Тема 10. Политический кризис в России в последней четверти XVI – начале XVII века. Эпоха Смуты

6 ч.

Учебные вопросы:

1. Внутренняя политика правительства Федора Ивановича и Бориса Годунова.

2. Династический кризис и политическая борьба в конце XVI века.

3. Царствование Лжедмитрия I и Василия Шуйского. Польско-шведская интервенция.

4. I и II Ополчения. Политические итоги Смуты.

5. Русская общественная мысль и публицистика о Смутном времени.

Изучив данную тему, студент должен:

ü Иметь представлениеоб основных процессах политического развития России периода Смуты, формировании центров власти, межсословных противоречиях в эпоху Смутного времени.

ü Знатьэволюцию Государева Двора в царствование Федора Ивановича и Бориса Годунова, варианты решения крестьянского и холопьего вопросов в политике Лжедмитрия I и Василия Шуйского, противоборство казачества и дворянских корпораций, социальный состав и мероприятия I и II Ополчений, политические итоги Смуты, а также отражение событий Смутного времени в русской общественной мысли и публицистике XVI века.

ü Уметьнаучно анализировать социально значимые проблемы и процессы, быть готовым к масштабному использованию знаний, полученных в результате изучения темы в свое профессиональной деятельности; анализировать разнообразные исторические источники; вести научные дискуссии по актуальным и спорным проблемам; быть способным к обобщению и анализу, восприятию значимой информации, постановке целей и выбору путей их достижений.

ü Владетьнавыками исторической аналитики: быть способным на основе исторического анализа преобразовывать информацию в знания, осмысливать процессы, явления и события в России, их взаимосвязи.

Методические рекомендации по изучению темы:

Обратите внимание на проблему кризиса российской государственности на рубеже XVI – XVII веков. В центре характеристики окажутся последствия реформ, опричной политики и неудачи в Ливонской войне. Кризис власти усугубился династическим кризисом, когда в России сложилась ситуация, исключавшая легитимную передачу власти.

Постарайтесь понять, почему острый социальный кризис начала XVII века породил самозванщину. Проследите основные этапы развития самозваной интриги.

Анализируя множественные противоречия эпохи Смуты, обратите внимание на конфликт между казачеством и привилегированным дворянством. Постарайтесь уяснить, почему характер антидворянских движений усиливался, что, в конечном итоге, привело к оценке дворянства как опаснейшего конкурента и врага.

Подумайте, почему Земский Собор 1613 года явился компромиссом наиболее активных политических сил эпохи Смуты. Проследите, как в отечественной исторической науке меняется оценка начала XVII века.

Контрольные вопросы:

1. Какую периодизацию Смутного времени выдвинул С.Ф. Платонов?

2. Как современники оценивали причины Смуты?

3. Назовите причины враждебности Донского и Запорожского казачества Московскому правительству.

4. Проследите усложнение социальной структуры повстанческих сил в ходе Смуты.

5. Какова была крестьянская политика Лжедмитрия I, Василия Шуйского, I и II Ополчений?

Тесты:

1. О ком идет речь в отрывке из документа: «______не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь ______ жив. В простонародье в связи с этим слухом возникли дикие и нелепые мысли»?

2. В отрывке из документа: «Послал царь племянника своего, князя Михаила Скопина, в Новгород, нанять немцев на помощь себе в войне с Литвой. В то же время в псковских пригородах появились крамольные грамоты от вора из-под Москвы на прельщение малодушных, и соблазнились люди, и начали ему крест целовать», – речь идет о действиях царя ­________.

3. Какие иностранные политические силы поддерживали самозванцев в России в начале XVII века:

1) польская шляхта

2) крымский хан

3) Папа Римский

4) немецкие рыцари

5) нет правильного ответа

4. Кто осуществлял открытую военную интервенцию против русского государства в начале XVII века:

1) шведы

2) поляки

3) французы

4) татаро-монголы

5) нет правильного ответа

5. При каком правительстве Россия присягнула польскому королевичу Владиславу и могла потерять национальную независимость:

1) правительстве Шуйского

2) Семибоярщине

3) правительстве Лжедмитрия II

4) Избранной Раде

5) нет правильного ответа

6. Погиб из-за нежелания сотрудничать с польскими интервентами призывавший к борьбе против захватчиков патриарх:

1) Иов

2) Филарет

3) Гермоген

4) Иоанн

5) нет правильного ответа

7. Основу первого ополчения в 1611 году составили:

