Реимущества системного подхода. 2 страница
Лица, получившие информацию, составляющую тайну, незаконными методами, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
Часто условия сделки включают положение о том, что стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора исследования, хода его исполнения и полученных результатов.
«Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре. Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны (статья 771 ГК РФ)».
Состав сведений, которые могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяется законом и иными правовыми актами. Организационно-производственные системы и исследователи вправе защищать такую информацию законными способами.
Несанкционированный доступ к информации о проводимых исследованиях и их результатах все чаще осуществляется путем неправомерного использования ресурсов вычислительной сети, в том числе, посредством чтения данных, записи ложных данных, инициирования выполнения несанкционированных команд и программ. Такая деятельность, наносящая огромный ущерб добросовестным исследователям, деятелям рынка, получила название «хакерской».
Кроме того информация может «сниматься» и специальными техническими средствами, например, путем записи и дальнейшей расшифровки электромагнитных излучений аппаратуры (радиосигналов, излучений ПЭВМ, факсов, телефонов), используемой при исследовании систем управления.
В этих условиях организации, участвующие в исследовании, должны разработать (самостоятельно или с привлечение специализированных организаций, консультантов) и применять свою оригинальную или приобрести и использовать известные системы защиты информации.
Например, известны фирмы, предлагающие комплекс технических средств и программных продуктов для контроля доступа, наделения пользователей персональными полномочиями, установления подлинности передаваемой информации и секретности операций на нескольких иерархических уровнях вычислительных сетей.
Для защиты сети используют как криптографические (с использованием шифров), так и организационные меры защиты информации пользователей.
Секретность операций передачи данных (трансакций), полученных в ходе исследований, достигается применением специальных криптографических процессоров, реализующих алгоритм шифрования данных до передачи и их дешифрования после приема.
Обеспечение тайны и конфиденциальности является важной задачей успешной профессиональной деятельности на рынке исследований (консультаций, аудита и др.), требующей расхода значительных ресурсов, в том числе финансовых.
Однако для успешной деятельности на рынке исследований особенно важно соблюдать баланс тайны и информационной открытости для государственных органов, потенциальных клиентов. Более того, всегда важно помнить, что в ряде отраслей исследовательской деятельности минимальный объем информации, предоставляемой во внешнюю среду, определен нормативно или кодексом профессиональной деятельности.
2. Метод классификации обобщения и типологии в ИСУ. Большое значение в исследовании имеет другой формально-логический метод — классификация. Классификация — это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность.
Есть два вида классификации: деление общего и разделение целого.
Первый вид предполагает деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие — в группах принадлежности. Так, например, воздействие — это есть сознательное влияние на человека, преследующее определенную цель. Все разнообразие воздействий можно разделить на воздействия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. И выделение каждой из этих групп имеет вполне определенный критерий.
Второй вид классификации — разделение целого. Главный его признак заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого. Как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает содержание некоторого явления, предстающего перед нами в виде целого. Например, воздействие состоит из целеполагания, определения ситуации, поиска проблемы, разработки и реализации решения. И это содержание присуще любому воздействию, характеризующему управление. Здесь критерии классификации ограничены не просто некоторой общностью явлений, а целостностью самого явления, в рамках которого и проводится классификация. В представленном нами примере критерием выделения этапов процесса управления является качественная определенность действий, из которых складывается процесс управляющего воздействия. Эта качественная определенность включает в себя методы работы, переключение внимания (выделение главного), закономерная последовательность (исходные и заключительные действия), рамки целого (сущность явления).
Существуют принципы корректной и эффективной классификации, без учета которых не может быть успешной исследовательской работы.
1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка. Согласно этому принципу нельзя проводить классификацию, меняя критерий в рамках одной классификационной процедуры. Например, нельзя утверждать, что существуют математические и экономические методы управления, потому что первые выделяются по способу моделирования, а вторые — по объективным интересам человека. Экономические интересы имеет каждый человек, но вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что каждый человек имеет математические интересы, определяющие его трудовую активность.
2. Принцип соразмерности деления явлений и понятий. По этому принципу сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объему делимого понятия или содержанию исследуемого явления. Например, нарушение этого принципа можно наблюдать в утверждении: менеджеры по характеру образования делятся на две группы: имеющие техническое и экономическое образование. Это неисчерпывающее деление. Есть менеджеры, имеющие и другие виды образования — гуманитарное, естественно-научное. Анализ образованности менеджера не может быть успешным, если он построен на неисчерпывающей классификации.
