Место государства в политической системе общества. Чтобы рассмотреть место государства в политической системе, следует определить понятие политической системы
Чтобы рассмотреть место государства в политической системе, следует определить понятие политической системы. Но, чтобы подойти к политической системе, следует уяснить, что
такое политика. По тому и другому вопросу существует масса различных определений.
«Политика» в переводе с греческого означает «искусство управления государством». Политику можно определить как отношения между классами, нациями, большими социальными группами, между ними и государством, между государствами, проявляющиеся в определенной деятельности определенных социальных институтов. А можно несколько перефразировать: политика — это деятельность, в которой проявляются отношения между указанными крупными социальными субъектами.
Политика имеет место там, где затронуты коренные, главные интересы большой массы людей. Политика — это сфера борьбы за власть, и прежде всего за власть государственную. Политика — это участие в делах государства, направление его деятельности. Участие в делах государства является, конечно, различным для отдельных личностей и социальных групп.
Политика, по выражению В. Ленина, — это концентрированное выражение экономики. И в этом он прав. В политической борьбе проявляется прежде всего борьба за экономические интересы. Борьба за власть ведется прежде всего для того, чтобы использовать власть для реализации экономических интересов определенных классов, социальных групп и т.д.
Война — это продолжение политики в новой форме. И здесь главным являются в конечном счете экономические интересы: борьба за сырьевые ресурсы, территории, сферы экономического господства и влияния.
Можно выделить первичные субъекты политических отношений. Это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные, производные субъекты политики — это институты, создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов. Это партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д.
Под политической системой одни авторы понимают совокупность, систему государственных и негосударственных организаций. Другие включают сюда также нации, классы и отдельных личностей. Третьи добавляют средства массовой коммуникации, принципы и нормы и т.д.
Л Теория государства и права07
Несомненно, что элементами политическойсистемы являются прежде всего социальные институты:государство,партии, общественныеобъединения, а также система отношений, складывающихся междуними в процессеборьбы за государственную, власть, осуществление власти.Бесспорно и то,что современные политическиесистемы не могут действовать без средств коммуникации (связь, средствамассовой информации и т.д.).Все элементыполитической системыдействуютв рамках и на основе определенных нормативныхсистем, Ипрежде всего нрава.
Политическую систему можноопределить как систему политических и иных социальных институтов,организаций, взаимодействующих всоответствии с определеннымипринципамии нормами, которые служатсредством осуществлениявласти,управления общественными делами.
В состав политической системы входят государство, политические партии, различного рода общественные объединения, движения, В зависимости от партийного состава политические системы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными, многопартийными с одной доминирующей, ведущей партией.
Для демократических политических систем характерен политический и идеологический плюрализм (множественность); для недемократических — наличие одной правящей партии или многих партий, но при ведущей, доминирующей роли одной из них и одной господствующей идеологии. В зависимости от того, интересы каких классов они выражают, партии делятся на буржуазные, крестьянские и партии рабочего класса. Многие партии стремятся представлять интересы разных классов и групп населения.
Партии создаются дляборьбы за государственную власть, для влиянияна эту власть.Легальными функциями партий являются избирательная,функция управленияи функцияконтроля.Избирательная функция состоит в участии в избирательнойкампании с целью завоевания мест в представительныхорганах власти(разработка предвыборных программ, отбор и выдвижение кандидатов, агитацияв их пользу и т. д.). Функция управления, политического руководства государств вомосуществляется правящей партией, одержавшей победу на выборах. Функция контроля отводится оппозиционным партиям.
В отличие от политических партий все иные объединения, движения называются группами давления. Они не ставят перед собой задачу борьбы за власть. Им достаточно того, чтобы властные решения принимались в интересах тех социальных групп, которые они представляют.
Сила групп давления (профсоюзы, объединения крестьян, молодежи, женщин, потребителей и т.д.) зависит от количества членов, их финансовых возможностей, от организованности, .сплоченности, от престижа в обществе и т. д. Группы давления разными путями (забастовки, митинги, демонстрации, пикеты, петиции и т. д.) оказывают воздействие на парламент, государственную администрацию в целях принятия выгодных им решений, на партии. Они могут поддерживать |с или иные партии в предвыборной борьбе.
Ведущее, основное место государства в политической системе, в управлении общественными делами предопределяет и роль остальных институтов политической системы. Деятельность партий и групп давления — это деятельность, образно говоря, «вокруг государства», это борьба за то, чтобы овладеть рычагами государственной власти или оказывать влияние на •лу власть.