1) крестьяне и работные люди

2) казаки

3) представители различных сословий

4) дворяне

5) нет правильного ответа

8. В годы Смуты после смерти Шуйского В.И. власть перешла к…

1)"Совету всея земли"

2) "Седьмочисленной комиссии"

3)Боярской думе

4) Избранной Раде

9. К причинам Смутного времени относится:

1)Недовольство крестьян введением рекрутской повинности

2)Пресечение династии Рюриковичей

3) Введение правила Юрьева дня

4)Реформы Избранной рады

10. Восстание 1606-1607 под руководством Болотникова И.И. было подавлено после:

1)Поражения у деревни Котлы

2)Сдачи Тулы

3)Отступления к Калуге

4)Осады Москвы

11. Крестьянской войне свойственно:

1)Военное столкновение с правительственными войсками

2)Стихийность и неорганизованность

3) Сохранение политического и территориального единства страны

4) Отсутствие каких-либо программ

12. Правительство Российского государства, образовавшееся послесвержения царя В.И. Шуйского в 1610, называют:

1) "Семибоярщиной"

2)Верховным тайным советом

3)Советом всея земли

4)Боярской думой.

13. Временный орган власти, созданный Вторым ополчением в годы Смуты:

1) Семибоярщина

2) Избранная рада

3) "Совет всея земли"

4) Верховный тайный совет.

14. Одним из центров борьбы Лжедмитрия II стал монастырь…

1) Донской

2) Смоленский

3) Троице-Сергиев

4) Новодевичий

15. Назовите современников В. И. Шуйского в Западной Европе (не менее 3).

Тема 11. Оформление общегосударственного режима крепостного права. Соборное Уложение 1649 г.

4 ч.

Учебные вопросы:

1. Переход от сословного представительства к абсолютизму.

2. Соборное Уложение 1649 г. как исторический источник.

3. Антикрепостнические народные движения в XVII в.

4. Церковно-государственные отношения в середине XVII в. Церковный раскол.

Изучив данную тему, студент должен:

ü Иметь представлениеоб основных процессах эволюции государственного строя в России в XVII столетии. Формирование институтов абсолютизма, усилении соперничества светской власти с властью церковной.

ü Знатьэтапы государственного строительства и деятельности органов государственного управления, процесс зарождения институтов абсолютизма в системе государственного управления и усиления его бюрократизации, эволюцию законодательства, регламентировавшего все основные стороны жизни и деятельности русского общества, антикрепостнические движения народных масс.

ü Уметьанализировать исторические источники – законодательные, делопроизводственные, литературно-публицистические, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию при анализе различных историографических концепций, посвященных событиям изучаемой эпохи, выступать публично и вести научную дискуссию, быть способным к обобщению и анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ü Владетьнавыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления изучаемого периода.

Методические рекомендации по изучению темы:

Обратите внимание на проблему эволюции государственного строя в XVII столетии. В центре изучения окажутся вопросы, связанные с восстановлением после Смутного времени сословно-представительной монархии, опиравшейся на Земские соборы и Боярскую Думу. Постарайтесь определить характер решаемых на Соборах вопросов, а также проекты реформирования Земских Соборов с целью совершенствования выборного представительства.

Переход России к абсолютизму прослеживался в разных сферах политической жизни. Обратите внимание на эволюцию состава Боярской Думы и изменение ее роли в государственном управлении, укреплении приказной системы и введение новшеств в ее структуре, рост влияния «беспородных людей».

Подумайте, почему переход к абсолютизму невозможен без сокрушительного удара по притязаниям Церкви на власть. Попробуйте уяснить себе сущность споров между Никоном и Аввакумом и их сторонниками, а затем и столкновения Никона и Алексея Михайловича, последствиями которых стали церковные реформы, уничтожившие церковно-приходскую автономию.

Контрольные вопросы:

1. Какое влияние показало Смутное время на государственное устройство России?

2. Перечислите признаки новой абсолютистской власти, зарождавшейся в государственном управлении России XVII в.

3. Почему XVII век стал временем расцвета и падения приказной системы?

4. Какие факторы обусловили неизбежность реформ центрального управления и ликвидации приказной системы?

5. Какую периодизацию абсолютизма предложили советские историки в фундаментальном труде «Абсолютизм в России»?

Тесты:

1. За исправление церковных книг по греческим образцам в середине XVII в. выступил

1) Аввакум 2) Никон 3) Иов 4) Филарет

2. Что из названного относится к причинам городских восстаний середины XVII в.?

