Глава 8. русская империя в xviii в. 6 страница
— в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;
— с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности, — «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;
— для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; подушная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введен налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на помещиков.
Реформы М. М. Сперанского расширяли возможности буржуазии, несколько ограничивали власть царя. Чиновничество и придворные были им недовольны, называли выскочкой, добились того, чтобы его имя стали связывать с государственной изменой. М. М. Сперанского обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и сослали в Нижний Новгород. До 1821 г. он был отстранен от большой политики и вернулся к ней совсем иным человеком, считая свою прошлую деятельность ошибочной и утверждая, что Россия не созрела для перемен. К этому времени М. М. Сперанский оставил свои конституционные проекты и стал защитником неограниченной монархии.
Практически одновременно с возвышением М. М. Сперанского в ближайшем окружении императора появился А. А. Аракчеев (1769—1834), генерал от артиллерии (1807), в 1808—1810 гг. военный министр, с 1810 г. — председатель Департамента военных дел Государственного совета. С 1815 г. фактически сосредоточил в своих руках руководство Государственным советом, Кабинетом министров и Собственной его императорского величества канцелярией; был единственным докладчиком царю по большинству ведомств (в том числе Синода). Проводил политику грубой военной дисциплины, однако по плану освобождения крестьян, написанному им по приказу царя, бывшие крепостные получали вместе со свободой земельные наделы гораздо
большие, чем по плану декабристов (Н. А. Бенедиктов). Несмотря на это, для современников, сторонников либеральных идей, Аракчеев был воплощением реакции. Известна эпиграмма А. С. Пушкина об Аракчееве: «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель... Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести...» После смерти Александра I сохранил за собой только пост главного начальника военных поселений.
Военные поселения — особая организация войск в России в 1810—1857 гг., при которой государственные крестьяне, зачисленные в военные поселенцы, совмещали службу с занятиями сельским хозяйством. Фактически поселенцы дважды закрепощались — как крестьяне и как солдаты. Военные поселения были введены Александром I в целях формирования особой военной касты, оторванной от народа, способной вести борьбу с освободительным движением, а также в целях создания (без увеличения расходов на армию) резерва обученных войск. Первое опытное ополчение было создано в 1810 г. в Климовичском уезде Могилевской губернии, с 1816 г. введено в широких масштабах.
Поселенные войска формировались из женатых солдат и местных жителей — мужчин в возрасте от 18 до 45 лет, имевших собственное хозяйство. Дети военных поселенцев с семилетнего возраста зачислялись в кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. Прикрепленных к земле крестьян одели в военную форму, поставили под ежечасный мелочный надзор начальников; фактически лишили детей, сделав из них маленьких солдат; дочерей выдавали замуж по указанию начальников. За минимальные проступки жестоко наказывали.
Период царствования Александра 1с 1816 по 1825 г. в отечественной исторической науке получил название аракчеевщина. Однако это название, по мнению JI. М. Ляшенко, отражает, притом не очень точно, лишь внешний облик времени. А. А. Аракчеев никогда не был и не мог быть «злым гением» императора, человеком, имевшим голос при принятии того или иного решения. Он оставался при любых обстоятельствах нерассуждающим исполнителем замыслов Александра I, его пунктуальным и незаменимым помощником. Граф был честен (не присвоил ни одного рубля из огромных средств, отпущенных на организацию военных поселений) и скромен (не раз отказывался от незаслуженных орденов, предпочитая личные знаки внимания: миниатюрный портрет императора он всегда носил на шее).
Наступление периода аракчеевщины, вероятно, следует связывать не только с периодом организации военных поселений, но и с периодом 1821— 1822 гг., когда Александр I, окончательно разочарованный во всех своих начинаниях, отдалился от государственных дел.
Неурядицы и тупики в общественной жизни соединялись с личными потрясениями и драмами Александра I. В 1818 г. после простуды скончалась в совсем еще молодом возрасте его любимая сестра Екатерина Павловна. Затем Александр I пережил еще один удар: в возрасте шестнадцати лет совершенно неожиданно скончалась его любимая дочь Софья, его единственный оставшийся в живых ребенок. Затем с небольшими промежутками следует страшный пожар в Царскосельском дворце и печально знаменитое наводне-
ние в Петербурге (ноябрь 1824 г.), принесшее много жертв. Начинается поворот Александра к религиозности, а позднее — к мистицизму.
В этот период времени управление страной легло на Кабинет министров, а точнее на А. А. Аракчеева, в канцелярии которого для императора составлялись еженедельные отчеты из министерских докладов. Обстоятельства, и ничего более, сделали А. А. Аракчеева «теневым премьер-министром» России. Легенда о его всесилии родилась позже.
