Изменения в силовых структурах
С 1953 г. началась радикальная реорганизация системы карательных органов.
Сталинский ГУЛАГ (Главное управление лагерей) был ликвидирован.
Вслед за этим были уничтожены особые совещания, “тройки”, и началась реабилитация заключенных.
Силовые министерства, кратковременно объединенные в 1953 г. под началом Берия, были вновь разъединенына
· министерство внутренних дел, занимавшееся охраной общественного порядка,
· и органы госбезопасности, которые образовали в марте 1954 г. Комитет ГБпри Совете Министров СССР.
Приниженная до уровня второстепенного ведомства — “комитета при”, эта структура была юридически подконтрольна Генеральному прокурору СССР, а фактически — ЦК КПСС и его Политбюро.
С этого времени КГБ стал подконтрольным орудием коммунистической элиты и не имел права осуществлять профессиональный мониторинг по отношению к ее представителям.
В октябре 1956 г.
· управления Министерства внутренних дел
· и управления милиции в областях и краях
были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся.
Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся.
Таким образом, в организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения.
Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности.
24 мая 1955 г. было принято «Положение о прокурорском надзоре в СССР» .
В соответствии с данным положением высший надзор за исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами и гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР.
В положении устанавливалась обязанность всех работников прокуратуры быть принципиальными и непримиримыми в борьбе за обеспечение строгого соблюдения законности.
На прокуратуру возлагалось своевременное применение мер по устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.
В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии . Они создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения.
На наблюдательные комиссии возлагалась задача по осуществлению постоянного контроля
· за соблюдением законности в деятельности ИТУ,
· за приобщением осужденных к общественно полезному труду.
В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик.
В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка.
Процессы перестройки деятельности силовых структур сопровождались нарастающей реабилитацией жертв массовых репрессий и осуждением около двух тысяч сотрудников МГБ за развязывание незаконных репрессий. Даже один из руководящих деятелей партии и государства Г.В. Маленков был обвиненв сотрудничестве с Л.П. Берия в организации в 1949 г. “ленинградского дела”. Но одновременно ему в вину были поставлены призывы —
· увеличению финансирования легкой промышленности
· и сокращения расходов на военно-промышленные отрасли производства,
· а также его утверждения о недопустимости термоядерной войны, которая не может привести к победе СССР, а только уничтожит цивилизацию.
Такой противоречивый комплекс обвинений с точки зрения начала XXI в. вызывает недоумение, однако он отражал сложную противоречивую действительность, в частности тот факт, что соратник Сталина Маленков, участвовавший в развертывании репрессий, был одновременно достаточно здравомыслящим управленцем.
Решающим событием, сделавшим необратимым процесс десталинизации общества, всей административно-командной системы управления, стал XX съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущев сделал свой знаменитый доклад “О культе личности”.
Как управленческая акция, имевшая всесоюзное значение, этот шаг был очень плохо подготовлен и осуществлен, не были просчитаны все последствия.
Уже при подготовке доклада Хрущев нарушил традицию партии и не утвердил текст доклада на Политбюро.
Причем сам текст дописывался буквально за несколько часов до произнесения.
Стенографирование доклада на съезде было запрещено.
В самом тексте было много конъюнктурных преувеличений, например
· сюжет о сталинском руководстве сражениями по глобусу,
· о том, что на момент смерти Сталина в гулаговских лагерях сидело 10 млн., вместо реальных 1,5 млн.,
· об ответственности Сталина за харьковскую катастрофу 1942 г., в которой виноват был в не меньшей степени сам Хрущев вместе с Тимошенко и Баграмяном, и т.п.
Специально отредактированный, считавшийся секретным доклад был официально доведен до всех низовых парторганизаций многомиллионной партии, и, следовательно, стал известен всему советскому обществу.
Позднее текст доклада был разослан всем руководителям зарубежных компартий, благодаря чему в КПСС и в мировом коммунистическом движении сформировалась новая общественная атмосфера.
С одной стороны, в стране и партии наступило буквально шоковое состояние.
· Среди коммунистов возникли общее смятение, депрессивные настроения.
· Офицерский корпус армии и других силовых структур высказывал крайнее беспокойство и недоумение.
· Апогеем этого движения стали произошедшие в марте 1956 г. кровавые события в Тбилиси, где были силой подавлены волнения масс, не принявших разоблачение Сталина.
С другой стороны, студенческая молодежь восприняла десталинизацию партии как начало самой широкой демократизации всего общества, чего Хрущев, конечно, не задумывал.
ЦК КПСС был завален заявлениями и предложениями о реабилитации жертв сталинского произвола, включая таких одиозных деятелей, как Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин и др. Но на такой шаг лидеры компартии не могли пойти ни при каких условиях, так как это могло подорвать основы господствующей политической идеологии.