1) ослабление протекционистских мер
2) денежная реформа, введение в оборот бумажных денег
3) введение подушной подати
4) широкое распространение взяточничества, волокиты в гос. учреждениях

3. Что из названного относится к результатам и последствиям церковных реформ середины XVII в.?

1) упразднение патриаршества 3) исправление церковных книг
2) раскол церкви 4) подчинение церкви государству

4. Установите соответствие между законодательными актами и соответствующими их принятию столетиями.

1) Судебник Ивана III А) XI век
2) Русская Правда Б) XIV век
3) Соборное уложение В) XV век
4) указ о «заповедных годах» Г) XVI век
  Д) XVII век

5. Какое из названных событий относится ко второй половине XVII в.?

1) учреждение патриаршества 3) церковный раскол
2) борьба иосифлян и нестяжателей 4) учреждение Святейшего Синода

6. Об обмирщении культуры XVII в. свидетельствует

1) появление профессионального театра
2) переход на новое летоисчисление
3) начало книгопечатания
4) создание Славяно-греко-латинской академии

7. Военные полки, созданные на основе принудительного набора, обеспеченные единообразным вооружением и обученные военному делу, в XVII в. назывались

1) наемными 3) дворянским ополчением
2) рекрутскими 4) полками нового строя

8. В результате лишения в XVII в. патриарха Никона сана

1) в России ликвидировалось патриаршество
2) церковь отделялась от государства
3) начался церковный раскол
4) укрепилась самодержавная власть царя

9. В 1654 г. произошло событие

1) избрание Михаила Федоровича на царствие
2) начало правления Петра I
3) окончание Ливонской войны
4) присоединение Левобережной Украины к России

10. Окончательное юридическое закрепощение крестьян произошло в … году.

1) 1612 2) 1645 3) 1649 4) 1667

11. Восстание под предводительством С. Разина происходило в … годы.

1) 1606-1607 2) 1648-1650 3) 1667-1671 4) 1707-1708

12. Утверждение «Священство выше царства» связано с …

1) борьбой иосифлян и нестяжателей

2) конфликтом Алексея Михайловича и патриарха Никона

3) реформами Избранной Рады

4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVII века

13. Что было одной из причин городских восстаний?

1) недовольство городских низов деятельностью приказной системы

2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

3) преследование старообрядцев

4) введение в городах цехов и гильдий

14. Кто является автором сочинения «О России в царствование Алексея Михайловича»?

1) Н.П. Павлов-Сильванский

2) А.Л. Ордин-Нащокин

3) П.Н. Милюков

4) Г.К. Катошихин

15. Какой приказ являлся личной канцелярией Алексея Михайловича с всеобъемлющими контрольными функциями?

1) Поместный приказ

2) Приказ Тайных дел

3) Счетный приказ

4) Приказ Большой казны

Тема 12. Россия в период петровских преобразований.

4 ч.

Учебные вопросы:

1. Преобразование центрального государственного аппарата и местного административно-территориального управления.

2. Сословная политика Петра I и утверждение политических принципов абсолютизма.

3. Военные реформы Петра I. Роль армии в государственном управлении.

4. Экономическая политика в первой четверти XVIII века.

Изучив данную тему, студент должен:

ü Иметь представлениеоб эволюции самодержавия и крепостничества в период позднего феодализма, реформировании государственного управления, его невиданной централизации и бюрократизации, основных направлениях экономической политики Петра I.

ü Знатьосновные этапы реформирования высших, центральных и местных органов власти, формирования нового государственного аппарата, характерные черты и особенности российского абсолютизма, содержание и значение военных реформ, эффективность экономической политики в первой четверти XVIII века.

ü Уметьанализировать разноплановые исторические источники – документальные, законодательные, мемуарная литература, быть способным к обобщению и анализу, восприятию информации, научно анализировать социально значимые проблемы и процессы.

ü Владетьнавыками исторической аналитики: на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России в их динамике и взаимосвязи.

Методические рекомендации по изучению темы:

При изучении данной темы обратите внимание на реформирование системы государственного управления Петром I. Абсолютистское государство стремилось регламентировать все стороны жизни общества, подчинить их влиянию власти. Проследите основные этапы реформирования сферы управления – упразднение Боярской Думы, создание Сената, реформу местного управления, создание коллегий. Попробуйте понять, почему за образец создания системы центрального управления была выбрана шведская система.

За годы правления Петра I оформление абсолютизма завершилось. Выделите сущностные черты российского абсолютизма. Подумайте, в каких документах была закреплена абсолютная власть российского монарха.

