Структура и виды коллизионных норм
Коллизионное право является подсистемой МЧП, важнейшим институтом его Общей части и обладает национальным характером.
Коллизионное право – это совокупность коллизионных норм, содержащихся во внутреннем законодательстве государств и имеющих своим назначением устранение коллизионной проблемы, возникающей при регулировании одних и тех же общественных отношений нормами различных правовых систем.
Коллизионная норма – это правило, определяющее принцип выбора правовой системы для регулирования конкретного гражданско-правового отношения, осложненного иностранным элементом. Отличительная черта коллизионных норм состоит в том, что они непосредственно не определяют права и обязанности сторон правоотношения с иностранным элементом, а указывают на компетентный правопорядок для решения проблемы. Поэтому практическое применение коллизионной нормы возможно только вместе с правовой системой той страны, к которой она отсылает.
Структура коллизионной нормы принципиально отличается от структуры обычной правовой нормы и не содержит ни гипотезы, ни диспозиции, ни санкции. Согласно традиционному представлению, нормы МЧП включает 2 основных элемента: объем и привязку. Объем – указание на отношения, к которым должна применяться коллизионная норма. Привязка - указание правовой системы, компетентного правопорядка, подлежащего применению к данному виду отношений.
Классификация коллизионных норм проводится по нескольким критериям, или основаниям, в зависимости от которых выделяются следующие виды коллизионных норм:
1. По сфере действия и применения – национально-правовые (внутренние – раздел 7 ГК РК) и унифицированные международно-правовые нормы (Гаагская конвенция о праве, применимом к договору международной купли-продажи товаров 1986г.).
2. По способу регулирования или критерию выражения воли законодателя - императивные, диспозитивные и альтернативные.
3. По форме коллизионной привязки - односторонние и двусторонние.
4. По степени нормативной конкретизации или по значению выделяются генеральные (основные) и субсидиарные (дополнительные)коллизионные нормы.
Понятие и виды субъектов международного права.
Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе МП и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.
Первичные
1. Государство.
2. Нации, борющиеся за государственную независимость.
Производные
1. Международные организации.
2. Государственно-подобные образования.
Государство- главная политическая организация современного общества, создатель и гарант соблюдения норм международного права. Государства юридически не подчинены друг другу, что является выражением их суверенитета, имеющим внутреннюю и внешнюю стороны: - территориальное верховенство; - независимость в международных отношениях. Виды государств как субъектов МП:
1. Простое или унитарное государство (единая система органов власти, конституция, система права, единое гражданство. Территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, хотя административная автономия может присутствовать.) К унитарным государствам относятся Франция, Италия, Швеция, Япония.
2. Сложное государство - конфедерация и федерация.- Конфедерация - это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения определенных задач. В прошлом конфедерациями являлись: США (1776-1787 гг.), Швейцария (1291-1848г.г), Германия (1815-1866 гг.). - Федерация- это не просто союз государств, а союзное государство. Федеральная власть распространяется на всю территорию и население государства, хотя члены федерации обладают определенной самостоятельностью. К федеративным государствам относятся - РФ, США, Канада, ФРГ, Бразилия, Индия и др. Вторым субъектом международного права являются нации и народы, борющиеся за независимость. В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции, и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами международного права, обладающих международными правами и обязанностями (СВАПО(Орг-ция народов Юго-Западной Африки, ООП (Орг-ция освобожд.Палестины))
Международная организация как субъект международного права обладает рядом особенностей:
- вторичность - создаются государствами и действуют на основе учредительных актов; - отсутствие суверенитета и территории; - вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам; - постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер; - ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров; - любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование. Специфика государственно-подобного образования как субъекта МП состоит в том, что в основе его образования лежит договор заинтересованных государств, закрепляющий особенности его международно-правового статуса (Ватикан, Сан-Марино, Андорра, Мальтийский орден)