Гласность в деятельности УИК

На всех заседаниях УИК, а также при осуществлении ею работы со списком избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколом об итогах голосования в соответствии со статьей 29 Федерального закона вправе присутствовать:

1) члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего и с правом совещательного голоса, работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий;

2) уполномоченный представитель политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, либо кандидат из зарегистрированного федерального списка кандидатов;

3) представители средств массовой информации.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона об основных гарантиях на всех заседаниях УИК, а также при осуществлении ею работы со списком избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколом об итогах голосования вправе присутствовать также доверенное лицо политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован.

Для присутствия на заседаниях УИК и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. УИК обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами.

УИК обеспечивает информирование вышестоящей территориальной избирательной комиссии, уполномоченного представителя каждой из политических партий, федеральные списки кандидатов которых зарегистрированы, о времени проведения заседаний комиссии и осуществления работы с вышеуказанными избирательными документами.

На заседаниях участковых избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать заявители, представители заинтересованных сторон, которые вправе давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

С момента начала работы УИК в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей ТИК протокола об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном ·участке, кроме вышеназванных лиц, вправе присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Лица, перечисленные в настоящем пункте, имеют право (пункт 2.3.5 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», утвержденной постановлением ЦИК России от 17 августа 2011 года № 26/254-6) открыто вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушения тайны голосования и контроля за волеизъявлением избирателей, а также контроля за участием гражданина Российской Федерации в выборах. Изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана). Запрещается производить фото- и видеосъемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней, заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов. При проведении фото- и видеосъемки работы членов УИК со списком избирателей, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных», должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей. Проведение фото- и видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании.

(Статья 29 Федерального закона)

Первое заседание УИК

Первое заседание созывает и ведет председатель УИК.

Из числа членов УИК с правом решающего голоса избирается счетная комиссия для проведения тайного голосования по избранию заместителя председателя и секретаря УИК. После этого производится выдвижение кандидатур для избрания на соответствующую должность, утверждаются тексты и количество бюллетеней, проводится тайное голосование. Ведется протокол заседания УИК. После завершения подсчета голосов счетная комиссия составляет соответствующие протоколы и вносит на утверждение УИК, которая принимает соответствующие решения (образцы № 1–11 приложения 2 (далее – образец № __ ).

(Статья 28 Федерального закона об основных гарантиях)

1.6. Планирование работы УИК

Для своевременной и качественной организации подготовки и проведения выборов, обеспечения четкой и оперативной работы комиссии, соблюдения положений и норм избирательного законодательства УИК разрабатывает и утверждает план работы. Мероприятия плана и сроки их выполнения должны соответствовать срокам Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, утвержденного постановлением ЦИК России.

Примерный перечень мероприятий для включения в план работы УИК:

1.6.1. Организационные мероприятия:

1) приглашение избирателей для ознакомления и уточнения списка избирателей, их информирование об адресе и о номере телефона УИК, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

2) организация ежедневного приема избирателей;

3) организация учебы членов УИК по изучению избирательного законодательства (по согласованию с ТИК), а при применении на избирательном участке технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) либо комплексов для электронного голосования (КЭГ) – обеспечение учебы двух членов УИК с правом решающего голоса, которые будут работать операторами КОИБ либо КЭГ;

4) распределение обязанностей среди членов УИК;

5) комплектование избирательных документов в соответствии с номенклатурой дел;

6) обеспечение подготовки и оформления помещения УИК и помещения для голосования;

7) получение от ТИК по акту списка избирателей, уточнение его и представление для ознакомления избирателям;

8) получение от ТИК по акту открепительных удостоверений и организация их выдачи избирателям;

9) получение от ТИК по акту избирательных бюллетеней, проведение их пересчета в обязательном порядке, обеспечение их сохранности;

10) получение от ТИК по акту специальных знаков (марок), организация их пересчета в обязательном порядке;

11) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, наклейка всех специальных знаков (марок) на избирательные бюллетени и заверение всех избирательных бюллетеней (на лицевой стороне каждого избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов УИК с правом решающего голоса и печать УИК), комплектование бюллетеней в пачки по 20–50 штук для выдачи членам УИК с правом решающего голоса, которые в день голосования будут выдавать избирательные бюллетени избирателям;

12) внесение, в случае необходимости, изменений в избирательные бюллетени – по указанию ЦИК России;

при необходимости внесения в изготовленный избирательный бюллетень изменений в сведения о политической партии эти изменения по решению ЦИК России могут быть внесены членами УИК от руки либо с использованием технических средств;

в случае принятия Верховным Судом Российской Федерации после изготовления избирательных бюллетеней решения о регистрации федерального списка кандидатов ЦИК России, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, вправе принять решение о внесении в отпечатанные избирательные бюллетени данных об указанном федеральном списке кандидатов от руки или с использованием технических средств;

13) внесение, при необходимости, изменений в информационные материалы в случае аннулирования либо отмены регистрации некоторых федеральных списков кандидатов политических партий после изготовления избирательных бюллетеней – по указанию ЦИК России;

14) заполнение реестра заявлений избирателей о голосовании вне помещения для голосования;

15) получение от ТИК сметы расходов УИК;

16) осмотр территории избирательного участка членами УИК в целях контроля за соблюдением норм законодательства при размещении политическими партиями агитационных материалов;

17) уточнение в ТИК накануне дня голосования графика и формы представления сведений об открытии помещения для голосования и сведений о ходе голосования;

18) подготовка необходимых для работы в день голосования форм избирательных документов (актов, ведомостей, реестров, протоколов, списков и т.п.);

19) проведение не позднее чем накануне дня голосования репетиции работы УИК в день голосования;

20) репетиция действий членов УИК в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости перемещения в запасное помещение для голосования;

21) распределение обязанностей среди членов УИК в день голосования;

22) обеспечение сохранности избирательной документации и подготовка ее к передаче в ТИК.