Опасаясь, что доклад Хрущева слишком радикален и может вызвать непредсказуемые последствия, ЦК КПСС принимает постановление от 30 июня 1956 г. “О преодолении культа личности и его последствий”.
В нем утверждалось, что культ личности являлся следствием
· борьбы отживших классов с политикой советской власти,
· сложной международной обстановки
· и острой фракционной борьбы внутри партии.
Главная задача постановления — не допустить у населения никаких аллюзий с современностью, с политической системой и социальным строем.
Наконец в 1956 г. ЦК распространил закрытое письмо “Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских элементов”, в котором говорилось, что “диктатура пролетариата по отношению к антисоветским элементам должна быть беспощадной”.
Испугавшись таких последствий курса Хрущева, группа консерваторов в составе В. Молотова, Г. Маленкова, Л, Кагановича, Д. Шепиловавыступила с требованием ликвидации поста Первого секретаря ЦК КПСС, что фактически означало снижение полномочий авторитарного лидера, каким уже становился Хрущев.
Несмотря на то, что у заговорщиков было большинство в Политбюро, Хрущеву удалось набрать большинство в составе ЦК КПСС и, опираясь на поддержку маршала Г.К. Жукова, осудить деятельность “антипартийной группы”. На пленуме ЦК была выявлена их руководящаяроль в деле организации массовых репрессий. Однако разоблачение этой части организаторов массовых репрессий бумерангом ударило по всему советскому строю, несмотря на то, что правовая система подвергалась модернизации.
Во второй половине 1950-х гг. происходило расширение конституционных прав союзных и автономных республик.
Республики получили большие административно-хозяйственные полномочия, в частности,
· в ведение республик было передано из союзного подчинения
o более 11000 предприятий,
o судебное законодательство
o и органы внутренних дел.
За верховными советскими органами СССР сохранялось только право установления основ в решении вопросов административно-территориального устройства союзных республик.
На основе этих изменений были проведены значительные преобразования в территориальных и национально-территориальных образованиях.
В 1954 г. из состава РСФСР по указанию Хрущева была выведена Крымская область и передана Украине.
В ходе реабилитации репрессированных сталинизмом народов были восстановлены в составе РСФСР
· Чечено-Ингушская АССР,
· Кабардино-Балкарская АССР,
· Карачаево-Черкесская автономная область
· и образована Калмыцкая автономная область.
В то же время Хрущев не решился восстановить Республику немцев Поволжья и разрешить вернуться на родные места крымским татарам.
Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами.
В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами» , в соответствии с которым задачами Советов объявлялись:
· улучшение организационно-массовой работы,
· укрепление связей Советов с населением,
· вовлечение трудящихся в работу комиссий и т.п.
В результате принятых мер деятельность Советов значительно активизировалась:
· регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры,
· теснее стали связи Советов с населением,
· активизировалась деятельность комиссий Советов и др.
В 1957—1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных Советах депутатов трудящихся. В данных нормативных актах устанавливались
· полномочия Советов,
· порядок их деятельности,
· структура и другие организационные вопросы.
Судебная система
Органы правосудия также подверглись существенной реорганизации.
Высшим судебным органом оставался Верховный суд СССР.
В 1957 г. он был лишен права неограниченного контроля в делах республиканских судов.
Вся судебная система стала, за некоторым исключением, открытой и была приведена в соответствие с территориально-административным делением государства.
Личный состав районных, городских и прочих судов — народные заседатели и судьи — стал назначаться исполкомом соответствующего местного совета.
В 1958 г. были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны — Верховного суда СССР.
· Были сокращены его надзорные функции
· и расширены полномочия верховных судов союзных республик.
Верховный суд СССР состоял из
· Пленума Верховного суда СССР,
· Судебной коллегии по гражданским делам,
· Судебной коллегии по уголовным делам,
· Военной коллегии.
В состав Верховного суда СССР входили:
· Председатель Верховного суда СССР,
· заместители Председателя Верховного суда СССР,
· члены Верховного суда СССР,
· народные заседатели, избиравшиеся Верховным Советом СССР,
· председатели верховных судов союзных республик, являвшиеся членами Верховного суда СССР по должности.
В декабре 1958 г., в соответствии с утвержденными «Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» ,
· участковая система народных судов подлежала замене народным судом города (района).
· Увеличивался с 3 до 5 лет срок полномочий народных судей.
· Народные заседатели избирались
· на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства,
· а военнослужащих — по воинским частям.
