Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям.
Семинар (от лат. «seminarium» - рассадник) – практическое учебное занятие, предполагающее коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных обучающимися самостоятельно. Он является средством развития у студентов культуры научного мышления и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.
Главная цель семинарских занятий – овладение студентами навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Задачи:
- развитие творческого профессионального мышления;
- познавательная мотивация;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях (навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения);
- решение частных задач (повторение и закрепление знаний, контроль, общение);
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Реализуется общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Итак, семинарские занятия выступают как формы организации деятельности студентов и преподавателей, когда помимо общения межличностного, происходит взаимодействие познавательное, целенаправленное, образовательное, воспитательное.
Планы семинарских занятий.
Тема 1. От Руси к России.
1. Древняя Русь:социально-прлстическийстрой, экономические отношения.
2. Русские земли в 12-13 в.в.Особенности феодальной раздробленности на Руси.
3. Русь и Орда: проблема взаимовлияния.
Возвышение Москвы. Образование централизованного российского государства.
Тема 2. Россия в 16-18 в.в.
1.Становление самодержавия в конце 15 - начале 16в.
2. «Смутное время» в конце 16-начале 17в.
3. Политичаское развитие России в 17 веке.
4.Модернизация в России в 18 веке.
Тема 3. Буржуазное реформирование России в 18 –начале 20в.
1. Либерально-буржуазные реформы в 19 веке.
2. Политическое разкитие Российской империи в начале 20 века.
3. Российские реформы 1906-1916 г.г.
Тема 4. Российское государство в 1914-1930 г.г.
1. Россия в условиях I Мировой войны. Российские революции 1917 года.
2. Гражданская война в России (1918-1922г.г.).
3. НЭП.
4.Строительство социализма в СССР. Формирование тоталитарного режима.
Тема 5. Российское государство в середине 20 –начале 21 века.
1.СССH накануне и в период II Мировой войны.
2. СССР во 2-ой половине 20 века.
3. «Перестройка» и распад СССР.
4. Новая Россия.
Контрольные вопросы и тесты для модульных занятий.
Модуль 1. История как наука. Русские земли в 9 – 16 вв.
Теория и методология исторической науки.
Древняя Русь (IX-начало XII в.в.). Русские земли в период политической раздробленности.
Образование и развитие Российского государства ( II пол. XV-XVIIв.в.).
Вопросы модуля 1.
1.Сущность, формы и функции исторического знания.
2.Метод и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников.
3.Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
4.Подходы к истории: формационный и цивилизационный. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
5.Античное население в эпоху великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян.
6.Основные этапы становления государственности Древней Руси.
7.Внешняя политика Киевской Руси.
8.Особенности социального строя Древней Руси.
9.Принятие христианства, распространение ислама.
10.Эволюция восточнославянской государственности в 11 – 12 вв.
11.Аграрные отношения Древней Руси.
12.Феодальная раздробленность на Руси в 12 – начало 13 вв.
13.Русские земли в 13 – 15 вв. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Русь и Литва в 14 – 15 вв.
14.Социально-политические изменения в русском государстве в 13 – 15 вв.
15.Возвышение Москвы. Образование единого Московского государства.
16.Формирование сословной системы организации общества в 12 – 17 вв.
17.Взаимоотношения России со средневековыми государствами Европы и Азии (12 – 17 вв.)
18.Проблема становления российского абсолютизма. Становление самодержавия в 16 в.
19.“Смутное время” в России начала 17 в.
20.Политическое развитие России в 17 в.
21.Крепостное право в России: становление и развитие.
Тесты к модулю 1.
Вариант 1.
1. Выберите верный ответ. Нестор при создании «Повести временных лет» ставит задачи
а). происхождение Руси, кто первым княжил в Киеве, как образовалось государство;
б). Кем являлись по происхождению Дир и Аскольд, как Вещий Олег получил киевский
престол, кто является предками Рюриковичей;
в). выявить истоки христианства на Руси, проследить соотношение христианских и
языческих традиций на Руси.
2. Установите последовательность. На Древнюю Русь нападали племена:
а). печенегов; б). половцев; в). хазар.