Каково было значение этого события?

---

1) Провозглашение Германской империи. Обращение Вильгельма I к немецкому народу. К этому событию были причастны: король Вильгельм Прусский, его министр-президент Бисмарк, великий герцог Баденский Фридрих I 2) В годы правления Вильгельма I войны Пруссии с Данией (1864), с Австрией (1866) и с Францией (1870-1871) привели к объединению Германии "сверху" "железом и кровью", причем прусские правящие круги готовы были использовать для их развязывания любые поводы.

3) Германская империя объединила политически все государства с немецким населением за исключением Австрии и Люксембурга. Эти 25 государств с 36 млн немцев обладали различными правами и неодинаковым влиянием внутри империи. Отдельные удельные монархи сохранили свою самостоятельность на местном уровне, они также имели влияние через назначение представителей с правом вето в верхнюю палату германского парламента.

Выборы в нижнюю палату, рейхстаг, проводились по принципу всеобщего равного избирательного права для мужчин, однако демократический характер процедуры не соответствовал возможностям низших классов влиять на управление государством, так как реальная власть сосредоточилась в руках императора.

Франкфуртский мир с Францией (10 мая 1871) прибавил 26-й субъект в империю: Эльзас-Лотарингию (1,5 млн жителей), непосредственно подчиненную имперскому правительству.

Заполните таблицу «Идейные течения во второй половине XIX века.»

---

Название идейного течения
Основные положения
Ведущие представители
Либерализм Право на свободу, на собственность, безопасность, гражданские свободы. Осн. положения в экономике: свобода распоряжаться собственность по своему усмотрению, гос-во не должно участвовать в экономической жизни, его функция - поддержание порядка и за-щита собственности, экономика - саморегулирующийся механизм, развивающийся по собственным законам, в основе экономического процветания лежит свободный договор, своб. конкуренция, своб. торговля. Д.Локк, Ф.Смит, И.Бентам, Тюрго
Консерватизм Главная цель - защита общества от деструктивного влияния революционных и рационалистических идей, огромное внимание к социальной структуре общества, внимание к проблематике малых социальных групп. Консерваторы подчеркивали важность и неизменность традиционных ценностей (семья, религия, порядок), пренебрежение которыми грозит трагическими и разрушительными последствиями. О.Конт, Алексис де Токвиль, Жозеф де Местр.
Радикализм Идея общинного социализма направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последовательную демократизацию. Белинский, Герцен, Огарев.

Опираясь на тексты, сформулируйте и сравните точки зрения историков на личность и политику Александра III. Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

«Говоря о царствовании Александра III, уместно говорить не о «контрреформах», а о корректировке государственного курса. <…> Будучи еще цесаревичем, Александр III видел разброд и шатания правящих кругов в конце 70-х годов, глубоко переживал беспомощность власти в борьбе с кровавым террором радикалов. Он был русским человеком, русским по строю своих мыслей и чувств, считая, что сильная государственная власть есть благо для страны. Став императором, Александр III сразу же занял твердую и ясную позицию, вызвавшую энтузиазм и поддержку многих <…> Александр III не восхищался Западом <…> считая, что буквальное насаждение иноземных порядков не станет благом для России». (А.Н. Боханов)

«Личность Александра III идеально олицетворяла собой все могущество и все убожество его царствования. Громадный и неуклюжий, с доисторическими манерами («бегемот в эполетах», по выражению лично знакомого с ним А.Ф. Кони), колосс в физическом отношении, Александр III был пигмеем в отношении умственном. <…> Государственного ума ему явно недоставало. <…> С июня 1882 г. в России воцарилась реакция. <…> Верховным руководителем и олицетворением этой реакции был Александр III, «царь-удав», как его называли. <…> Курс правительства Александра III отвечал интересам дворян-крепостников, которые требовали восстановить крепостное право». (Н.А. Троицкий)

«Царствование Александра III как будто было призвано убедить подданных империи в том, что любые завоеванные при самодержавии