При всей сложности и противоречивости личности Александра I и проводимой им политики исследователь В. В. Тот считает, что трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные реформы, основой которых должна была стать дарованная Конституция и отмена крепостного права (в качестве подготовки осуществления этих мероприятий в России Александр I в 1815 г. подписал Конституцию Польши; была попытка освобождения крестьян от крепостного права в 1817 г. в Курляндии, а в 1819 г. в Лифляндской губернии). Почему же Александр I не осуществил своих планов? Для объяснения причин неудач правительственных реформ первой четверти XIX в. учеными выдвигаются различные версии (В. В. Тот, Л. М. Ляшенко, Г. И. Чулков).
1. Говоря о преобразованиях в России, сам Александр ставил трудновыполнимые цели, желал достичь невозможного. Думая о серьезных реформах в стране, он хотел оставить неизменной собственную власть, источник бесправия не только крестьян, но и всех слоев России.
2. Момент для преобразований был выбран неудачно. В первой четверти столетия страна переживала экономический подъем. Победа над Наполеоном вознесла ее к вершинам европейской славы. Для подавляющей части «верхов», для дворянства было абсолютно непонятно, почему освободительница Европы должна резко менять социально-экономические и политические порядки, «подстраиваясь» под побежденных ею противников.
3. Император не нашел в России никакой серьезной поддержки своим замыслам. Даже в семье звучали голоса протеста (матери, братьев) против преобразований, а то и грозные напоминания о печальной судьбе императора Павла I, погибшего потому, что не хотел прислушаться к высшим бюрократическим и военным кругам. Еще раз сработало афористично сформулированное французской писательницей Жерменой де Сталь правило: «Форма правления в России — это самовластие, ограниченное удавкой».
4. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. Не встретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными.
5. В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.
6. Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобразований, отсутствие социальной базы реформ в конечном счете могли привести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.
В целом в основе консервативной политики Александра 1 лежал целый комплекс причин как общественного, так и личностного характера.
Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий. Декабристы — принятое в исторической и мемуарной литературе название участников тайных обществ 1-й половины 1820-х гг., организовавших 14 декабря 1825 г. (отсюда — декабристы) первое вооруженное выступление против самодержавия.
Декабристы — представители крайне левого крыла дворянской оппозиции самодержавию, объединявшего часть дворянской (главным образом военной) молодежи.
Источники идеологии декабристов:
— идеи французских просветителей XVIII в.;
— влияние произведений российских вольнодумцев 2-й половины XVIII в. (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков);
— своеобразный «дух свободомыслия», господствовавший в начале XIX в. в Московском университете и Царскосельском лицее, где учились некоторые будущие декабристы;
— реформаторские планы начала царствования императора Александра I и разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате их реализации.
Политической школой для декабристов стали Отечественная война 1812 г. (115 будущих декабристов — ее участники) и заграничные походы русской армии 1813—1815 гг., во время которых они познакомились с социально-политическими изменениями, происходившими в Европе в результате французской революции конца XVIII в. и последующих войн.
Большое влияние на идеологию и тактику декабристов оказали масонство (все лидеры движения и многие рядовые декабристы были участниками масонских лож), а также опыт тайных обществ, созданных в европейских странах для борьбы с наполеоновской оккупацией, позже — итальянских карбонариев и испанских заговорщиков начала 1820-х гг.
Декабристы были убеждены, что главным препятствием дальнейшему развитию страны являются самодержавие и крепостничество, ликвидация их — насущная задача движения. С момента зарождения в среде декабристов прослеживается два течения: часть его участников выступала сторонниками мирного, реформаторского пути преобразования общества, другая — проповедовала необходимость «решительных мер» в борьбе за реализацию своих идей и планов.
В 1814—1815 гг. в среде гвардейских офицеров возникли первые дружеские кружки («артели»), послужившие вскоре ядром для создания тайного общества. Первое преддекабристское тайное общество носило название «Орден русских рыцарей» (создан М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамонтовым). В 1816 г. было создано тайное общество «Союз спасения», а в 1818 г. — «Союз благоденствия».
В марте 1821 г. оформляется Южное общество на Украине (руководитель Я. И. Пестель). Позже в Петербурге оформилось Северное общество (во главе
с Н. М. Муравьевым). Оба общества активно привлекали новых членов, разрабатывали и обсуждали проекты программных документов (южане — «Русскую правду», северяне — «Конституцию»), а также планы совместного выступления.
