Тема 2.3. Раннефеодальные государства на территории нашей страны (XIII – XV вв.)
I. Задания для самостоятельной работы
1.*Дайте письменные ответы на следующие вопросы:
‑ Дайте характеристику общественного и государственного строя Золотой Орды.
‑ Охарактеризуйте основные черты монгольского права.
‑ Покажите особенности государства и права Великого княжества Литовского.
2. Сформулируйте определение терминам: «баскак», «беклярибек», «тарханы», «нойоны», «уртакчи», «хан», «тамжить»; «адат», «бек», «гетман», «господарь», «жуз», «Запорожская Сечь», «казачья старшина», «католическая церковь», «православная церковь», «реестровое казачество», «султан», «униатская церковь», «фольварк», «хан».
3. Дайте правильные ответы на следующие задания:
1) _______________________ государство, существовавшее с конца 12 - первой половины 13 вв. по 1795 г. Столица - Вильнюс (известна с 1323 г.). Название окончательно устоялось в 20-х годах 15 в. С середины 13 в. - первой половины 14 вв. охватывало также и белорусские земли, а в 1363-1569 гг. - и большую часть украинских. С 1386 г. находилась в персональной, с 1569 г. - в сеймовой унии с Польшей. Прекратило существование после третьего раздела Речи Посполитой (Польско-литовского государства). Большая его часть была присоединена к Российской империи. В 1918 г. была восстановлена государственность лишь на этнически землях.
2) Кревская уния 1385 г. – это договор между ________________________ и ______________________, суть которого заключалась в следующем: __________________________________________
________________________________________________________________
3. Для права Ливонии характерен правовой партикуляризм, что означает ____________________________________________________________
4. Войсковая (генеральная) рада являлась _______________________ в ______________________________.
5. Монополии молдавских бояр назывались ______________. Они распространялись на ____________________________________________.
6. Мавераннахр – это территория государства ____________ в Средней Азии под управлением хана Тимура (Тамерлана).
7. Богатые скотовладельцы незнатного происхождения в Казахстане назывались __________.
8. Дидебулы в грузинских княжествах – это ____________________
9. В XVI в. на азербайджанских землях существовали ханства ______________________, находившиеся в вассальной зависимости от Персии.
II. Рекомендации по выполнению заданий
При выполнении заданий следует тщательно изучить Великую Ясу, рекомендованную литературу и источники, дополнить конспекты лекций.
В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути заданного вопроса.Здесь необходимо осветить вопросы возникновения Золотой Орды, особенности ее общественного и государственного строя, систему управления «русским улусом», различные научные подходы к вопросу о существовании Золотой Орды.
Во втором задании следует внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права Золотой Орды, Великого княжества Литовского и других раннефеодальных государств на территории нашей страны.
В третьем задании необходимо найти правильные ответы на поставленные вопросы и ситуации. Данную информацию следует искать в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.
Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Димитров Н.Н. Памятники истории и теории государства и права. Часть I. История отечественного государства и права. М.: Изд-во РТА 2010.
2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2007.
3. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 2. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
1. Абеков Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества. Алмааты, 1996.
2. Бабаян Л.О. Социально-экономическая и политическая история Армении в XIII – XIV вв. М., 1969.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
4. Ермолович Н. Белорусское государство Великое княжество Литовское. Минск, 2000.
5. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: Курс лекций. Ч. I. М.: РИО РТА, 2005.
6. Стати В. История Молдавии. Кишинев, 2002
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы отличительные черты общественного и государственного строя Золотой Орды?
2. Что в правовом отношении представляла из себя Великая Яса?
3. Каковы характерные черты общественного и государственного строя Великого княжества Литовского Вы можете выделить?
4. Дайте общую правовую характеристику статутов Великого княжества Литовского?
5. В чем заключались особенности общественного и государственного строя Запорожской Сечи?
6. Чем характерны основные этапы возникновения и развития государственности у народов Казахстана и Средней Азии?
7. Каковы основные черты государственности у народов Закавказья?
8. Что представляет собой шариат как основа мусульманского права?
Тема 2.4. Образование русского централизованного государства
и развитие права (XIV ‑ начало XVI вв.)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Дать определение терминам: «белая слобода», «бояре», «вотчина», «закладники», «записи», «кормление», «отморщина», «поместье», «посад», «приказное», состязательный процесс», «урочные лета».
