Социальные субъекты политической деятельности.

Предисловие.

Политические изменения, происходящие в обществе, нередко сопровождаются определенной трансформацией жизни людей, их идеалов, ценностей, мировоззренческих устоев. Духовное и интеллектуальное возрождение российского общества требует обращения к лучшим традициям мирового и отечественного гуманитарного знания и усвоения всего ценного, что создано политической наукой. Об этом свидетельствует стремительный процесс институализации политологии как учебной и научной дисциплины. Изучение результатов этого процесса - дело будущего, но уже сейчас очевидно, что без политологии как фундаментальной отрасли научного знания формирование в России, адекватной типу общества политической системы и основ политического образования, будет достаточно затруднено.

Политическое знание в любой своей форме не может развиваться вне определенного культурного контекста, поэтому оно занимает важное место в интеллектуальном и нравственном развитии личности. Изучение курса политологии должно способствовать повышению политической социализации студента, их активному участию в политической жизни. Важно не только наблюдать политические процессы, явления, события, но и разбираться в их причинах, делать соответствующие выводы. Решение этих задач предполагает внедрение новых образовательных технологий, организационных и методических форм обучения.

Данная работа ставит своей задачей систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения курса политологии, сосредоточить внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях.

Методический материал состоит из восьми тем, представленных схематически. Каждая тема включает от двух до пяти схем. Перед темой дается краткая аннотация: основные вводимые понятия и наиболее важные положения, на которые стоит обратить особое внимание. После окончания темы предлагаются контрольные вопросы, ответы на которые помогут в освоении курса.

Представленная тематика рефератов позволит студенту выбрать наиболее интересную тему для написания основной самостоятельной работы студента, а также для докладов или сообщений. При их написании следует использовать информацию из таких периодических изданий, как «Вестник РУДН», «Политология», «Политический журнал», «Политический класс», «Теория и история», «Социология власти», «Власть», «Полис», «Российская газета» и т. д. Рекомендуемая литература призвана оказать максимальную помощь студентам при самостоятельной подготовке к занятиям и освоении в целом весьма актуального учебного курса.

1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

План

1.1. Возникновение и развитие политической науки.

1.2. Предмет, метод и основные функции политологии.

1.3. Политика как социальное явление.

1.4. Происхождение политики.

1.5. Структурные элементы политики.

1.6. Функции политики.

Основные понятия: политология, политологические школы, объект и предмет политологии, методы политологических исследований, политика, структурные элементы политики.

Первая тема освещает, где и когда зародилась политическая мысль, вследствие чего возникла политология, как шло становление и развитие политической науки, что такое политика, с чем связано возникновение политических отношений, какие элементы включает в себя политика, какую роль в обществе политика выполняет.

В разделе 1.1 рассматриваются основные политологические школы: европейская и американская, определяется, когда завершается процесс выделения политологии в самостоятельную дисциплину.

Следует обратить внимание на то, что политическая мысль зародилась в странах Древнего Востока. Формирование же политической науки происходило в Древней Греции с развитием античной демократии. Различие европейской и американской политологических школ заключается в разных подходах к определению политологии.

В разделе 1.2 вводится понятие политологии, показано, какие из общих методов используются в политологии, в чем заключаются функции политологии. Необходимо понять, что предметом политологии являются закономерности становления и развития политической власти, а объектом политологии выступает политика.

В разделе 1.3 вводится понятие «политика», выделяется смысл этого термина и рассматриваются уровни знаний о политике. Основная мысль раздела заключается в том, что центральной категорией политики является власть.

В разделе 1.4 рассматривается происхождение политики, связанное с возникновением частной собственности.

Раздел 1.5 посвящен выявлению основных элементов политики, поэтому важно знать, что включает в себя политика и как деятельность, и как сфера общественной жизни.

В разделе 1.6 показаны основные функции политики, раскрывающие ее роль и место в обществе.