Основные положения «Русской правды» П. И. Пестеля.
1. Отмена крепостного права немедленно и без выкупа. Освобождение крестьян объявлялось «священнейшей и непременнейшей обязанностью» временного правительства. Крестьяне освобождались с землей.
2. Отмена самодержавия, «тирании». Россия становилась единой неделимой республикой с однопалатным парламентом.
3. Законодательная власть: народное вече — однопалатный парламент, обладающий всей полнотой законодательной власти в стране.
4. Исполнительная власть — Державная дума, состоит из 5 членов, избираемых на 5 лет, каждый из членов — президент в течение года.
5. Свобода слова, печати, собраний, передвижений, выбора занятий, вероисповедания, равный суд, отмена сословий.
6. Равные выборы для мужчин без всяких цензов.
7. Демократический строй распространяется по всей территории и на все народы России, но право на отделение от России народам не дается.
8. Для решения аграрного вопроса предполагалось разделить всю землю на две равные части: а) общественный фонд, где земля не продавалась и не покупалась; б) частный фонд — земля помещиков и земля крестьян, которую можно было покупать, продавать, сдавать в аренду, дарить и т. д. Никакого выкупа земли крестьянами не предусматривалось.
9. Поощрение промышленности, ремесел, торговли; отмена цехов, гильдий, монополий.
Основные положения «Конституции» Н. М. Муравьева.
Крепостное право безоговорочно отменялось, крестьяне получали личную свободу и сохраняли право на приусадебный участок и еще 2 десятины на двор.
Самодержавие отменялось, Россия становилась конституционной монархией.
Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту — народному вече.
Исполнительная власть — императору, получавшему от государства большое жалованье. Император обладал большими правами: запрещающее вето, назначение министров, командование армией, флотом и др.
Сословия все отменялись; равенство всех граждан перед законом, равный для всех суд, свобода слова, печати, собраний, вероисповедания и т. д.
Выборы — ограниченные, многоступенчатые, с высоким имущественным цензом.
Территория России делилась на 15 федеративных единиц («держав» или областей).
Помещичье землевладение сохранялось полностью. Крестьяне земли не получали.
Внезапная смерть императора Александра I в Таганроге в ноябре 1825 г. и возникшее междуцарствие 1825 г. создали обстановку, которой декабристы решили воспользоваться для немедленного выступления (кроме того, в июле—ноябре 1925 г. правительство получило серию доносов о деятельности декабристов, и на Юге начались аресты).
Члены Северного общества решили поднять восстание в Петербурге (в день присяги императора Николая I). В этот день декабристы сумели вывести на Сенатскую площадь свыше 3 тыс. солдат и матросов. Однако пассивная тактика восставших позволила властям стянуть к площади верные правительству войска (до 12 тыс. человек, с артиллерией) и блокировать восставших; с наступлением сумерек их каре было рассеяно артиллерийским огнем. В тот же день начались аресты участников выступления.
Восстание Черниговского полка 29 декабря 1825 г. в районе Белой Церкви (Украина) также закончилось неудачно.
Правительство расправилось с восставшими: 5 человек были повешены (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский). Более 100 человек было отправлено в ссылку и на каторгу в Сибирь; многие подверглись разжалованиям и высланы в штрафные батальоны. На поселении в Сибири декабристы организовывали школы, занимались частной педагогической деятельностью, научными (в том числе краеведческими) исследованиями, пользовались большим моральным авторитетом в Сибирском обществе.
Манифестом от 26 августа 1856 г. оставшиеся в живых декабристы были амнистированы: им было дозволено вернуться в Европейскую Россию (без права жительства в столицах). Несмотря на преклонный возраст и перенесенные испытания, многие декабристы активно включились в общественную жизнь, внимательно и с сочувствием следили за ходом подготовки крестьянской реформы 1861 г.
Причины поражения восставших.
Главную опору декабристы видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей опыт успешных дворцовых переворотов XVIII—начала XIX в.
Малочисленность движения.
Отсутствие единства в рядах восставших и в их программных документах.
Пассивная тактика в период восстания.
Ставка на заговор и военный переворот.
Слабость пропагандистской деятельности.
Недостаточная подготовленность общества к преобразованиям.
Однако движение декабристов стало значительным событием в русской истории. Они разработали первые революционные программы и план будущего переустройства общества. Впервые была совершена попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.