3. Принцип альтернативности или взаимоисключения выделяемых групп. Каждая группа понятий или явлений должна быть в объеме только одного видового понятия. Не должны выделенные явления или понятия относиться одновременно и к одной, и к другой классификационной группе. Если выделяются группы социально-психологических и экономических методов управления, то в последующем делении тех и других не может методов одновременно и социально-психологических, и экономических. Это не отрицает связь тех и других, зависимость и их комбинационное использование в практике управления.
4. Принцип многоступенчатости классификации, отражающий возможность делать последовательно ступенчатую классификацию. Она помогает конкретизировать свойства явлений, детализировать его основные черты и особенности. В этом случае возникает разветвленная классификационная схема, дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т. д.
Следует помнить, что при этом всегда существует предел классификационного деления. Оно может осуществляться только в рамках единой сущности явления. Дальнейшее деление может привести к изменению сущности.
Таким пределом в исследовании социально-экономических систем является человек, как социальное существо, в области биологии — клетка, в области физиологии — орган, в области техники — деталь, в области классической физики — тело и т.д.
5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени. Нельзя делить только часть объекта на виды, а другую часть — на подвиды или группы следующей ступени классификации. Например, было бы ошибкой разделить персонал управления на женщин, мужчин среднего и мужчин пожилого возраста.
В исследовании могут использоваться классификации содержательные и искусственные. Первые строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений. Конечно, они зависят от уровня знаний исследователя, конкретных целей и условий его проведения. Вторые построены на несущественных признаках, но могут быть очень полезны при проведении каких-либо организационных мероприятий. Например, разделение персонала по алфавиту, мебели по цвету и т. д.
Часто встречаются ситуации, когда объекты классификации имеют два или несколько "равносущностных" признаков, критериев, совместное действие которых определяет разнообразие свойств и отличительных признаков явлений. В этом случае строится комбинативная классификация. Она представляет собой многомерную матрицу. Примером такой матрицы может служить матрица стилей управления, построенная на сопоставлении в деятельности менеджера признаков его отношения к человеку и производству, оценки преобладания одного признака над другим.
Существуют классификации однокритериальные и многокритериальные. При многокритериальных классификациях классы могут частично пересекаться. Это определяется отношениями критериев классификации: пересекающиеся или непересекающиеся.
Разновидностями классификации являются декомпозиция, стратификация.
Декомпозиция — это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления связанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.
Стратификация — это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т. д.
Важную роль в исследовании играют и приемы обобщения. На первый взгляд они кажутся простыми, но в действительности требуют глубокого понимания исследуемых явлений. Иногда они связаны с возникновением и введением в обиход, в практику деятельности новых понятий.
Обобщение — это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.
Всякое обобщение должно иметь основание, т. е. свойство или совокупность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием. Например, понятие "человеческий капитал", совсем недавно возникшее в науке и практике управления, обобщает такие свойства человеческих ресурсов, кадров, персонала, личностных характеристик работников как способность гарантировать экономический успех фирме, повышать прибыль, стабилизировать функционирование, ускорять развитие. Подобных примеров в концепции менеджмента можно привести много.
Практический успех использования классификации в исследовании определяется также следующими ее правилами.
1. Правило соразмерности (адекватности). Классификация считается соразмерной тогда, когда сумма членов деления равна делимому множеству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и, следовательно, искажает представление о предмете исследования.
2. Правило внеположенности (объемной раздельности ) членов деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т.е. не должно быть ни одного объекта делимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возникают вследствие смешения различных оснований, критериев деления в одной классификационной операции.
3. На протяжении определенной классификационной операции нельзя изменять основание деления, его критерий. Часто происходит подмена критерия в рамках одной и той же классификационной процедуры. Это недопустимо, так же как и расплывчатость критерия.
4. Основания деления или критерии могут быть не только простые, но и сложные, включающие в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.
Бывают такие случаи, когда тот или иной признак существует у многих объектов, но у каждого варьируется в разной степени или формах.
В исследовании управления большое значение имеет метод комбинативной классификации.