уступки непрочны, поскольку зависят от воли очередного монарха. Его деятельность во многом способствовала краху надежд на мирное, эволюционное развитие страны, осуществление реформ «сверху». Весной 1881 года у России был шанс сделать новые шаги к правовому гражданскому обществу, но Александр III не воспользовался им <…> Можно с уверенностью сказать, что за время его правления Россия еще более приблизилась к революции». (В.А. Твардовская)

Первая точка зрения историка на личность и политику Александра3 положительная

Вторая точка зрения историка на личность и политику Александра3 отрицательная

Третья точка зрения к личности Александра 3 положительная , а к государственной деятельности отрицательная

Моя точка зрения

Отрицательная точка зрения

Александр III одевался в одежды народного покроя; даже в архитектуре официальных зданий господствовал псевдорусский стиль. Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.

В пореформенные годы дворянство с чувством ностальгии вспоминало "добрые старые времена" крепостнической эпохи. Вернуться к прежним порядкам правительство уже не могло, поддержать такое настроение пыталось. В год двадцатилетия крестьянской реформы было запрещено даже простое упоминание об отмене крепостного права. Попыткой воскресить дореформенные порядки стало и принятие некоторых законодательных актов. 12 ИЛ 1889 появился закон о земских участковых начальниках. В губерниях создавались 2200 земских участков. Во главе участков ставились земские начальники с широким кругом полномочий: контроль за общинным самоуправлением крестьян, рассмотрение судебных дел, ранее совершавшееся мировым судом, решение земельных вопросов и т.д. Должности земских начальников могли занимать лица только дворянского происхождения, обладавшие высоким земельным цензом. Особый статус земских начальников означал произвольное усиление власти дворянства.

В 1892 появилось новое положение о городах. Городское самоуправление уже не могло действовать самостоятельно. Правительство получило право не утверждать законно избранных городских голов. Для избирателей повышался имущественный ценз. В результате число избирателей сократилось в 3-4 раза. Так, в Москве количество избирателей уменьшилось с 23 тыс. до 7 тыс.человек. Фактически от городского управления были отстранены служащие и трудовая интеллигенция. Управление всецело оказалось в руках домовладельцев, промышленников, торговцев и трактирщиков.

В 1890 права земств были ещё более ограничены. По новому закону за дворянами в земствах сохранялось 57% гласных. Председатели земских управ подлежали утверждению администрацией, а в случаях их неутверждения они назначались начальством. Сокращалось число гласных от крестьян, вводился новый порядок выборов гласных от них. Сельские сходы выбирали только кандидатов, причём на каждое место не менее двух-трёх, из которых губернатор назначал гласного. Разногласия м.земствами и местной администрацией решались последней.

В 1884 был введён новый университетский устав, отменявший внутреннюю автономию университетов. Преподаватели, избранные на свои должности учёными советами, д.б. пройти процедуру утверждения министра просвещения. Повысилась плата за обучение. Ограничивались льготы по призыву в армию лиц с образованием. Применительно к средней школе был издан печально известный циркуляр о "кухаркиных детях", рекомендовавший ограничить поступление в гимназии "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необычайными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат".

Александр III, не имея пристрастия к размышлениям, не знал сомнений. Как у любого ограниченного человека, у него была полная определённость в мыслях, чувствах и поступках. Историю он понимал как занятные рассказы и не считал нужным делать из неё выводы.

Положительная точка зрения

Он правил государством

легко и естественно, вполне сознавая при этом всю ответственность монарха.

Наиболее сильная сторона его личности – честность и порядочность. Он был очень

чутким, отзывчивым человеком, примерным семьянином, безусловно, счастлив

Редчайшая особенность царствования Александра III - отсутствие войн. За свою внешнюю политику

---

Укажите характерные черты политики правительства в 1880 – 1890-е гг., направленной на развитие промышленности (не менее трех положений), укажите не менее двух фамилий государственных деятелей этого периода, проводивших политику, направленную на развитие национальной промышленности.

---

1)образование промышленных монополий

2)широкое вложение финансовых средств

3) быстрый рост различных форм экономической организации производства,4)оформление кредитной системы
фамилию знаю только Витте...

27. Заполните таблицу «Главные достижения в развитии образования в XIX веке.

