Тема 2.3. Раннефеодальные государства на территории нашей страны (XIII – XV вв.)

I. Задания для самостоятельной работы

1.*Дайте письменные ответы на следующие вопросы:

‑ Дайте характеристику общественного и государственного строя Золотой Орды.

‑ Охарактеризуйте основные черты монгольского права.

‑ Покажите особенности государства и права Великого княжества Литовского.

2. Сформулируйте определение терминам: «баскак», «беклярибек», «тарханы», «нойоны», «уртакчи», «хан», «тамжить»; «адат», «бек», «гетман», «господарь», «жуз», «Запорожская Сечь», «казачья старшина», «католическая церковь», «православная церковь», «реестровое казачество», «султан», «униатская церковь», «фольварк», «хан».

3. Дайте правильные ответы на следующие задания:

1) _______________________ государство, существовавшее с конца 12 - первой половины 13 вв. по 1795 г. Столица - Вильнюс (известна с 1323 г.). Название окончательно устоялось в 20-х годах 15 в. С середины 13 в. - первой половины 14 вв. охватывало также и белорусские земли, а в 1363-1569 гг. - и большую часть украинских. С 1386 г. находилась в персональной, с 1569 г. - в сеймовой унии с Польшей. Прекратило существование после третьего раздела Речи Посполитой (Польско-литовского государства). Большая его часть была присоединена к Российской империи. В 1918 г. была восстановлена государственность лишь на этнически землях.

2) Кревская уния 1385 г. – это договор между ________________________ и ______________________, суть которого заключалась в следующем: __________________________________________

________________________________________________________________

3. Для права Ливонии характерен правовой партикуляризм, что означает ____________________________________________________________

4. Войсковая (генеральная) рада являлась _______________________ в ______________________________.

5. Монополии молдавских бояр назывались ______________. Они распространялись на ____________________________________________.

6. Мавераннахр – это территория государства ____________ в Средней Азии под управлением хана Тимура (Тамерлана).

7. Богатые скотовладельцы незнатного происхождения в Казахстане назывались __________.

8. Дидебулы в грузинских княжествах – это ____________________

9. В XVI в. на азербайджанских землях существовали ханства ______________________, находившиеся в вассальной зависимости от Персии.

II. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении заданий следует тщательно изучить Великую Ясу, рекомендованную литературу и источники, дополнить конспекты лекций.

В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути заданного вопроса.Здесь необходимо осветить вопросы возникновения Золотой Орды, особенности ее общественного и государственного строя, систему управления «русским улусом», различные научные подходы к вопросу о существовании Золотой Орды.

Во втором задании следует внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права Золотой Орды, Великого княжества Литовского и других раннефеодальных государств на территории нашей страны.

В третьем задании необходимо найти правильные ответы на поставленные вопросы и ситуации. Данную информацию следует искать в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.

III. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Димитров Н.Н. Памятники истории и теории государства и права. Часть I. История отечественного государства и права. М.: Изд-во РТА 2010.

2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2007.

3. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 2. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

1. Абеков Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества. Алмааты, 1996.

2. Бабаян Л.О. Социально-экономическая и политическая история Армении в XIII – XIV вв. М., 1969.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

4. Ермолович Н. Белорусское государство Великое княжество Литовское. Минск, 2000.

5. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: Курс лекций. Ч. I. М.: РИО РТА, 2005.

6. Стати В. История Молдавии. Кишинев, 2002

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы отличительные черты общественного и государственного строя Золотой Орды?

2. Что в правовом отношении представляла из себя Великая Яса?

3. Каковы характерные черты общественного и государственного строя Великого княжества Литовского Вы можете выделить?

4. Дайте общую правовую характеристику статутов Великого княжества Литовского?

5. В чем заключались особенности общественного и государственного строя Запорожской Сечи?

6. Чем характерны основные этапы возникновения и развития государственности у народов Казахстана и Средней Азии?

7. Каковы основные черты государственности у народов Закавказья?

8. Что представляет собой шариат как основа мусульманского права?

Тема 2.4. Образование русского централизованного государства

и развитие права (XIV ‑ начало XVI вв.)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дать определение терминам: «белая слобода», «бояре», «вотчина», «закладники», «записи», «кормление», «отморщина», «поместье», «посад», «приказное», состязательный процесс», «урочные лета».