При проведении классификации нередко встречаются ситуации, когда объекты классификации могут иметь несколько равносущественных признаков, которые могут быть основанием классификации. В этом случае можно совместить две иерархические классификации посредством построения матрицы. Это будет уже классификация комбинаторная.
Такой вид классификации часто используется в исследовании управления, и он может быть весьма полезным, потому что позволяет увидеть проблему с разных сторон, в различных ракурсах, найти комплексное решение.
Деление по видоизмененному признаку называется дихотомией. Простейший вариант дихотомии, часто используемы в практике исследований, — это рассечение надвое. Например, формальное и неформальное управление, дифференциация и интеграция управления и пр.
Особым вариантом классификации является типология. Типология -это группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном, или идеальным образом. Здесь каждое явление в большей или меньшей степени приближается к одному из эталонов.
Отличие типологии от классификации в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных типов.
Типология превосходит классификацию своей универсальностью. Она является первоначальной операцией любых систематизаций.
Билет №15
1.Интуиция в деятельности человека.
Исследовательская деятельность — это всегда творческий процесс. В этом процессе значительную роль играет интуиция.
Интуиция — это способность человека к неосознанному предопределению решении, событий, ситуаций. Это работа подсознания, происходящая в виде некоторого «озарения», импульса мысли или идеи.
В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиция, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, поиском решении. И не всегда это происходит на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Действие интуиции в исследовательской деятельности может быть выражено в различной степени, но она всегда присутствует как необходимый элемент творчества.
Принято считать, что интуиция — это индивидуальное качество исследователя, это его природные способности, особенности, талант предположений и предвидения. Это верно, но лишь в определенной мере. Способность к интуиции можно воспитывать и развивать, мотивировать и сознательно вызывать. В определенной мере можно осваивать механизмы и алгоритмы использования интуиции в творческой работе и исследовательской деятельности.
Творческий подход существует тогда, когда повышается роль интуиции в исследовательской деятельности, точнее говоря, интуитивного поиска решений. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске. Вообще в любом исследовании существует определенное сочетание интуитивной и логической компоненты.
Стратегия случайного поиска характеризуется упрощенным анализом информации по обобщенным критериям. Она ориентирована на обработку большого количества информации без ее специальной классификации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать проблему или решение, показать факторы появления и проявления противоречий.
Стратегия целенаправленного поиска предполагает формулировку цели обработки информации, классификацию ее по целевым факторам исследования, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений исследовательской деятельности.
Стратегия систематизированного поиска является некоторым развитием и дополнением вышеназванной стратегии. Ее особенность заключается в том, что она требует не только наличие цели, а систематизации поиска по определенной методологии. Такая систематизация требует построения дерева целей или конкретизации исходной цели в исследовательских за дачах. Обработка информации должна осуществляться в соответствии с этой системой целей или задач.
Стратегия алгоритмического поиска строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования. Эта разработка имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, действий, обработки информации и т.д. Эта стратегия построена на установлении этапов проведения исследования, каждый из которых означает шаг его успешного осуществления и продвижения.
Стратегия интуитивного поиска заключается в последовательном выдвижении и дальнейшей проверке различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляется их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования практической значимости и реальности.
Можно выделить и стратегию интуитивно-целевого поиска. Она является сочетанием стратегии систематизированного и интуитивного поиска. Од нако это предполагает усиление компоненты системного анализа и пре дельно четкую формулировку цели исследования.
Эти стратегии различаются не только методологией их осуществления, но и организационными факторами. Они не обязательно предполагают алгоритм индивидуальной исследовательской деятельности, но используются и при коллективном исследовании, где могут иметь наибольший эффект, Например, интуитивная и интуитивно-целевая стратегии являются наиболее эффективными, когда они строятся на разделении функций между раз личными исследовательскими группами в целях аккумулирования и презентации идей, их строгого и тщательного системного анализа.
Стратегии различаются не только сочетанием логики и интуиции, но и по следующим параметрам: цель исследования и характер проблемы, что делать для ее решения, какими средствами решать, как решать.
Важным фактором выбора стратегии является также наличие информации на начальном этапе исследования, возможность и необходимость ее накопления, формы использования (количественные данные, систематизированное описание, свойства, характеризующие качество и пр.) Чем меньше первоначальной информации, тем больше потребность в стратегии интуитивного поиска.
