Социалистическая доктрина и реальность
1. Россия нэповская (1921 – 1929 гг.). Власть и общество.
2. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы.
3. СССР в годы Второй мировой войны: цена и значение победы.
4. СССР в условиях послевоенного устройства мира. Переход от «холодной войны» к «оттепели» (1945 – 1964 гг.).
5. Советское государство в период «застоя» и «перестройки» (1965 – 1991 гг.).
Методические рекомендации
Объединяющей идеей четвертого модуля является идея строительства социализма и его судьба. Политическое и социально-экономическое противостояние в обществе после Октябрьской революции, отразившееся в гражданской войне, завершилось победой советской власти. Эта победа породила в сознании большинства народа уверенность в правильности политического выбора. С другой стороны, лидер государства В.И. Ленин охарактеризовал ситуацию в стране следующим образом: «Разорение, нужда, обнищание».
По мере завершения основных сражений на фронтах гражданской войны перед властью возникают ряд проблем, требующих безотлагательного решения:
-восстановление разрушенного хозяйства и выход из кризиса;
- разработка модели социалистической экономики, в том числе в аграрном секторе;
- выбор формы национально-государственного устройства;
- социалистическая модернизация духовно-нравственной и культурной жизни;
- концепция политической власти;
- стратегия и тактика советского государства на внешнеполитической арене.
Следует отметить, что научно обоснованной программы решения этих проблем не было. Чрезвычайные меры в рамках «военного коммунизма», действовавшие в период гражданской войны, вызывали недовольство среди крестьян и рабочих. В.И. Ленин решился на либерализацию хозяйственной жизни страны, что нашло отражение в новой экономической политике (нэп),представлявшей комплекс мер экономического, социального и политического характера. Ленинская концепция НЭПа базировалась на понимании того, что строительство нового общества возможно только на базе преемственности, использования всего передового в мировом опыте. Для более глубокого понимания и усвоения сущности и содержания НЭПа студенту необходимо дифференцировать основные составляющие этой политики по такому принципу:
- в промышленности;
- в сельском хозяйстве;
- в социально-политической жизни;
Такой подход позволит увидеть все многообразие и стратегическую направленность НЭПа, его итоги, а также разобраться в причинах свертывания нэповской политики на рубеже 20-х – 30-х гг.
К первой половине 20-х гг. относится решение вопроса о государственном объединении с теми частями бывшей Российской империи, в которых к началу 1920-х годов утвердилась советская власть (Белоруссия, Украина, Закавказская Федерация). При изучении данного вопроса следует учесть остроту дискуссионных споров, различные точки зрения в вопросах о форме объединения, позицию лидеров государства.
По мере достижения реальных положительных результатов НЭПа в верхних эшелонах власти возникли разногласия по поводу дальнейшей модернизации экономики, требующей огромных капиталовложений. Разногласия вылились в острую внутрипартийную борьбу, в ходе которой решалась не только судьба НЭПа, но и судьба власти.Борьба за власть после смерти Ленина прошла в своем развитии три этапа.
Первый – осень 1923 – конец 1925 г. Сталин – «левая оппозиция» (Троцкий). Сталин – «новая оппозиция» (Зиновьев, Каменев).
Второй – весна 1926 – конец 1927 г. Сталин – «троцкистско-зиновьевский блок» (Троцкий-Каменев-Зиновьев).
Третий – весна 1928 – весна 1929 г. Сталин – «правый уклон» (Бухарин, Рыков, Томский).
Утверждение единоличной власти Сталина означало снятие последних препятствий к оформлению тоталитарного режима и осуществлению стратегии форсированной индустриализации, кооперирования крестьянских хозяйств. Реализацию этих процессов целесообразно рассмотреть под углом зрения следующих вопросов:
- каковы объективные и субъективные факторы ускоренной индустриализации?
- основные источники социалистической индустриализации?
- ее итоги и цена прогресса;
- отличительные особенности индустриализации 20-30-х гг.;
- в какой зависимости от процесса индустриализации оказался аграрный сектор?
- какую роль в экономике страны сыграла коллективизация?
- кто составил главную социальную опору сталинского режима?
- каковы основные черты советского тоталитаризма?
- подведите итоги социально-экономических преобразований в 30-е годы;
При рассмотрении третьего вопроса модуля обратите внимание на истоки мирового конфликта, проанализировав при этом особенности внешней политики советского государства в 30-е годы ХХ века и накануне Великой Отечественной войны. Историки выделяют три периода Великой Отечественной войны:
1. Начальный период войны (июнь 1941 г. – 19 ноября 1942 г). В неговключаются события, характеризующие вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР, а также мероприятия советской власти по мобилизации сил и средств страны на отражение фашистской агрессии, основные военные сражения, в том числе битву за Москву, неудачи летом 1942 г. и подготовку контрнаступления советских войск под Сталинградом.
2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.).При изучении этого эпизода целесообразно руководствоваться следующими вопросами: что означал коренной перелом на фронтах, в тылу и на международной арене?
3. Завершающий период Великой Отечественной войны (нач. 1944 г. –
9 мая 1945 г.).Начинается период с прорыва блокады Ленинграда в
январе 1944 г. Затем следует проанализировать процесс освобождения территории Советского Союза от оккупации, дать оценку основным стратегическим военным операциям в Европе, взятии Берлина. Особое внимание следует уделить сотрудничеству со странами-союзницами на этом этапе: США, Англия, а также решениям Ялтинской, Потсдамской конференций, открытию второго фронта). Особое место при изучении этого вопроса отводится значению и роли победы советского народа в этой войне.
