниже, должны применяться как в стратегии, так и в оперативном искусстве и тактике. На практике это не является таким само собой разумеющимся, как на бумаге. Для чисто военной тактики и оперативного искусства ясно поставить цель легче, чем для большой стратегии, которая определяется многообразными интересами, нередко стремящимися достигнуть национальной цели войны самыми разнообразными путями. И даже когда в начале конфликта имеется ясная стратегическая линия, придерживаться ее часто оказывается затруднительным из-за всего того, что обусловлено живыми и постоянно сменяющимися впечатлениями большой войны и столкновениями политических, военных и экономических мнений и намерений.
Для установления центра тяжести необходимы смелость, вера в себя и готовность принять ответственность, так как это означает сознательное ослабление себя в других пунктах. Поскольку люди всегда лучше знают собственные слабости и большей частью относятся к ним серьезнее, чем к слабостям противника, то с человеческой точки зрения более чем понятно, что нередко стремление к собственной безопасности мешает образованию центра тяжести.
В начале первой мировой войны Германия имела только одну частную стратегическую цель, да и то лишь для армии. Она стремилась сначала положить на обе лопатки Фракцию, а затем обратить все силы против России. Осуществление этого плана решающим образом улучшило бы условия борьбы с третьим и наиболее упорным противником — Великобританией. Но это не удалось из-за недостаточного внимания к созданию центра тяжести; в стратегическом отношении — потому, что боевая мощь флота [12] осталась без употребления, в то время как силы армии при выполнении смелого плана Шлиффена были напряжены до предела; в оперативном отношении — потому, что решающее правое крыло сначала не было усилено с достаточной энергией, а затем было даже ослаблено на марше за счет двух армейских корпусов, отправленных в Восточную Пруссию.
Во второй мировой войне Великобритания была, правда, признана главным противником, и удалось решительно улучшить путем завоевания Франции условия для борьбы с ней. В дальнейшем, однако, не было разработано ясного стратегического плана, не было также приложено энергии к созданию центра тяжести, не говоря уже о единой стратегии стран оси в войне против Великобритании. Италия вступила в войну без всякого плана и осталась вообще без большой стратегии.
Двумя другими родственными принципами являются хозяйственность и взаимное сотрудничество. Хозяйственность означает правильный учет не только военных сил, но и всех вообще сил нации. Последние не являются неограниченными даже в самых больших и богатых странах. Того, что растрачивают в одном месте, недостает в другом месте, которое может оказаться решающим. Хозяйственность, как и взаимное сотрудничество, тесно связана с образованием центра тяжести. Это относится не только к различным видам вооруженных сил, но и ко всем другим областям государственной жизни, имеющим значение для ведения войны. Каждый из нас, вероятно, знает примеры из истории последней войны, которые показывают, как все это трудно. Еще труднее обеспечить хорошее сотрудничество между союзниками. Англичане и американцы в целом достигли такого сотрудничества удовлетворительным образом, немцам же и итальянцам это удавалось лишь в отдельных случаях.
Еще одну группу, спаянную внутренней взаимосвязью, представляют собой наступление, динамичность, внезапность, сохранение тайны. В теории оборона является, правда, более сильным способом ведения войны, но без наступления нельзя сломить силу противника. Шансы на успех тем больше, чем лучше удается скрыть от врага подготовку к наступлению, чем больше неожиданностей самого разнообразного характера удается создать для него, чем динамичнее в духовном и материальном отношении ведется борьба.
К этим принципам следует, в качестве последнего из них, прибавить еще простоту, которая имеет особенно большое [13] значение при составлении стратегических планов, но также я в технике. Надо, по крайней мере. хорошенько поразмыслить над тем, действительно ли приносит соответствующие выгоды сложность, к которой мы, немцы, имеем склонность.
Эти принципы должны применяться на войне повсюду. На суше они столь же пригодны, как на море и в воздухе, в области экономики и вооружения столь же пригодны, как и в ведении психологической войны. Однако своеобразие всех этих элементов вносит некоторые различия в применение указанных принципов на практике.