Может показаться, что интуитивный поиск полностью построен на случайных озарениях и по сути своей является противоположностью методам системного анализа, формальной логики, «технологии разума». Это не совсем верно. Любая мыслительная, а тем более творческая, деятельность имеет две составляющие — сознательную и бессознательную. У каждого человека по-разному строится их сочетание, и у всех людей оно по-разному проявляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в которых они оказываются.
До определенных пределов этим сочетанием можно управлять и можно развивать бессознательную составляющую мышления, можно мотивировать ее проявление. На этом и построены различные стратегии творческого поиска.
Джеймс Марч писал: «Нам нужно дополнить технологию разума технологией безрассудства. Индивидам и организациям требуется возможность делать то, для чего у них нет никаких разумных оснований. Не всегда, не как правило. Но иногда им нужно действовать прежде, чем они успеют подумать».
Менеджеру и исследователю менеджмента тем более всегда должна быть присуща готовность к случайности, риску, импровизации. Им необходимо развивать способности улавливать интуитивные сигналы своего мозга, действовать иногда «по наитию».
2. Дезинформация и имитация тайны в работе предприятия.
Билет №16
1. Эффективность проводимого исследования, критерии и параметры. Эффективность Ис. – вариант исследования, ведущий кратчайшим путем к успеху.
Э. Ис. – одна из его характеристик, которая показывает, как соотносятся затраты усилий или ресурсов, на его проведение и результат или степень достижения цели.
Факторы определяющие эффективность исследования
1. Исследовательский потенциал: креативное образование; возможности мышления исследователя.
2. Принципы использования потенциала: организация исследования; методы и методология исследования; оценка проблем и ситуации; фактологическое обеспечение исследования.
Исследовательский потенциал управления отражает возможности использования ресурсов и достижение поставленных целей. Само наличие таких ресурсов еще не ведет к эффективности их использование от структуры, доступности, цели использования ресурсов и мотивации их рационального использования. Величина потенциала, качество и реализация так же определяют достижение эффективности управления.
Факторы характеризующие исследовательский потенциал управления:
1. Методологическая готовность: Цель и миссия; Концепция развития; опыт исследования; Информационная база; Методики моделирования и оценок; Возможность использования необходимых методов.
Методологическая готовность проявляется в наличии цели и миссии исследования. Большое значение имеют обоснование цели, научный подход к ее формулированию и постановке. Понимание цели исследовательской группой и всего коллектива фирмы.
Миссия исследования обеспечивает последовательное движение цели, помогает выбрать приоритеты на каждом из этапов исследования. Миссия позволяет ответить на вопрос: Зачем нужны исследования, позволяет ли реальность достичь цели. В целом методологическая готовность это комплекс положений отражающий тенденции развития. Большое значение имеет опыт исследования, систематическое проведение исследовательских работ способствует накоплению такого опыта и повышает эффективность исследования. Опыт экономит время, оберегает от прошлых ошибок и облегчает многие операции.
Многие виды исследования зависят от наличия и качества информационной базы. Чтобы увидеть динамику процессов развития, проводить сравнительный анализ, определять тенденции, выбирать наиболее удачные решения не обходимо иметь накопленную информацию. Что в свою очередь стимулирует систематическое проведение исследований.
Невозможно провести исследования не используя какой либо метод, выбор метода определяется доступностью. Наличием технических средств и квалификацией исследователя.
Факторы методологической готовности действуют не только в определенном наборе и совокупности, но и отношении к системности.
2. Наличие и структура ресурсов: Ресурсы персонала; экономические ресурсы; Материально- технические ресурсы; Информационные ресурсы; Ресурсы времени; Наличие фактов и фактология.
Для любого исследования необходимы ресурсы: персонала, материально - технические, экономические, временные. Так же необходимы фактологические ресурсы: факты; возможностей и систематизации. Надо отметить, что информационные и фактологические ресурсы являются взаимодополняющими.
Ресурсы в исследовании необходимы в определенном соотношении. Они должны быть взаимозаменяемые но до определенных пределов.
Ресурсы нельзя использовать бездумно, отсюда возникает проблема гибкого использования ресурсов, которые под час не возможно просчитать. Поэтому их расчет надо делать с запасом, понимая, что и результат исследования ни всегда предсказуем. Иногда он может быть значительнее ожидаемого. Тогда и при перерасходовании ресурсов эффективность исследования будет все рано высокой.