2. Выполните задания:
1)*Судебником 1550 г. предусматривался срок, в течение которого в некоторых районах Русского (Московского) государства запрещался крестьянский выход (т.е. уход от своего феодала) в осенний Юрьев день – «заповедные лета». Раскройте, что означили «заповедные лета» на Руси, какова была процедура закрепощения крестьян?
2) Заполните фамилии авторов соответствующей концепции:
Концепции феодализма в России
Феодализм – особая политическая организация, где землевладение связано со службой сюзерену. На Руси не было явлений, подобных западно-европейскому сюзеренитету-вассалитету. Следовательно, на Руси не было феодализма. | __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
Феодализм, как общественно-экономическая формация существовал в истории России с VIII-IX по XIX вв. Его существование определялось наличием феодального, крепостнического способа производства. Особенность феодализма на Руси – “государственный феодализм” | __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
Феодализм понимается как система раздробления политической власти. Феодализму в Западной Европе соответствует на Руси удельный период. | __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
II. План практического занятия
Тема: «Судебники 1497 и 1550 годов»
(очная форма обучения)
I. Общая характеристика судебников 1497 и 1550 гг., их значение в истории Российского государства. Доклад.
II. Общественный и государственный строй централизованного русского государства (система институтов власти; местного управления; правовое положение основных сословий).
III. Гражданское право по судебникам 1497 и 1550 гг. (субъекты гражданско-правовых отношений; право собственности и другие вещные права; обязательственное право; семейное и наследственное право).
IV. Уголовное право по судебникам 1497 и 1550 гг. (сравнительный анализ): понятие преступления, соучастие, рецидив; система преступлений; цель и система наказаний.
V. Суд и процесс по судебникам 1497 и 1550 гг. (сравнительный анализ).
VI. Церковь, государство и общество. Основные институты церковного права в период формирования централизованного государства.
VII. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию
При выполнении заданий следует тщательно изучить источники права централизованного Московского (Русского) государства, рекомендованную литературу, дополнить конспекты лекций.
В первом задании необходимо внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права этого периода.
Во втором задании следует найти правильные ответы на конкретно-исторические ситуации, обосновать их, заполнить таблицу. Данную информацию следует искать в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.
Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.
В ходе интеллектуальной разминки на семинаре студенты должны раскрыть содержание, заданных на самостоятельную работу, понятий и терминов.
К занятию следует подготовить обзор литературы и доклад по предложенной теме. При этом необходимо особое внимание уделить источникам права этого периода, их влиянию на формирование Русского централизованного государства, создание первых судебников.
В ходе рассмотрения второго вопроса слушатели должны показать особенности феодальных общественных отношений в новых условиях, как развивалось крепостное право, каково было социальное и правовое положение основных сословий. Более тщательного анализа требуют понятия «опричнина» и «земщина».
Основные институты гражданского и уголовного права, развития судебной системы и процесса необходимо показать на основе сравнительного анализа положений Русской правды, судебников 1497 и 1550 гг.
При рассмотрении шестого вопроса следует раскрыть основное содержание полемики по вопросам соотношения духовной и светской власти, об экономическом основании церковной иерархии, позиции «нестяжателей» и «иосифлян», а также основные институты церковного права.
Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Димитров Н.Н. Памятники истории и теории государства и права. Часть I. История отечественного государства и права. М.: Изд-во РТА 2010.
2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2007.
3. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 2. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
1. Борисов Н.С. Иван Калита. (Серия ЖЗЛ). М., 1995
2. Димитров Н.Н., Козлитин Г.А. и др. Практикум по историко-правовым дисциплинам. М.: РИО РТА, 2008.
3. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2009.
4. Касаткин В.А., Салтанова О.Н. Краткий словарь историко-правовых терминов. М.: РИО РТА, 2006.
5. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: Курс лекций. Ч. I. М.: РИО РТА, 2005.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Когда и кем было завершено собирание великорусских земель под властью Москвы?
2. Каковы особенности государственного и общественного строя Московского (Русского) государства?
3. Когда возникла приказная система центрального управления в Русском централизованном государстве, что она из себя представляла?
4. Что такое «кормление», каким сроком и с какими целями оно ограничивалось?
5. Какой орган по реформе 30-50-х годов 16 века был наделен функциями борьбы с разбоями?
МОДУЛЬ 3