Тема 13. Внутренняя политика российского самодержавия во второй трети XVIII века

4 ч.

Учебные вопросы:

1. Дворцовые перевороты и роль гвардии.

2. Крестьянский вопрос в русском обществе и политике правительства.

Изучив данную тему, студент должен:

ü Иметь представлениеоб основных тенденциях политического развития России в эпоху «дворцовых переворотов», о причинах политической нестабильности и изменениях в сфере государственного управления.

ü Знатьосновные события эпохи «дворцовых переворотов», политические портреты известных государственных деятелей и носителей верховной власти этого периода, государственную политику в отношении крестьянства.

ü Уметьанализировать разноплановые исторические источники, аргументировано и ясно выстраивать свою позицию, вести научную дискуссию.

ü Владетьнавыками исторической аналитики, быть способным на основе анализа концепций отечественных историков и проблемного подхода преобразовывать информацию в знания.

Методические рекомендации по изучению темы:

Обратите внимание на то, что во второй четверти XVIII века наряду с господствовавшей тенденцией к укреплению абсолютной монархии выявилась и иная тенденция – стремление отдельных групп представителей высшей знати ограничить права носителя верховной власти в свою пользу. Подумайте, почему эти попытки не нашли поддержки в среде дворянства?

Обратите внимание на то, как отечественные исследователи определяют причины столь быстрой смены монархов на российском престоле. Согласны ли вы с точкой зрения ряда историков, утверждавших, что во второй четверти XVIII века наблюдалось не ослабление, а, напротив, усиление абсолютизма, приобретения им большей зрелости в сравнении с предшествующим периодом?

Попробуйте уяснить себе роль гвардии в эпоху дворцовых переворотов. Действительно ли «проблему выбора» решали гвардейские полки?

Характерной чертой послепетровской системы власти стало существование так называемых «советов при особе государя». Подумайте, почему система поручительства строилась на привлечении к управлению людей доверенных и лично преданных монарху.

Обратите внимание на изменения в центральных и местных органах управления. В центре характеристики окажутся проблемы кризиса коллежской системы, ослабление функций Сената, расширение функций губернаторов.

Контрольные вопросы:

1. Назовите отличительные особенности государственного управления в эпоху дворцовых переворотов.

2. С чем связано усиление позиций дворянства в политической жизни страны во второй четверти XVIII века?

3. Существовали ли, на ваш взгляд, альтернативы политического развития России в 30-х гг. XVIII века?

4. Какие перемены произошли в управлении страной в 30-50-х гг. XVIII века?

5. В чем вы видите причины существенной роли гвардии в эпоху дворцовых переворотов?

Тесты:

1. После смерти Петра I фактическим правителем России стал:

1) князь А. Д. Меншиков

2) его последняя жена Екатерина

3) один из князей Долгоруковых

4) один из князей Голицыных

5) генерал-прокурор Сената П. И. Ягужинский

2. Верховный тайный совет с широкими полномочиями, ограничивающими царскую власть, был создан:

1) после стрелецкого бунта 1682 г.

2) в период Семибоярщины

3) после смерти Петра I

4) при подготовке коронации Анны Ивановны

5) на Земском соборе 1598 г., избравшем царем Б. Годунова

3. Петр II находился на российском престоле в ... годах:

1) 1726—1727

2) 1727—1728

3) 1727—1729

4) 1727—1730

5) 1726—1730

4. Один из русских царей увлекался охотой, собаками, кутежами. По свидетельству историка, в это время главным государственным учреждением была псарня. Это был царь:

1) Федор Алексеевич

2) Василий. Шуйский

3) Петр II

4) Петр III

5) Павел I

5. Приглашенной на российский престол племяннице Петра I Анне Ивановне члены Верховного тайного совета направили кондиции (условия), серьезно ограничивающие ее власть. Это была попытка:

1) усилить власть родовитой знати

2) не допустить возможных злоупотреблений со стороны «митавской помещицы» Анны Ивановны

3) ограничить абсолютную власть

4) дать для России шанс эволюционирования в сторону конституционной монархии

5) сделать шаг на пути к буржуазной демократии

6. Десятилетнее правление Анны Ивановны характеризуют собирательным термином «бироновщина». Любимец императрицы Э. Бирон стал символом:

1) безудержного произвола

2) бессовестного казнокрадства

3) бессмысленной жестокости

4) верно все указанное

5) засилья иностранцев в России

7. Иван VI на российском престоле находился в ... годах:

1) 1740—1741

2) 1761—1762

3) 1740—1742

4) 1760—1761

5) такого царя вообще не было

8. Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле:

1) в связи с отсутствием наследников-мужчин

2) по устному завещанию Петра II

3) в результате дворцового переворота

4) по требованию участников крестьянского восстания

5) верно все указанное

9. Московские купцы преподнесли Елизавете Петровне крупный алмаз на золотой тарелке и большую сумму денег. Это был знак благодарности за:

1) получение дворянством монопольного права на винокурение

2) снижение пошлин при внешнеторговых операциях

3) отмену в интересах торгующих и купцов внутренних таможенных пошлин

4) предоставление купцам 1-й и 2-й гильдии привилегий, равных дворянским

5) за отмену ограничений при продаже, закладке и других сделках на дворянские имения»

10. Нумизматам известна монета с профилем русской императрицы Елизаветы Петровны и надписью, удостоверяющей, что она «король Пруссии». Нет ли здесь ошибки:

1) это фальшивая монета, которую выпустили в Англии с целью столкнуть Россию с Пруссией

2) монета изготовлена фальшивомонетчиками в ограниченном количестве как коллекционный вариант для нумизматов

3) в 1758 г. русская армия взяла Кенигсберг, и Елизавета Петровна, предполагая присоединить Восточную Пруссию к России, распорядилась отчеканить монету

4) Россия отчеканила монету в честь победы в Семилетней войне, но плодами ее не воспользовалась, ибо пришедший в 1762 г. на российский престол Петр III вернул Пруссии все отвоеванные у нее земли

5) эта монета имела хождение в России лишь с 1758 по 1762 г

11. Высшее научное учреждение — Академия наук открыта в России в ... году:

1) 1725

2) 1724

3) 1726

4) 1727

5) 1730

12. Назовите современников Елизаветы Петровны в Западной Европе (не менее 5).

Наши рекомендации