3. Организационные возможности: Организационная культура; Инфраструктура организации; Тип организации; Позитивный организационный опыт; Негативный организационный опыт; Интеллектуальный потенциал менеджера - исследователя.
Орг. возможности исследования проявляются в наличии организационной культуры и типа организации. Важную роль играет так же позитивный и негативный организационный опыт, позволяющий успешно выбрать тип организации и организовать исследование. Инфраструктура, так же влияет на проведение исследования. Интеллект менеджера или исследователя является ведущим фактором в реализации организационных возможностей. Его можно отнести к ресурсам и методологической готовности.
Необходимо понять, что организация исследования это организация интеллектуальной деятельности.
Принципы обеспечения эффективности исследования
Принцип – правило , которому следуют при осуществлении той или иной деятельности.
1. Объективности: любое исследование должно искать объективные факторы, связи, зависимости. Это определяет успех исследования, но использование данного принципа вовсе не означает, что надо исключать все субъективное. Многое определяется интуицией, ее влиянием на поведение человека при поиске истины. Объективность это соразмерность, сопоставление факторов с объективной реальностью, это возвращение к объективному в результате размышлений, анализе идей, мыслей позиций.
Объективность – маяк и критерий исследовательской деятельности, система доказательства и оценок.
2. Системности – принцип поиска и определения связей целостности, сопоставления свойств, нахождения границ внутренней и внешней среды. Системность позволяет концентрировать исследования на сущности, главном, оценивать связи разграничивать их на внешние и внутренние, понимать свойства как проявление целого в одном случае и как проявления отдельного в другом.
3. Последовательности – требует проведение исследования по определенной и разработанной технологии. Определяющие вопросы: «С чего начать, как двигаться к результату и чем закончить»
4. Целеустремленности - означает, что любое исследование должно иметь цель. Е границы. Цель определяет выбор решений и последовательность их разработки, цель интегрирует деятельность в самых сложных вариантах: многоаспектности; совместимости и разветвленности исследований и сложности проблемы.
5. «Обгонять не догоняя» или «не изобретай велосипед»Любое исследование не обходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия на повторные решения, идти вперед опираясь на известное и проверенное. Однако иногда бывает полезно усомниться в известном проверить его новыми способами. Это может стать импульсом для новых подходов, продолжении работы, мотивации идей. Все зависит от характера проблемы, по этому данный принцип нужно дополнить принципом исследовательского сомнения. Сомневаться исследователю полезно, но нельзя всю деятельность сводить к сомнениям. Она должна строиться на поиске нового.
6. Свободы мышления- определяется в необходимостью снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения и идей.
7. Управление мышлением - мышление должно быть не эпизодическим и не стихийным, а управляемым процессом не взирая на масштабы и формы. В этом случае не важно индивидуально оно или групповое.
8. Качественной и количественной – по возможности исследования надо проводить опираясь на количественные измерители параметров, показателей, но при этом не терять качество изучаемых явлений, т.е. совокупность тех свойств, которые определяют их суть и особенности.
9. Фактологического обеспечения исследований – исследования должны строиться на фактах, которые должны отбираться соответствующим образом.
10. Реализации креативного образования менеджера – формируется в образовательных процессах, а после закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процессе исследования
11. Опоры на исследовательское мышление - развитие которого должно мотивироваться в практике управления и в проведении исследования. Исследование преследует цель найти не только удачное решение но и научить менеджера мыслить эффективно, иновационно.
12. Трудоемкости – всякое исследование должно быть рассчитано на трудоемкость его проведения от этого зависит его организация, использование ресурсов и эффективность.
В немалой степени исследовательская деятельность можно сравнить с творчеством, которое зависит от вдохновения. Как правило управлять вдохновением можно мотивируя его или созданием благоприятной обстановки для его проявления. А это уже и есть управление.
2. Обратная уравновешивающая и ускоряющаяся связь. Временная задержка.
илет №17
1. Предмет и объект исследований. Субъекты и объекты исследования.предмет
Управленческая деятельность — это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляе мой системы может рассматриваться организация любого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности.
Система управления как объект исследования обладает следующими признаками:
состоит из множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система — это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой.
2. Полемика как метод исследования. Одним из широко используемых методов исследования и систем управления и вообще социально-экономических процессов является полемика.