Четвертый вопрос посвящен послевоенному устройству мира. Итогом сотрудничества стран-союзников по антигитлеровской коалиции явилось определение новой, послевоенной системы международных отношений. Однако реальностью послевоенных отношений стала «холодная война». Каковы причины «холодной войны»? Какую политику проводили западные державы и СССР? Почему гонка вооружений, наращивание военно-промышленного потенциала легли в основу их взаимоотношений? Какие процессы происходили в экономической, социально-политической и духовной сфере в послевоенный период в нашей стране и почему в этот период реальная жизнь советского народа вступила в противоречие со сталинским режимом?
Первое послесталинское десятилетие вошло в историю как период хрущевской «оттепели». Какие меры были приняты руководством страны по демократизации общественно-политической жизни страны? Роль и значение ХХ съезда в этом процессе. Почему реформы конца 50-х – начала 60-х годов не получили дальнейшего развития, а сам реформатор Н.С. Хрущев был отстранен от руководства партией и государством?
В целом 50-е и начало 60-х годов считаются самым успешным периодом в развитии советской экономики с точки зрения, как темпов экономического роста, так и эффективности общественного производства. В этой связи обратите внимание на особенности экономического развития, социальной сферы, изменения в жизненном уровне советских людей. Особое место в хрущевской политике отводилось поиску эффективного механизма хозяйствования. Чем обернулись реорганизация управления хозяйством (совнархозы) и разделение органов власти (промышленные и сельские)? Чем был обусловлен «мягкий» переворот 1964 года?
Со сменой руководства страны в 1964 г. наступил длительный период, когда компартия стремилась обеспечить устойчивость системы за счет ее консервации, приглушения наиболее острых проблем (социальных, экономических). Ставший Первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнев провозгласил главными принципами в деятельности государства коллективность руководства, стабильность и устойчивость. Особенностью этого периода является дифференциация общественно-политических интересов, проявившихся в трех направлениях. Во-первых, консервативное направление, отразившее позицию нового партийного аппарата и некоторых слоев населения, для которых Сталин по-прежнему был символом справедливой и эффективной общественной системы. Во-вторых, сформировалось направление, которое принято называть «шестидесятниками». Это та часть общества, в основном, интеллигенция, которая воспитывалась в условиях «оттепели» и выступала за демократизацию системы. В-третьих, незначительное по численности, оппозиционное направление. Ему характерны такие явления как самиздат, публикации произведений на Западе, контакты с иностранцами. Студенту необходимо разобраться в этой новой общественно-политической обстановке 60-х – 70-х годов.
Особое внимание следует обратить на социально-экономическое развитие страны. Центральное место в этой сфере занимает экономическая реформа 1965 г., охватившая сельское хозяйство и промышленность. В чем сущность этих реформ? Какова роль А.Н. Косыгина в их реализации? Каким образом они отразились на социально-экономическом положении государства? С середины 70-х годов экономика страны вступила в кризисную фазу. Необходимо выявить причины этого явления.
Приоритетная задача во внешней политике – укрепление и расширение социалистического лагеря, сохранение геополитического равновесия между СССР и США, политика «разрядки международной напряженности». Используя материал учебных пособий, студент должен проанализировать каждое из направлений внешней политики, выявив ее плюсы и минусы.
К середине 80-х годов все нагляднее стала проявляться неспособность политической системы СССР обеспечить стабильность. Назревал глубокий системный кризис, охватывающий все сферы: экономическую, социально-политическую, духовную, власть и управление. С избрания Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева (март 1985 г.) страна вступила в период так называемой «перестройки», прошедшей в своем развитии несколько этапов.
На первом этапе (1985-1986) ставка была сделана на «улучшение социализма», ускорение социально-экономического развития, гласность.
На втором этапе (1987 – первая половина 1988 г.) характерными чертами преобразований стали либерализация экономики, введение рыночных элементов при сохранении сущности социалистического хозяйствования.
На третьем этапе (вторая половина 1988 – 1989 г.) были выдвинуты задачи углубления рыночных отношений и реформирование политиче6ской системы. Все это привело к формированию мощной оппозиционной системы в СССР, чьи требования углубления реформ пришли в противоречие с представлениями консервативно настроенной партийной номенклатуры.
В основу внешней политики СССР в годы перестройки легла доктрина «нового политического мышления», что нашло отражение в следующих задачах:
Нормализация отношений с Западом и Востоком, ограничение вооружения;
Разрешение региональных конфликтов;
Налаживание тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами.
Исходя из постановки задач, студенту необходимо раскрыть их, привлекая фактический материал.
Одним из последствий перестройки был крах коммунистической системы и распад СССР. Ухудшение социально-экономического положения вело к разочарованию общества в идеях перестройки. На этом фоне набирает силу общественная оппозиция во главе с Б.Н. Ельциным. Изучая эту проблему, студенту необходимо ответить на следующие вопросы: какую роль сыграла Декларация о государственном суверенитете от 12 июня 1990? На какой основе зародились межнациональные противоречия и конфликты? Какие политические силы столкнулись в августовских событиях 1991 г? В чем суть противостояния представительной и исполнительной властей в 1993 г.?