Тема 13. Внутренняя политика российского самодержавия во второй трети XVIII века
4 ч.
Учебные вопросы:
1. Дворцовые перевороты и роль гвардии.
2. Крестьянский вопрос в русском обществе и политике правительства.
Изучив данную тему, студент должен:
ü Иметь представлениеоб основных тенденциях политического развития России в эпоху «дворцовых переворотов», о причинах политической нестабильности и изменениях в сфере государственного управления.
ü Знатьосновные события эпохи «дворцовых переворотов», политические портреты известных государственных деятелей и носителей верховной власти этого периода, государственную политику в отношении крестьянства.
ü Уметьанализировать разноплановые исторические источники, аргументировано и ясно выстраивать свою позицию, вести научную дискуссию.
ü Владетьнавыками исторической аналитики, быть способным на основе анализа концепций отечественных историков и проблемного подхода преобразовывать информацию в знания.
Методические рекомендации по изучению темы:
Обратите внимание на то, что во второй четверти XVIII века наряду с господствовавшей тенденцией к укреплению абсолютной монархии выявилась и иная тенденция – стремление отдельных групп представителей высшей знати ограничить права носителя верховной власти в свою пользу. Подумайте, почему эти попытки не нашли поддержки в среде дворянства?
Обратите внимание на то, как отечественные исследователи определяют причины столь быстрой смены монархов на российском престоле. Согласны ли вы с точкой зрения ряда историков, утверждавших, что во второй четверти XVIII века наблюдалось не ослабление, а, напротив, усиление абсолютизма, приобретения им большей зрелости в сравнении с предшествующим периодом?
Попробуйте уяснить себе роль гвардии в эпоху дворцовых переворотов. Действительно ли «проблему выбора» решали гвардейские полки?
Характерной чертой послепетровской системы власти стало существование так называемых «советов при особе государя». Подумайте, почему система поручительства строилась на привлечении к управлению людей доверенных и лично преданных монарху.
Обратите внимание на изменения в центральных и местных органах управления. В центре характеристики окажутся проблемы кризиса коллежской системы, ослабление функций Сената, расширение функций губернаторов.
Контрольные вопросы:
1. Назовите отличительные особенности государственного управления в эпоху дворцовых переворотов.
2. С чем связано усиление позиций дворянства в политической жизни страны во второй четверти XVIII века?
3. Существовали ли, на ваш взгляд, альтернативы политического развития России в 30-х гг. XVIII века?
4. Какие перемены произошли в управлении страной в 30-50-х гг. XVIII века?
5. В чем вы видите причины существенной роли гвардии в эпоху дворцовых переворотов?
Тесты:
1. После смерти Петра I фактическим правителем России стал:
1) князь А. Д. Меншиков
2) его последняя жена Екатерина
3) один из князей Долгоруковых
4) один из князей Голицыных
5) генерал-прокурор Сената П. И. Ягужинский
2. Верховный тайный совет с широкими полномочиями, ограничивающими царскую власть, был создан:
1) после стрелецкого бунта 1682 г.
2) в период Семибоярщины
3) после смерти Петра I
4) при подготовке коронации Анны Ивановны
5) на Земском соборе 1598 г., избравшем царем Б. Годунова
3. Петр II находился на российском престоле в ... годах:
1) 1726—1727
2) 1727—1728
3) 1727—1729
4) 1727—1730
5) 1726—1730
4. Один из русских царей увлекался охотой, собаками, кутежами. По свидетельству историка, в это время главным государственным учреждением была псарня. Это был царь:
1) Федор Алексеевич
2) Василий. Шуйский
3) Петр II
4) Петр III
5) Павел I
5. Приглашенной на российский престол племяннице Петра I Анне Ивановне члены Верховного тайного совета направили кондиции (условия), серьезно ограничивающие ее власть. Это была попытка:
1) усилить власть родовитой знати
2) не допустить возможных злоупотреблений со стороны «митавской помещицы» Анны Ивановны
3) ограничить абсолютную власть
4) дать для России шанс эволюционирования в сторону конституционной монархии
5) сделать шаг на пути к буржуазной демократии
6. Десятилетнее правление Анны Ивановны характеризуют собирательным термином «бироновщина». Любимец императрицы Э. Бирон стал символом:
1) безудержного произвола
2) бессовестного казнокрадства
3) бессмысленной жестокости
4) верно все указанное
5) засилья иностранцев в России
7. Иван VI на российском престоле находился в ... годах:
1) 1740—1741
2) 1761—1762
3) 1740—1742
4) 1760—1761
5) такого царя вообще не было
8. Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле:
1) в связи с отсутствием наследников-мужчин
2) по устному завещанию Петра II
3) в результате дворцового переворота
4) по требованию участников крестьянского восстания
5) верно все указанное
9. Московские купцы преподнесли Елизавете Петровне крупный алмаз на золотой тарелке и большую сумму денег. Это был знак благодарности за:
1) получение дворянством монопольного права на винокурение
2) снижение пошлин при внешнеторговых операциях
3) отмену в интересах торгующих и купцов внутренних таможенных пошлин
4) предоставление купцам 1-й и 2-й гильдии привилегий, равных дворянским
5) за отмену ограничений при продаже, закладке и других сделках на дворянские имения»
10. Нумизматам известна монета с профилем русской императрицы Елизаветы Петровны и надписью, удостоверяющей, что она «король Пруссии». Нет ли здесь ошибки:
1) это фальшивая монета, которую выпустили в Англии с целью столкнуть Россию с Пруссией
2) монета изготовлена фальшивомонетчиками в ограниченном количестве как коллекционный вариант для нумизматов
3) в 1758 г. русская армия взяла Кенигсберг, и Елизавета Петровна, предполагая присоединить Восточную Пруссию к России, распорядилась отчеканить монету
4) Россия отчеканила монету в честь победы в Семилетней войне, но плодами ее не воспользовалась, ибо пришедший в 1762 г. на российский престол Петр III вернул Пруссии все отвоеванные у нее земли
5) эта монета имела хождение в России лишь с 1758 по 1762 г
11. Высшее научное учреждение — Академия наук открыта в России в ... году:
1) 1725
2) 1724
3) 1726
4) 1727
5) 1730
12. Назовите современников Елизаветы Петровны в Западной Европе (не менее 5).