Суша как театр войны
Суша занимает около трех десятых земной поверхности; из этого пространства значительная часть мало пригодна для ведения войны. Войны большого масштаба, которые на остающейся части суши ведут между собой так называемые культурные народы, характеризуются участием в них миллионных армий, находящихся в боевом соприкосновении на обширных фронтах. Подобные армии могут действовать друг против друга целыми годами, пока они получают пополнение людьми и оружием. Цель их операций — разбить вражеское войско и уничтожить его либо взять в плен; средствами для этого являются прорыв и охват, которым нередко предшествует истощение противника. В современной технической войне последнее начинает возрастать в прогрессии, как только одна из сторон перешагивает кульминационный пункт напряжения своих сил. Уничтожение резервов предрешает ее судьбу. Подвоз всего необходимого в больших количествах, без чего невозможны ныне крупные операции, во многом зависит от характера местности, а также разветвленности и состояния путей сообщения (железные дороги, шоссе, каналы). Для обслуживания путей сообщения и транспортных средств требуется много персонала и материальной части, велик и расход топлива.
Когда в конфликте участвуют чисто континентальные государства, достигшие полной автаркии, может случиться, что боевые действия и снабжение войск происходят исключительно на суше и по суше, как это было при завоевательных войнах Чингис-хана или во время немецко-австрийского столкновения 1866 г. Однако разыгравшийся одновременно австро-итальянский вооруженный конфликт привел уже к операциям на море (морской бой при Лиссе), и с тех пор [14] не происходило ни одной войны, в которой море не сыграло бы своей роли либо как поле битвы, либо как коммуникация.
Море как театр войны
Море покрывает добрых семь десятых поверхности земли и за немногими исключениями (лед, недостаточная глубина — преимущественно у самого берега) повсюду предоставляет одинаковые удобства для транспорта. Существенно, что все его части связаны между собой, так что, по сути дела, оно является самым большим «континентом». Следовательно, тот, кто господствует на нем, располагает «магистралью» для самых больших, массовых перевозок, «магистралью», которая не изнашивается, лишь кое-где проходит через узкости и нигде — через возвышенности и не может быть уничтожена никакими средствами. Перевозки по этой магистрали экономичнее, чем по суше. С другой стороны, человек не может удержаться на море без такого технического вспомогательного средства, как корабль, он не может окопаться и, значит, лишен возможности «занять» море, ибо корабль способен оставаться в море всего несколько недель, самое большее — несколько месяцев.
Господство на море, морское могущество, морской престиж
Задачей морской войны является: лишить противника возможности использовать море для транспорта, одновременно широко используя его в тех же целях. Поскольку в лучшем случае можно закрыть проход по морю, а длительная оккупация большей части его невозможна, вернейшим средством достижения господства на море является устранение вражеского флота. Это всего действеннее осуществляется путем уничтожения, ибо строительство флота продолжается несколько лет. Если не представляется возможности для сокрушительных ударов, остается менее эффективная блокада. В настоящее время применение старой формы тесной блокады возможно лишь в исключительных обстоятельствах; благодаря наличию военно-воздушных сил и малых боевых средств, вооруженных торпедами, блокируемый очень силен в своей прибрежной полосе.
Для борьбы с военно-морским флотом приходится сосредоточивать все свои силы, для защиты же торгового [15] судоходства — разделять их. Характер военных действий на море все время колеблется между этими двумя полюсами. В определенных случаях, опираясь на особенно благоприятное географическое положение, можно принудить противника К сдаче, отрезав его от источников снабжения, даже без уничтожения его флота, как это произошло с Германией в первую мировую войну, либо же после уничтожения флота, но без высадки в метрополии, как это произошло с Японией во второй мировой войне. Однако большей частью завоеванное господство на море используется для высадки превосходящих сухопутных сил в одном или нескольких особенно чувствительных для противника пунктах его территории, причем боевые корабли способствуют подавлению сопротивления на побережье. Тем самым относительное преимущество внутренних линий коммуникаций, которым располагает сухопутная держава, нередко превращается в свою противоположность в силу высокой пропускной способности «морской магистрали».
Война на море не есть некая вещь в себе, без суши она немыслима. В качестве части общей стратегии ведущего войну государства она направляется с суши, ведется, правда, часто косвенным образом, против вражеского народа, обитающего на суше, и всегда опирается на большой технический аппарат в виде портов и верфей в собственной метрополии и заморских владениях. Для завоевания и использования господства на море недостаточно одного только сильного военно-морского флота, для этого необходимы также большой торговый и транспортный флоты, удобно расположенные базы и государственное руководство, обладающее морским мышлением. Только совокупность всего этого обеспечивает подлинное морское могущество. Морской престиж имеет меньшее значение и выражается в обладании военным и торговым флотом и в наличии морских интересов. Несмотря на свой сильный военно-морской флот, Германия имела в 1914 г. только морской престиж, ибо географическое положение и отсутствие баз помешали ей воздействовать военной силой на главные морские пути.