2. Выполните задания:

1)*Судебником 1550 г. предусматривался срок, в течение которого в некоторых районах Русского (Московского) государства запрещался крестьянский выход (т.е. уход от своего феодала) в осенний Юрьев день – «заповедные лета». Раскройте, что означили «заповедные лета» на Руси, какова была процедура закрепощения крестьян?

2) Заполните фамилии авторов соответствующей концепции:

Концепции феодализма в России

Феодализм – особая политическая организация, где землевладение связано со службой сюзерену. На Руси не было явлений, подобных западно-европейскому сюзеренитету-вассалитету. Следовательно, на Руси не было феодализма. __________________________ __________________________ __________________________ __________________________
Феодализм, как общественно-экономическая формация существовал в истории России с VIII-IX по XIX вв. Его существование определялось наличием феодального, крепостнического способа производства. Особенность феодализма на Руси – “государственный феодализм” __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________
Феодализм понимается как система раздробления политической власти. Феодализму в Западной Европе соответствует на Руси удельный период. __________________________ __________________________ __________________________ __________________________

II. План практического занятия

Тема: «Судебники 1497 и 1550 годов»

(очная форма обучения)

I. Общая характеристика судебников 1497 и 1550 гг., их значение в истории Российского государства. Доклад.

II. Общественный и государственный строй централизованного русского государства (система институтов власти; местного управления; правовое положение основных сословий).

III. Гражданское право по судебникам 1497 и 1550 гг. (субъекты гражданско-правовых отношений; право собственности и другие вещные права; обязательственное право; семейное и наследственное право).

IV. Уголовное право по судебникам 1497 и 1550 гг. (сравнительный анализ): понятие преступления, соучастие, рецидив; система преступлений; цель и система наказаний.

V. Суд и процесс по судебникам 1497 и 1550 гг. (сравнительный анализ).

VI. Церковь, государство и общество. Основные институты церковного права в период формирования централизованного государства.

VII. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

практическому занятию

При выполнении заданий следует тщательно изучить источники права централизованного Московского (Русского) государства, рекомендованную литературу, дополнить конспекты лекций.

В первом задании необходимо внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права этого периода.

Во втором задании следует найти правильные ответы на конкретно-исторические ситуации, обосновать их, заполнить таблицу. Данную информацию следует искать в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.

В ходе интеллектуальной разминки на семинаре студенты должны раскрыть содержание, заданных на самостоятельную работу, понятий и терминов.

К занятию следует подготовить обзор литературы и доклад по предложенной теме. При этом необходимо особое внимание уделить источникам права этого периода, их влиянию на формирование Русского централизованного государства, создание первых судебников.

В ходе рассмотрения второго вопроса слушатели должны показать особенности феодальных общественных отношений в новых условиях, как развивалось крепостное право, каково было социальное и правовое положение основных сословий. Более тщательного анализа требуют понятия «опричнина» и «земщина».

Основные институты гражданского и уголовного права, развития судебной системы и процесса необходимо показать на основе сравнительного анализа положений Русской правды, судебников 1497 и 1550 гг.

При рассмотрении шестого вопроса следует раскрыть основное содержание полемики по вопросам соотношения духовной и светской власти, об экономическом основании церковной иерархии, позиции «нестяжателей» и «иосифлян», а также основные институты церковного права.

Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Димитров Н.Н. Памятники истории и теории государства и права. Часть I. История отечественного государства и права. М.: Изд-во РТА 2010.

2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2007.

3. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 2. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

1. Борисов Н.С. Иван Калита. (Серия ЖЗЛ). М., 1995

2. Димитров Н.Н., Козлитин Г.А. и др. Практикум по историко-правовым дисциплинам. М.: РИО РТА, 2008.

3. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2009.

4. Касаткин В.А., Салтанова О.Н. Краткий словарь историко-правовых терминов. М.: РИО РТА, 2006.

5. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: Курс лекций. Ч. I. М.: РИО РТА, 2005.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Когда и кем было завершено собирание великорусских земель под властью Москвы?

2. Каковы особенности государственного и общественного строя Московского (Русского) государства?

3. Когда возникла приказная система центрального управления в Русском централизованном государстве, что она из себя представляла?

4. Что такое «кормление», каким сроком и с какими целями оно ограничивалось?

5. Какой орган по реформе 30-50-х годов 16 века был наделен функциями борьбы с разбоями?

МОДУЛЬ 3

Наши рекомендации