Иностранные (международные) наблюдатели
Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и, при наличии приглашения, аккредитуются ЦИК России.
Избирательные комиссии обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.
Иностранные (международные) наблюдатели вправе:
присутствовать на избирательных участках,включая помещения для голосования, с момента начала работы УИК в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии ТИК протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;
наблюдать за выдачей избирательных бюллетенейизбирателям;
наблюдать за подсчетом числа избирателей,внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
наблюдать за составлением УИК протоколаоб итогах голосования и иных документов; знакомиться с протоколомУИК об итогах голосования;
Получать копию указанного протокола.
Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы.
Иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации.
(Статья 31 Федерального закона)
Рассмотрение УИК жалоб (заявлений) на нарушение Федерального закона
УИК обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования,а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно.Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Если в обращении указывается на факты нарушения Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатом, представители этой политической партии или кандидат должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные лица вправе давать объяснения по существу обращения.
Поступающие жалобы (заявления) необходимо регистрировать в отдельном реестре.
УИК вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок,если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, – не позднее дня, предшествующего дню голосования,а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленнопринять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Решения и действия (бездействие) УИК, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в ТИК, а также в районные и городские суды.
Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Решения суда и вышестоящей избирательной комиссии обязательны для исполнения участковыми избирательными комиссиями.
(Статьи 90 и 92 Федерального закона)
8. Хранение и передача документов, связанных
с подготовкой и проведением выборов
В УИК в течение срока ее полномочий хранятся, а затем передаются в ТИК дела (папки) с документами постоянного и временного хранения согласно утвержденной номенклатуре дел.
В каждое дело (папку) вкладывается опись документов (образцы № 41, № 42). На обложку дела (папки) наклеивается соответствующая этикетка.
Нумерация листов в деле (папке) с документами постоянного и временного хранения, а также сквозная нумерация этих папок в описях и на этикетках выполняются карандашом. Листы описей не нумеруются. В описи дела (папки) с документами, передаваемыми в ТИК, перечисляются все документы.
УИК составляет сводную опись (образец № 43) сдаваемых избирательных документов в двух экземплярах.
Избирательная документация передается в ТИК по акту (образец № 44).
(Постановление ЦИК России от 1 июня 2011 г. № 13/148-6 «О Порядке хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, и Порядке уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва»)
9. Юридическая ответственность
за нарушение Федерального закона
Расформирование УИК
УИК может быть расформирована районным судом в случаях:
а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, повлекшего за собой признание ЦИК России, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующем избирательном участке;
б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей ТИК.
С заявлением в суд о расформировании УИК вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании – не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.
В случае принятия судом решения о расформировании УИК комиссия формируется в новом составе ТИК в период избирательной кампании с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях.
Расформирование комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса.
(Статья 31 Федерального закона об основных гарантиях)