---

Правитель Содержание
Александр I
В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: - бессословность учебных заведений; - бесплатность обучения на низших его ступенях; - преемственность учебных программ. Уровни системы образования: - университет - гимназия в губернском городе - уездные училища - одноклассное приходское училище. Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет. 1804 год — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа. 1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский. В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.
Николай I
Напуганный распространением революционного настроения , Николай задался целью так поставить систему образования, «…что бы она предотвращала возможность развития всяких революционных стремлений». Николай открыл более 10 ВУЗов, число приходских школ увеличилось с 800 до 2500 и т.д. Но этого количества учебных заведений для 70 млн. населения было недостаточно, и Россия оставалась безграмотной страной. В 1827 году для контроля за учебными заведениями был создан специальный комитет с задачей проверки их уставов и выработки единых принципов просвещения, определения набора дисциплин с указанием книг, по которым они должны преподаваться. Принцип сословности здесь закрепился: каждому сословию давать просвещения в той мере, которая не позволяла бы развивать у обучающихся надежд и стремлений о выходе из своего сословия. Что касается высшего образования, в 1827 году принят указ, в котором высшее образование для простолюдинов признавалось делом бесполезным « ибо, составляя лишнюю роскошь, оно выводит их из круга первобытного состояния без выгоды для них и государства» (Ключевский).
Александр II
В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища. Некоторые элементы реформы образования современники рассматривали как дискриминацию низших сословий. Как указывал историк Н.А.Рожков, в реальных гимназиях, введенных для выходцев из низших и средних слоев общества, не обучали древним языкам (латинскому и греческому), в отличие от обычных гимназий, существовавших только для высших классов; но знание древних языков сделали обязательным при поступлении в вузы. Так, по мнению историка, для широкой массы населения был фактически закрыт доступ в вузы.. Аналогично П.А.Зайончковский называл гимназический устав 1872 года «реакционным законом в области просвещения» . В последние годы царствования Александра II были приняты решения о введении полицейского контроля в вузах, о предоставлении духовенству преобладающего участия в заведовании народными школами и об ограничении принятия в вузы «лиц, материально не обеспеченных», которые во многом перечеркнули результаты реформы образования.  
Александр III
Всфере народного образования реакционные течения резко сказались уже в начале 1880-х годов, тотчас же после отставки барона Николаи. В отношении народных училищ новый министр Делянов охотно пошел навстречу всем домогательствам Победоносцева. Вопрос о передаче всего дела начального образования народа в ведомство Святейшего Синода встретил препятствия лишь в недостатке необходимых для этого значительных денежных сумм, так как огромное большинство народных школ содержалось на земский счет, а из земств лишь немногие соглашались передать свои школы в церковное ведомство. По правилам 13 июня 1884 года, в это ведомство переданы были все так называемые школы грамоты, т. е. народные школы низшего типа, причем правила эти не были проведены в законодательном порядке. За земскими школами усилен был тенденциозный надзор министерских инспекторов народных училищ. В отношении средней школы при Делянове вновь укрепилась поколебавшаяся было, после выхода в 1880 году в отставку Толстого, классическая система, с установившимся при ней чисто полицейским отношением гимназического начальства к ученикам гимназий. При Делянове же сделана была (в 1887 году) попытка ограничить различными мерами доступ в гимназии и реальные училища детям низших сословий и недостаточных классов общества. В отношении университетов реакционерам удалось, благодаря, главным образом, энергичной пропаганде Каткова, настоять на полном уничтожении либерального Головнинского устава 1863 года, с заменой его новым уставом 1884 года. Университетские советы лишены были всякой автономии, над студентами усилен полицейский надзор при помощи инспекции и педелей, введена форма, и в устранение всяких намеков на корпоративность студенты признаны были «отдельными» посетителями университета. Самые программы преподавания на юридическом и филологическом факультетах были существенно изменены в тенденциозном смысле. В порыве восторга от этого устава Катков писал в 1884 году в «Московских Ведомостях» (№ 278): «Господа, встаньте: правительство идет, правительство возвращается!..»

Наши рекомендации