Общая теория правовой культуры и правового мышления
Нередко бывает так, что под воздействием ряда объективных и субъективных фак-
Торов человек меняет свои позитивно направленные правовые установки на прямо про-
Тивоположные. И тогда его отношение к праву начинает выражаться в недооценке им
Ценности права (правовой негативизм), либо в безответственном, легкомысленном отно-
шении к требованиям закона (правовой инфантилизм), либо в активном неприятии норм
Права подчас только в силу их существования (правовой нигилизм). Подобные изменения
Правосознания личности именуются дефектностью её правовой социализации. Иногда эта
Дефектность может принимать совершенно крайние формы, при которых правовое на-
Чало сознательно или целенаправленно игнорируется, отрицается по мотивам корысти,
Жестокости, алчности и по многим другим причинам. Это в конечном счёте приводит к
Правовому перерождению. «Современное состояние отечественного правосознания ха-
Рактеризуется наличием в нём некоего правового вакуума, который необходимо чем-то
Заполнить. С одной стороны, такой вакуум в сознании людей может быть заполнен ду-
Ховно-нравственными и религиозными ценностями, а с другой – криминальным, уголов-
Ным менталитетом с его глубоким нигилистическим отношением к праву»1.
В общей социологии выделяют два этапа социализации – первоначальный и вто-
Ричный, характерные для правовой социализации. На первом этапе происходит фор-
Мирование правовых качеств, необходимых для взаимодействия с социально-правовой
Средой. Агентами социализации выступают такие институты, как семья, система право-
вого образования, обучения и воспитания, СМИ, религиозные учреждения, иные ин-
Ституты гражданского общества. Очевидно, что к моменту приобретения человеком
Полной дееспособности такой период должен быть завершён. Второй этап связан с пе-
Редачей накопленного правового опыта в правовую среду. С развитием правовой ин-
Формированности, накоплением новых знаний и правового опыта на этом этапе проис-
Ходит коррекция уже сформированных правовых позиций, наблюдается переоценка
Приобретённых правовых ценностей.
Важное правосоциализирующее значение на обоих этапах оказывают системы
Правового воспитания и юридического всеобуча.
Правовая социализация предполагает воздействие на человека комплекса разно-
Образных (и разнонаправленных по своей значимости) факторов, причём как объектив-
Ного, так и субъективного характера. Первая группа таких факторов характеризует про-
цесс воспитания правом, когда право, его нормы и институты, правовые учреждения
«стихийно» формируют образ права; вторая группа предполагает целенаправленную
Систематическую деятельность специализированных институтов, или правовое воспита-
Ние и обучение.
Правовое воспитание – это основанная на дидактических принципах правовой
педагогики деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и
Общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп насе-
Ления правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функциониро-
Вание в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и
правопорядка, развитию демократии, созданию ___________прочного нравственно-правового кли-
Мата в обществе. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая доб-
Ровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Пра-
вовое воспитание имеет целью перевести политико-правовые установки и требования
Общества в личные убеждения граждан и нормы их поведения. Правовое воспитание
Осуществляется через определённую систему, формы, с помощью определённых
Средств и методов.
Матузов Н.И. Теория государств и права. – С. 236.
Глава 23. Правовая культура
К формам воспитания относятся:
• правовое обучение и образование – целенаправленный процесс формирования
Высокого уровня правового сознания граждан, выступающий как результат усвоения сис-
Тематизированных правовых знаний, умений и навыков, как необходимое условие теоре-
тической и практической деятельности в сфере права;
• правовая пропаганда (правовое информирование) – целенаправленный иниции-
Рованный государством процесс распространения в обществе правовых идей с целью