В декабре 1958 г. были приняты “Основы уголовного законодательства”, которые были усовершенствованы в соответствии с требованиями нового политического режима. Были ликвидированы многие принципы, понятия и нормы террористического режима Сталина (например, “враг народа” и т.п.), введены нормы обязательного присутствия обвиняемого в суде, полное ознакомление с уголовным делом с помощью адвоката, запрещено прибегать к угрозам и насилию в процессе дознания. Хотя судебная система оставалась подконтрольной власти, она стала значительно более приближенной к мировым образцам юриспруденции.
Хозяйственное управление
Важнейшим направлением реформ стало совершенствование системы хозяйственного управления.
В 1957 г. был осуществлен переход от управления экономикой через отраслевые министерства к руководству через региональные центры — Советы народного хозяйства (Совнархозы).
Для обоснования этой акции использовался опыт деятельности ВСНХ в первые годы Советской власти при Ленине.
В центре было ликвидировано 141 общесоюзное и республиканское министерство, и на их месте были сформированы небольшие государственные отраслевые комитеты,призванные координировать научно-техническую политику.
Образованные 105 совнархозов должны были стать региональными коллегиальными административными органами, в состав которых вошли,
· помимо главных руководителей,
· также и руководители крупнейших предприятий.
Для решения проблемныхвопросов в совнархозах также создавались технико-экономические советы из
· научных,
· инженерных работников
· и администраторов.
Созданные совнархозы подчинялись правительству своей республики и были в значительной степени автономны в руководстве трестами, предприятиями, стройками и учреждениями регионов.
Параллельно с децентрализацией управления экономикой Хрущев принял решение приблизить партийные комитеты и советы к конкретному управлению производством.
С этой целью парткомы и советы были разделены на промышленные (городские) и сельские. Все комитеты должны были специализироваться на конкретном руководстве определенными отраслями экономики.
Предпринятые меры на первых порах способствовали
· развязыванию инициативы специалистов и местных органов,
· повышению уровня специализации регионов и их определенной кооперации,
· развитию местного производства,
· улучшению снабжения населения товарами широкого потребления.
Объем производства в 1957—1960 гг. увеличился в 1,5 раза.
Однако властям не удалось найти правильное сочетание централизованного государственного руководства и местной самостоятельности.
· Возникли затруднения в управлении предприятиями отраслей крупной промышленности общегосударственного значения,
· развивался местный бюрократизм и корпоративизм,
· нарушение пропорций развития регионов и их внутренних связей друг с другом в рамках всего народнохозяйственного комплекса.
· Резко ослабло использование достижений научно-технического прогресса, так как местные совнархозы не испытывали потребности внедрения новых дорогостоящих технологий.
Стремясь преодолеть эти недостатки, хрущевское правительство
· попыталось усилить централизацию в планировании и сократило число местных совнархозов до 43,
· одновременно создав в начале 1960-х гг. республиканские совнархозы
· и Высший совет народного хозяйства СССР.
Существование этих органов наряду с правительством и госкомитетами привело к многоступенчатости управленческой системы и пересечению функций ее отдельных звеньев.
В это же время в сельском хозяйстве проходило укрупнение колхозов, совхозов, управляемых через территориально-производственные органы.
Развитие сельского хозяйства было приоритетным в системе первоочередных мер Хрущева начиная с его утверждения на посту Первого секретаря ЦК КПСС.
Еще на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК КПСС Хрущев продемонстрировал иное понимание значения колхозно-кооперативной собственности, нежели завещанная Сталиным концепция, согласно которой
· колхозная собственность начинает тормозить развитие производительных сил страны
· и поэтому должна быть превращена в общенародную.
В постановлении Пленума было указано, что артельная форма колхозов является ведущей формой коллективного хозяйства на весь период строительства социализма.
В течение трех лет по настоянию Хрущева были приняты постановления ЦК КПСС и Совмина СССР
· об отмене излишней централизации планирования,
· праве колхозов дополнять и даже изменять положения Устава сельхозартели с учетом местных условий.
Все это способствовало развитию инициативы и самостоятельности коллективных производителей сельскохозяйственной продукции, Однако, не могло сразу сказаться на снабжении населения продовольственными товарами.
В этот период остро встала зерновая проблема, которая была объявлена на XIX съезде КПСС в 1952 г. решенной окончательно и бесповоротно. Чтобы продемонстрировать стране и народу свою политическую компетентность и перспективность, Хрущев предпринимает в феврале 1954 г. одну из самых крупных своих акций — подъем целинных и залежных земель. На Восток страны направляются по комсомольским путевкам свыше 300 тыс. добровольцев. В результате распахиваются гигантские пространства в Казахстане, и на Юге Западной Сибири — свыше 13 млн. га, а всего по стране — 60 млн. га.