Обратите внимание на то, как в российской исторической науке оценивают методы и результаты деятельности Петра Великого. Согласны ли вы с мнением ряда отечественных историков, утверждающих, что преобразования первой четверти XVIII века были ярким примером радикальных реформ, проведенных без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества.

Обратите внимание на новые понятия: «регулярное государство», «меркантилизм», «патернализм», «магистрат», «ратуша», «податное сословие», «рекрутские наборы».

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины и предпосылки преобразований Петра I?

2. В чем заключались принципиальные различия коллегиальной системы управления от приказной?

3. Какие проблемы и противоречия в развитии России того времени были порождены петровской политикой модернизации?

4. Назовите основные черты экономического развития России в первой четверти XVIII века.

5. Какое влияние оказывали реформы Петра I на образ жизни и сознание различных социальных групп?

Тесты:

1. Россия стала империей:

1) в 1613 г., когда на троне утвердилась династия Романовых

2) с 1654 г., после воссоединения Украины и России

3) после 1 января 1700 г., когда празднование Нового года было перенесено с 1 сентября на 1 января и приурочено к провозглашению России империей

4) после заключения Ништадтского мира, когда Петр I в 1721 г. был провозглашен императором

5) с 1547 г., когда митрополит Макарий разработал специальный ритуал венчания Ивана IV на русский трон

2. Эпоха Петра I характеризуется строительством большого числа новых мануфактур. За первую четверть XVIII в. их было построено:

1) около 20

2) более 30

3) до 300

4) до 200

5) до 2000

3. В первой четверти XVIII в. возникли доменные и металлообрабатывающие заводы:

1) на Урале

2) в Карелии

3) близ Тулы

4) верно 1 и 3

5) верно все указанное

4. Развитие мануфактур в XVIII в. потребовало большого числа наемных работников. Ими становились:

1) посадские ремесленники

2) дети солдат и матросов

3) свободные крестьяне

4) верно 1 и 2

5) верно все указанное

5. В XVIII в. появился термин «посессионные крестьяне». Так называли:

1) крестьян, переведенных помещиками на денежный оброк

2) свободных крестьян, которые работали на мануфактурах и сохраняли свой надел земли

3) крепостных крестьян, купленных для работы на мануфактурах

4) крестьян, которые были направлены для работы на заводы без права иметь семью

5) черносошных крестьян, которые были «приписаны» (по сути, закабалены) к мануфактурам

6. При Петре I заметно оживилась внешняя торговля, в основу которой была положена политик меркантилизма. Суть этой политики заключилась:

1) во введении повышенных пошлин на импортные товары, которые конкурируют на внутреннем рынке с российскими

2) в превышении экспорта над импортом

3) в поддержке русской промышленности и ослаблении ее зависимости от иностранных коммерсантов

4) верно лишь 1 и 2

5) верно все указанное

7. В 1711 г. в России был создан Сенат. Он являлся:

1) высшим законодательным органом страны

2) высшим распорядительным и исполнительным органом

3) высшим органом политического сыска

4) верно 1, 2 и 3

5) верно 1 и 2

8. Одну из вновь введенных должностей Петр I метко назвал «оком государевым». Это должность:

1) обер-прокурора Синода

2) президента Юстиц-коллегии

3) генерал-прокурора

4) президента Ревизион-коллегии

5) сенатора

9. Вместо громоздкой системы приказов в первой четверти XVIII в. была создана система коллегий. Их число было доведено до:

1) 50

2) 12

3) 8

4) 13

5) 15

10. С упразднением приказов ведомство финансов страны было сосредоточено в:

1) Камер-коллегии

2) Штате-коллегии

3) Ревизион-коллегии

4) во всех указанных

4) верно 2 и 3

11. Вместо Преображенского приказа была создана Тайная канцелярия. Исполнять функции политического сыска она начала с дела:

1) сына Петра I царевича Алексея

2) атамана К. А. Булавина

3) купца Якова Носова, участника Астраханского восстания

4) атамана Игната Некрасова

5) всех указанных

12. Указ о разделении России на восемь губерний был подписан в ... году:

1) 1707

2) 1708

3) 1709

4) 1719

5) 1711

13. После окончания Северной войны была проведена городская реформа. На местах учредили городские магистраты, в которых ведущая роль принадлежала:

1) местному боярству

2) дворянству

3) верхам посада

4) купечеству

5) полицейским и священнослужителям

Наши рекомендации