Россия в эпоху правления Николая I. Консервативная модернизация империи. Восстание декабристов привело к открытому противостоянию власти
и духовной элиты общества, а его поражение — к возрождению идеи полновластия царя, отказу от сотрудничества самодержавия и общества, характерной для начала царствования Александра I. Вместе с тем впервые с допетровских времен правительство Николая стремилось открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия. Это было связано с утверждением в Европе (после поражения Великой французской революции) идеологии романтизма, идеализировавшей народные традиции как основу преемственности исторического процесса, предпосылку стабилизации монархического государственного строя (И. Н. Ионов).
Идеалу либеральной политики начала прошлого царствования был противопоставлен попечительный и охранительный идеал надзора власти за общественными силами и заботы царя о народе. Для проведения его в жизнь была использована созданная еще в 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия, значительно расширенная в 1826 г. Фактически с середины 20-х гг. XIX в. она становится органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Структура канцелярии соответствовала ее функциям и усложнялась параллельно с их расширением. В ее составе было шесть отделений.
I отделение было образовано в 1826 г. Его задача определялась как контроль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников министерств. Это отделение занималось также назначением и увольнением высших чиновников.
Цель II отделения — анализ и обобщение юридической практики и запись законов Российской империи.
Важнейшим было III отделение, также организованное в 1826 г. на базе Особой канцелярии Министерства внутренних дел, которое ведало вопросами политической и государственной безопасности. Его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размещение ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.
В своей деятельности III отделение опиралось на разветвленную агентурную сеть. Полномочия этого отделения и его возможности были очень велики: оно могло затребовать у любого чиновника, вплоть до министров и губернаторов, любые сведения, и чиновники были обязаны предоставить их. В введении этого отделения находились и политические тюрьмы — Шлиссельбург- ская и Петровская, Алексеевский равелин.
В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов, а вскоре образована сеть жандармских округов, которые подчинялись Главному жандармскому управлению. С 1826 г. главным начальником III отделения и шефом жандармов был А. X. Бенкендорф (1783—1844), вошедший в историю как участник подавления восстания декабристов.
В состав Канцелярии также входили еще три отделения. Созданное в 1827 г. IV отделение должно было контролировать и направлять работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений. V отделение было образовано в 1836 г. специально для выработки проекта реформы по управлению
государственными крестьянами. VI отделение, функционировавшее с 1842 г., было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.
В правление Николая I происходит количественный рост государственного аппарата: к середине века он насчитывал 100 тысяч человек. Такой большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства в жизни общества, но был одной из существенных причин высокого уровня налогообложения и несбалансированности государственного бюджета.
В 30-е гг. многочисленные законы о службе гражданских чиновников были собраны в «Устав о службе гражданской», который определял порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанности чиновников.
Повсеместным явлением стало взяточничество. В конце 40-х гг., по данным III отделения, только трое из 50 губернаторов Европейской России не брали взяток: киевский губернатор Писарев — как очень богатый, таврический губернатор Александр Муравьев — как бывший декабрист, ковенский губернатор Радищев, сын А. Н. Радищева, — хотя он не разделял взгляды отца, но все же взятки не брал (А. Н. Маркова).
В царствование Николая 1 была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.
В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX столетия.
Ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. В его царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией «к постепенному освобождению крестьян» (при этом интересы помещиков практически не ущемлялись):
• запрещалась продажа крестьян в розницу (1841);
• не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843);
• крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847);
• вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность (1848).
Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П. Д. Киселева — реформа управления государственными крестьянами (1837—1841). Она включала: равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний. План Киселева по существу означал постепенную ликвидацию крепостного права (личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей). По мнению А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеева, Ю. В. Тота, реформа Киселева наряду с положительными моментами усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной администрации.
Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым Указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». По этому Указу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.
Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия:
• создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам 1-й, 2-й гильдии) и почетных граждан (присваивались чиновникам 4—10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати. По мысли правительства, эти меры должны были уменьшить стремление «подлого сословия войти в высшую сословную касту»;
• в 1845 г. издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской — с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее;
• в целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреждались неделимые наследственные имения, т. е. не принадлежавшие дроблению между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.
Важнейшими экономическими мерами правительства Николая I были следующие: финансовая реформа Е. Ф. Канкрина, осуществленная в 1839— 1843 гг. (в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, и определен его обязательный курс (1: 3,5) к бумажным ассигнациям); установление протекционистских пошлин на ввозимые заграничные товары; организация крупных промышленных выставок, широкое железнодорожное строительство; создание в 1828 г. Мануфактурного совета, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.
