Датировка событий Ветхого Завета
Отправной точкой для хронологии Ветхого Завета является 3 Цар. 6:1
«В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу».
Но как определить, время правления Соломона?
Основой для хронологии этого периода служат списки ассирийских царей и эпонимов (высших должностных лиц, которые назначались на один год, и этот год назывался их именем). Один из этих списков содержит запись о затмении солнца, которое произошло в 763 г. до н. э. Таким образом, мы можем от этой даты вести отчет как назад, так и вперед. Все военные кампании, как правило, датировались каким-то конкретным годом. В этих списках есть упоминание о военных кампаниях, которые ассирийские цари проводили против Израиля и Иуды. Таким образом, мы можем связать две хронологические линии ― список ассирийских царей и иудейскую хронологию.
Например, в 6-й год царствования Салманасара III, 853 B.C.E., «Ахав Израильтянин» участвовал в битве с коалицией западных царей против Ассирии. В 841 г. (18-й год правления Салманасара) Ииуй, царь Израиля, платит дань Ассирии. Сыновья Ахава правили 12 лет. Скорее всего, это было время 853―841 годы. Это значит, что Ахав умер в 853 г., а Ииуй стал царем в 841 г. Используя эти даты как основу, мы можем синхронизовать даты из книг Царств со всеми международными событиями, а также сравнить даты, которые даются в других источниках (моавитских, арамейских, тирских, дошедших до нас в трудах Иосифа Флавия).
Таким образом, нам известно, что Соломон воцарился в 971/70 г. Следовательно, строительство храма началось в 967/66 г. до Р. Хр. Этот стих помогает установить дату Исхода. Прибавив 479 лет, мы получим 1445гг.
Но здесь есть некоторые проблемы. Дело в том, что если сложить все временные отрезки, приведенные в книге Судей, время странствования в пустыне, время правления Саула и Давида, то мы получим число лет, большее, чем 480.
События в книге Судей | Годы |
Израильтяне ― рабы Хусарсафема (3:7, 8) | |
Мирное правление Гофониила (3:7-11) | |
Израильтяне под игом Моава (3:12) | |
Правление Аода (3:12-30) | |
Самегар избавляет израильтян от Филистимлян (3:31) | |
Израиль под господством Иавина, царя Ханаанского (4:1-3) | |
Мир после освобождения под руководством Деворы и Варака (4:1–5:31) | |
Израильтяне служат Мадианитянам (6:1-6) | |
Мир во время правления Гедеона (6:1–8:35) | |
Царствование Авимелеха (9:1-57) | |
Судья Фола (10:1, 2) | |
Судья Иаир (10:3-5) | |
Израиль служит аммонитянам и филистимлянам (10:6–10) | |
Судья Иеффай (10:6-12:7) | |
Судья Есевон (12:8–10) | |
Судья Елон (12:11, 12) | |
Судья Авдон (12:13-15) | |
Израиль под властью филистимлян (13:1) | |
Судья Самсон (12:1–16:31) | |
Всего |
[1]
Объяснить это можно тем, что некоторые отрезки времени, приведенные в книге Судей, скорее всего, перекрывают друг друга. Возможно также, что некоторые судьи правили одновременно в разных частях Израиля.
Итак, прибавив 479 лет к 966 году, мы получаем 1445 г ― год Исхода из Египта.
Время пребывания в Египте нам известно ― 430 лет (Гал. 3:17, Исх. 12:40).
«завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу».
«Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет».
Два данных текста немного противоречивы. Дело в том, что Павел говорит об Аврааме и о том, что закон был дан спустя 430 лет. Моисей говорит вообще о нахождении израильтян в Египте. Первым израильтянином, попавшим в Египет, был Иосиф. Если начинать отсчет 430 лет с момента призвания Авраама, то у нас не получится 430 пребывания в Египте. Если считать началом отсчета тот момент, когда в Египет приходит Иаков, то между Авраамом и законом получится больше, чем 430 лет. Нет определенной точки зрения на то, какая хронология более правильная. Поэтому ученые используют две хронологии: длинную и короткую.
Короткая хронология
Короткая хронология подразумевает, что с момента, когда Бог призвал Авраама начался отсчет 430 лет. В то время земля Ханаанская была контролируема Египтом, поэтому, можно сказать, что с Авраама начинается «обитание в Египте».
Аврааму было 75 лет, когда он покинул Харран (Быт. 12:4). Исаак родился, когда ему было 100 лет (Быт. 21:5). Исааку было 60 лет, когда у него родились Иаков и Исав. Когда Иаков приходит в Египет ему уже 130 лет (Быт. 47:9). Итого, получается, что израильтяне попали в Египет через 215 лет после призвания Авраама и 215 лет находились в Египте. Таким образом, согласно короткой хронологии, Авраам был призван Богом покинуть Харран в 1875 г. до Р. Хр., а год рождения Авраама 1950 г. до Р. Хр.
Если сложить годы, приведенные в 11 главе книги Бытие, то мы получим 292 года от Сима до Авраама и в 5-й главе ― 1656 лет от Адама до Ноя. Таким образом, Потоп произошел в 2242 г.до Р. Хр., а Сотворение Адама ― в 3898 г. до Р. Хр.
Есть еще одна причина, почему предпочтительнее короткая хронология.
В 1 Пар. 6:1-3 записаны потомки Левия
«Сыновья Левия: Гирсон, Кааф и Мерари.
Сыновья Каафа: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил.
Дети Амрама: Аарон, Моисей и Мариам. Сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар».
Мы можем выстроить цепочку поколений между Левием и Моисеем:
Левий ― Кааф ― Амрам ― Моисей. Если в этой цепочке никто не пропущен, то гораздо логичнее выглядит число 215 лет между Левием и Моисеем, чем 430.
Длинная хронология
Согласно длинной хронологии 430 лет необходимо отсчитывать с момента прихода Иакова и его семьи в Египет. Такая хронология длиннее на 215 лет. Таким образом, дата призвания Авраама ― 2090 г., а дата его рождения ― 2165 г. до Р. Хр.
Потоп ― 2457 г.
Сотворение ― 4113 г. до Р. Хр.
Но даже об этих цифры мы не можем сказать со 100% уверенностью, что они верны. Дело в том, что в разных манускриптах приводятся разные годы жизни патриархов между Адамом и Авраамом.
MT | LXX (Alex) | LXX (Vat) | Sam. Pent. | Josephus | |
От Адама до Ноя | |||||
От Сима до Авраама | |||||
От Адама до Авраама |