1.1. Возникновение и развитие политической науки



1.2. Предмет, метод и основные функции политологии


Нормативно-ценностный, согласно которому политические отношения рас­сматриваются с точки зрения их соответствия нормам морали, справедливо­сти, общего блага  

 
 

Функции политологии

 
 


Теоретико-позна­вательная — вы­явление природы властных отно­шений, накопле­ние знаний о по­литических явле­ниях   Практическая - использование научных выводов в политической практике Прогностическая - заблаговременное определение эффек­тивности предпола­гаемых политиче­ских решений Культурная - получение знаний о том, как форми­руется власть, каковы принципы взаимоотношений государства и общества

1.3. Политика как социальное явление  

1. 4. Происхождение политики

1.5. Структурные элементы политики


1.6. Функции политики

Контрольные вопросы и задания.

1. Где и когда зародилась политическая мысль:

а) в Древней Греции;

б) в Древнем Риме;

в) в странах Древнего Востока?

2. Из какой науки выделилась политология:

а) из истории;

б) из философии;

в) из социологии?

3. Когда завершился процесс выделения политологии в самостоятельную дисциплину и с чем это связано:

а) в 380-310 до н.э. в связи освобождением политических взглядов от мифологической формы;

б) в 1050 г. при усилении роли религии и государства в политике;

в) в 1500 г. в связи с развитием гуманистических начал в политической теории;

г) в 1949 г. в связи с образованием Международной ассоциации политической науки?

4. Что изучает теоретическая и прикладная политология:

а) политическую власть;

б) технологии избирательных процессов;

в) историю политических учений;

г) стратегию выработки и принятия политических решений?

5. Что является предметом политической науки:

а) общество в целом;

б) политические отношения;

в) политическая власть;

г) типы социальных действий?

6. Что является объектом политологии:

а) социальные конфликты.

б) политическая власть;

в) права человека;

г) политические институты?

7. Какие определения понятия «политика» вы считаете правильными и достаточными:

а) правовое регулирование совместной жизни людей;

б) взаимоотношение людей в обществе по поводу власти;

в) деятельность по согласованию частных интересов граждан;

г) подчинение воли одних людей воле других?

8. Когда возникла политика как социальное явление и как научное понятие:

а) в первобытнообщинном строе;

б) в рабовладельческом;

в) в феодальном;

г) в капиталистическом?

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

План

2.1. Власть как социальное явление.

2.2. Виды, типы и ветви власти.

2.3. Особенности политической власти.

2.4. Ресурсы, источники и назначение власти.

Основные понятия: власть, политическая власть, легитимность власти, виды, типы и ветви власти, ресурсы и источники власти.

Данная тема посвящена изучению основной категории политики - власти.

В разделе 2.1 вводится понятие власти, определяются условия для возникновения властных отношений, выделяются признаки власти. Важно попять, что власть возникает на самых ранних этапах развития общества. Проявлялась она в способности и возможности отдельных индивидов оказывать влияние на деятельность и поведение других, что было необходимо для управления обществом. Такая власть имеет социальный характер, но не политический. С появлением частной собственности возникают политические отношения, и власть приобретает политический характер. Таким образом, власть и политика возникают на разных этапах развития общества: власть - на первобытном, а политика - на рабовладельческом этапе.

Основным моментом раздела 2.2 является выделение видов, типов и ветвей власти. При этом следует понять, что относится к видам власти, что к типам и что к ветвям.

В разделе 2.3 вводится определение политической власти, и выявляются ее основные отличия от остальных видов. Здесь стоит обратить внимание на различие легальности и легитимности власти, поскольку легальность власти означает ее опору на закон, а легитимность - проявление готовности 1раждан подчиняться воле руководителей, признание значимости их власти.

В разделе 2.4 рассматриваются источники, ресурсы и назначение власти. Важно знать, что источники власти - это то, на основе чего власть возникает, а ресурсы - это средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в целях субъекта. При изучении назначения политической власти выясняется, какова ее роль в обществе.

Основной вывод по данной теме: власть существует в любом устойчивом объединении людей.