В основу просвещения был положен принцип охранительной идеологии, сформулированный С. С. Уваровым: «Православие, самодержавие, народность». Тем самым основой незыблемости самодержавия открыто провозглашался традиционализм.
В оценке правления Николая I прослеживаются две точки зрения исследователей. Так, дореволюционая историография, не отрицая общей консервативно-охранительной направленности политики Николая 1, тем не менее признает наличие в его деятельности определенных реформаторских устремлений, отмечая при этом канцелярско-бюрократический характер подготовки и осуществления преобразований (В. О. Ключевский, В. А. Кизеветтер, С. Ф. Платонов). Напротив, советская историография указывает главным образом на реакционность политики Николая I.
Итоги внутренней политики Николая I, по мнению В. В. Тота, заключались в следующем.
• После выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия он видел в чиновничьей бюрократии (С. Ф. Платонов). Николай стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны, для того чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалованья. Формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией.
• По мнению известного русского историка А. А. Корнилова, Николай I во внутренней политике руководствовался идеями Н. М. Карамзина, изложенными им в записке «О древней и новой России»: «...самодержавие — важнейший элемент стабильного функционирования государства; главная цель монарха — служение интересам страны на благо ее процветания».
Внешняя политика России в первой половине XIX в. Основные внешнеполитические задачи — защита границ Российской империи и расширение ее территории в соответствии с геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Продолжается добровольное присоединение или насильственное вхождение соседних народов. На европейском континенте Россия играет важную, а иногда и определяющую роль в европейском регионе.
Первый период — 1801—1812 (до начала Отечественной войны 1812 г.):
• лавирование между интересами Англии и Франции. Александр 1 восстановил разорванные Павлом I отношения с Англией, одновременно с этим проводил политику «умиротворения» Наполеона. Однако агрессивные действия Франции на европейском континенте привели к сближению России и Англии, а затем к созданию антифранцузской коалиции (Австрия и Россия при поддержке Англии);
• союз с Пруссией. К нему Россию привело поражение русско-австрийских войск в ноябре 1805 г. при Аустерлице. Произошло образование новой русско-прусской коалиции, которая завершилась разгромом ее французами. Александр I вынужден был пойти на переговоры с Францией и подписать мир в Тильзите (1807), по которому определялись сферы влияния между Францией (Западная Европа) и Россией (Финляндия и Дунайские княжества), соответственно находившиеся под контролем Швеции и Турции. Кроме того, Россия должна была присоединиться к блокаде Англии, имевшей целью изолировать и подорвать экономику Англии. Это обстоятельство оказало отри-
цательное воздействие на экономику России, так как она лишалась своего главного торгового партнера;
• реализация русских интересов в Закавказье:
а) Русско-иранская война (1804—1813). Присоединение Грузии к России (1801) привело к обострению отношений с Ираном и Турцией. Война закончилась подписанием Гюлистанского мира, по которому к России присоединялись Дагестан и Северный Азербайджан;
б) Русско-турецкая война (1806—1812). В ходе войны по Бухарестскому миру к России отходила Бессарабия;
• война со Швецией (1808—1809). В соответствии с Фридрихсгамским мирным договором в состав Российской империи вошла Финляндия.
Второй период — Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии (1813-1815).
Причины войны:
• во-первых, экспансионистские планы Наполеона по захвату и разделу России, а также его стремление к мировому господству;
• во-вторых, участие России в континентальной блокаде настолько осложнило ее экономическое положение, что она практически перестала выполнять условия блокады;
• в-третьих, гегемония Франции в Европе не только ущемляла политические интересы России, но и таила в себе постоянный источник военной опасности.
Характер войны: для России — освободительная, отечественная, народная; для Наполеона — захватническая.
Соотношение сил: французы — февраль-март 1812 г. — заключен тайный союз Наполеона с Австрией и Пруссией (предоставили Наполеону 80 тыс. солдат); был сформирован польский корпус под командованием Станислава Понятовского (в результате французская армия насчитывала 678 тыс. человек; первый эшелон вошедших на территорию России Войск — около 450 тыс.); русские войска — на западной границе насчитывали около 320 тыс. человек, разделены на три армии и не имели единого командования: 1-я армия (М. Б. Барклай де Толли) прикрывала Петербургское направление; 2-я армия (П. И. Багратион) — центральное (Московское) направление; 3-я армия (генерал А. П. Тормасов) — южное (Киевское) направление; кроме того, Петербург прикрывал Нарвский корпус (командир П. X. Витгенштейн), а на юге располагалась Дунайская армия (П. В. Чичагов), прикрывавшая юго-западные границы России.