1.6.2. Мероприятия по материально-техническому обеспечению:

1) безвозмездное получение от главы местной администрации помещения для работы УИК и помещения для голосования, оборудования для оформления помещения для голосования;

2) оборудование помещения для работы УИК;

3) приобретение или получение от вышестоящей избирательной комиссии расходных материалов (канцелярских принадлежностей, электрических фонарей и др.);

4) оформление вывески на здании, в котором располагается УИК, помещение для голосования, информационного стенда, стенда для размещения увеличенной формы протокола в помещении для голосования;

5) оформление помещения для голосования и укомплектование его технологическим оборудованием в соответствии с нормативами;

6) обеспечение помещения для работы УИК и помещения для голосования телефонной связью, избирательной комиссии – автотранспортом.

Проведение заседаний УИК

В плане работы УИК должны быть указаны вопросы, вносимые на рассмотрение УИК. В день голосования с момента начала работы УИК открывается ее очередное заседание (восьмое заседание – в соответствии с примерным планом проведения заседаний УИК, приведенном в образце № 12), на котором рассматриваются все вопросы, требующие коллегиального рассмотрения в день голосования, а после завершения подсчета голосов открывается итоговое (девятое) заседание, на котором рассматриваются жалобы и обращения, а также подписывается протокол УИК об итогах голосования.

В целях обеспечения четкости в работе УИК в день голосования необходимо заблаговременно принять решение УИК о распределении обязанностей членов УИК с правом решающего голоса в день голосования (примерное решение приведено в образце № 13).

(Статьи 27–28 Федерального закона об основных гарантиях)

Делопроизводство УИК

УИК оформляет на соответствующих бланках свои решения, ответы на обращения в УИК либо непосредственно обращения УИК (формы бланков приведены в части третьей Рабочего блокнота).

В протоколе заседания УИК (образец № 14) в краткой форме отражается основное содержание выступлений и принятых решений; при рассмотрении жалоб (заявлений) содержание выступлений и принятых решений отражается подробно.

Прием и регистрация поступающей в УИК корреспонденции производятся секретарем УИК.

Регистрации в журнале регистрации входящих документов (бланк приведен в части третьей Рабочего блокнота) подлежат все требующие учета, исполнения и использования в справочных целях документы, как создаваемые в УИК, так и поступающие из других организаций и от граждан.

Зарегистрированные документы докладываются председателю УИК, резолюция переносится в журнал регистрации входящих документов, после чего документ передается исполнителю под расписку. После исполнения документа в журнал вносится отметка об исполнении и списании документа в дело.

Исходящие письма и документы подписываются председателем УИК, в его отсутствие – заместителем председателя либо секретарем комиссии.

Отправляемые документы регистрируются в журнале регистрации исходящих документов (бланк приведен в части третьей Рабочего блокнота). Копия исходящего документа помещается в дело в соответствии с номенклатурой дел УИК.

(Статьи 27–28 Федерального закона об основных гарантиях)

Номенклатура дел УИК

Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков дел, формируемых из документов УИК с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

Номенклатура дел разрабатывается УИК и утверждается на ее заседании (образец № 15).

(Постановление ЦИК России от 1 июня 2011 года № 13/148-6 "О Порядке хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, и Порядке уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва»)

1.9. Особенности организации подготовки членов УИК

В ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и особенно при совмещении с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва дней голосования на выборах иных уровней УИК при планировании своей работы должна предусмотреть проведение председателем, заместителем председателя либо секретарем УИК обучения членов комиссии, в том числе и в дополнение к семинарским занятиям, организуемым вышестоящей ТИК, по следующим практическим вопросам:

- действия члена УИК с правом решающего голоса во время ежедневного дежурства при обращении гражданина о сверке данных в списке избирателей; о выдаче открепительного удостоверения; о предоставлении возможности проголосовать досрочно и т.д.;

- действия члена УИК с правом решающего голоса по обеспечению условий для беспрепятственной реализации инвалидами своих избирательных прав, а также действия члена УИК с правом решающего голоса при взаимодействии с наблюдателями, представителями средств массовой информации и иными лицами, присутствующими в помещении для голосования в день голосования и при подсчете голосов избирателей;

- ответственность за нарушения избирательного законодательства;

- тренировочный подсчет данных по каждому листу условного списка избирателей;

- действия члена УИК с правом решающего голоса при проведении голосования вне помещения для голосования, а также при возникновении нештатной ситуации в помещении для голосования во время голосования либо после завершения времени голосования при подсчете голосов избирателей;

- действия члена УИК с правом решающего голоса при проведении сортировки избирательных бюллетеней по голосам избирателей, поданным за каждый федеральный список кандидатов, в том числе при определении, является ли действительным, недействительным либо бюллетенем неустановленной формы каждый из избирательных бюллетеней.

(Статья 27 Федерального закона об основных гарантиях)

Списки избирателей

Наши рекомендации