2.1. Власть как социальное явление.

Виды, типы и ветви власти

 
 

2.3. Особенности политической власти

2.4. Ресурсы, источники и назначение власти

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Что такое власть:

а) сфера проявления классовых интересов и классовой борьбы;

б) деятельность по согласованию частных интересов граждан;

в) система механизмов выработки общих целей и социальных идеалов;

г) подчинение воли одних людей воле других;

д) ограничение прав личности с целью сохранения целостности социальной системы?

2. Что необходимо для возникновения властных отношений (условия):

а) группа индивидов;

б) неравенство между ними;

в) противоположность интересов?

3. На каких источниках основывается:

а) власть вознаграждения;

б) власть принуждения;

в) нормативная власть;

г) власть знатока.

4. На каком этапе развития общества возникают властные отношения:

а) в первобытнообщинном строе;

б) в рабовладельческом;

в) в феодальном;

г) в капиталистическом?

5. В каком возрасте человек сталкивается с проявлением властных отношений:

а) в раннем детстве;

б) с 16-18 лет;

в) после устройства на работу;

г) в предпенсионном?

6. Назовите виды, типы и ветви власти:

а) интегральная, харизматическая, власть взаимодействия;

б) законодательная, исполнительная, судебная;

в) экономическая, политическая, социальная, информационная.

7. Под «легитимностью власти» в политологии понимается:

а) передача власти от одного ее субьекта к другому;

б) навязывание взглядов, политических установок одним субъектом другому;

в) проявление готовности граждан подчиняться воле руководителей, признание значительности их власти;

г) характер политического лидерства.

8. Насилие, принуждение, убеждение, поощрение - это...

а) источники власти;

б) средства власти;

в) методы власти;

г) ресурсы власти.

 

Социальные субъекты политической деятельности.

План:

3.1. Классификация субъектов политики.

3.2. Сущность элит и причины элитарности общества.

3.3. Классические теории элит.

3.4. Политическое лидерство.

Основные понятия: субъект политики, политическая субъективность, элита, теории элит, элитарность общества, лидерство, политическое лидерство.

3.1. Классификация субъектов политики.

3.2. Сущность элит и причины элитарности общества.

3.3. Классические теории элит.


3.4. Политическое лидерство.

Типы лидеров и стили лидерства (типология М.Вебера)

           
     
 
 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие из нижеперечисленных объектов относятся к социальным субъектам политики:

а) судебные органы власти;

б) профсоюзы;

в) политические партии;

г) предпринимательские организации;

д) политические элиты?

2. К первичным субъектам политики относятся:

а)государство;

б) политические партии;

в) личность;

г) этнические группы.

3. Какое из приведенных ниже определений элиты является верным:

а) руководство политической партии;

б) правовая норма, определяющая положение человека в государстве;

в) высшие привилегированные группы, слои, осуществляющие функции управления;

г) засилье государства во всех сферах жизни общества?

4. В чем заключаются причины элитарности общества:

а) в неравенстве между людьми;

б) в экономической необходимости;

в) в стремлении к власти?

5. В каком обществе существует элита:

а) в социально дифференцированном;

б) в демократическом;

в) в социально однородном?

6. Назовите основоположников классических теорий элит:

а) Т. Гоббс, Дж. Локк, III. Монтескье;

б) Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс;

г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

7. Что показали классические концепции элит:

а) возможность разделения общества на элиту и массы;

б) возможность отождествления элиты и массы;

в) неизбежность отождествления элиты и массы;

г) неизбежность разделения общества на элиту и массу?

8. К какому типу лидерства можно отнести тех, о ком говорят:

а) «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решает»;

б) «Талант руководителя зависит от его способности использовать интеллектуальный и организационный потенциал своих помощников без боязни потерять собственный авторитет»;

в) «Настоящий лидер всегда оставляет за собой право принять окончательное решение независимо от того, насколько он профессионально и глубоко знает обсуждаемый вопрос».

Наши рекомендации