Глава 5. Общественно-политические движения в России в XIX в.

Движение декабристов

В истории общественной мысли России XIX век зани­мает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осозна­ния необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений ре­ально встал и перед обществом, и перед верховной властью.

Однако представления о путях перемен у самодержавия и российского общества существенно отличались. В России сформировались три основных течения в развитии общест­венной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное.

Консерваторы стремились сохранить основы сущест­вующего строя, либералы оказывали давление на прави­тельство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем насиль­ственного изменения политического строя страны.

Изучая данный период в истории России, важно видеть весь спектр прогрессивных, демократических, революцион­ных сил. Характерной чертой развития общественного дви­жения в начале XIX в. является то, что и в либеральном, и в революционном движении этого времени над всеми дру­гими классами доминирует дворянство. Однако и внутри дворянства протекала политическая борьба между сторон­никами и противниками перемен.

Правда, дворянская гегемония в революционном дви­жении была менее продолжительной, чем в либеральном. Чем объяснить ведущую роль дворянства? Прежде всего тем, что в среде дворянства сформировалась интеллиген­ция, которая первой начала осознавать необходимость пре­образований в стране и выдвигать определенные полити­ческие доктрины.

Русская буржуазия в этот период не выступает актив­но в общественном движении. В эпоху первоначального на­копления купец, промышленник, железнодорожный делец, разбогатевший крестьянин были поглощены исключитель­но наживой, накоплением богатства. На данной стадии этот класс не интересовался политикой и не нуждался в ней. Ему были нужны не политические реформы, а администра­тивно-законодательные меры, способствующие развитию капитализма. Буржуазию вполне устраивала экономичес­кая политика царизма, направленная на развитие капита­лизма сверху: поощрение железнодорожного строительства, покровительственные таможенные пошлины, казенные за­казы и т.д. Кроме того, в среде буржуазии в тот период еще не сложилась собственная интеллигенция. Осознание того, что знания и образование — тоже капитал, было явлением сравнительно поздним. Поэтому политическая дееспособ­ность российской буржуазии намного отставала от ее эко­номической мощи.

Буржуазия вступила в политическую борьбу, выдви­нула своих лидеров, создала свои организации в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе уже играл российский пролетариат, создавший свою поли­тическую партию.

Начало XIX в. было временем больших надежд в жиз­ни российского общества. Однако реформы не были осу­ществлены. Государственная власть оказалась фактически в руках А.А. Аракчеева. М.М. Сперанский был отправлен в ссылку. Такой отказ от реформ был связан с достаточно мощным сопротивлением большинства дворянского класса. Так, в 1811 г. встревоженный упорными слухами о "корен­ном государственном преобразовании", подготавливаемом М.М. Сперанским, знаменитый историк Н.М. Карамзин, идео­лог самодержавия, представил Александру I "Записку о древней и новой России", в которой писал: "Россия основы­валась победами и единоначалием, гибла от разногласия, а спаслась мудрым самодержавием". В самодержавии видел Карамзин залог благополучия русского народа. Задача го­сударя, считал он, состоит в том, чтобы совершенствовать существующий строй, избегая серьезных перемен. Карам­зин утверждал, что вместо всех нововведений достаточно было бы подыскать с полсотни хороших губернаторов и дать стране достойных духовных пастырей.

В период, когда власти отказываются от реформ, ярко проявляется революционное политическое течение в среде дворянства. Это было движение декабристов. Главным фак­тором его возникновения стали социально-экономические условия развития страны. Немаловажное значение в фор­мировании революционных взглядов декабристов имели усиление крепостнического гнета, антикрепостническое дви­жение народных масс после Отечественной войны 1812 г. Декабристы называли себя "детьми 1812 г." и не раз под­черкивали, что именно 1812 г. явился исходным моментом их движения. Более ста будущих декабристов участвовали в войне 1812 г., 65 человек из тех, кого в 1825 г. назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на поле Бородина (Мемуары декабристов. Северное общество. М., 1981. С. 8). Они видели, что победа в войне была обеспечена прежде всего участием простого народа, страдающего от произвола крепостников-помещиков и не имеющего перспектив улучшения своего положения в ус­ловиях самодержавно-крепостнического государства.

Первая тайная организация будущих декабристов "Союз спасения" была создана молодыми дворянскими офицера­ми в Петербурге в 1816 г. Эта организация была немного­численной, ставила своей целью уничтожение крепостного права и борьбу с самодержавием, но методы и пути осу­ществления этих задач были неясны.

На основе "Союза спасения" в 1818 г. в Москве был создан "Союз благоденствия", куда входило более 200 чело­век. Эта организация ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку либеральных наме­рений правительства, создание общественного мнения про­тив крепостного права и самодержавия. На решение этой задачи отводилось 10 лет. Декабристы считали, что реше­ние данной задачи помогло бы избежать ужасов Француз­ской революции и сделать переворот бескровным.

Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике за­ставил декабристов изменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде "Союза благоденствия" было решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого "Сою­за" предполагалось перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821-1822 гг. возник­ли Южное и Северное общества. В 1823 г. на Украине была создана организация "Общество соединенных славян", кото­рое к осени 1825 г. объединилось с Южным обществом.

В декабристском движении в течение всего его сущест­вования были серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме госу­дарственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные (они прояви­лись особенно ярко), но и либеральные тенденции. Расхож­дения членов Южного и Северного обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем ("Русская прав­да") и Никитой Муравьевым ("Конституция").

Одним из важнейших вопросов был вопрос о государ­ственном устройстве России. По "Конституции" Н. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию, где ис­полнительная власть принадлежала императору, а законо­дательная передавалась двухпалатному парламенту, народ­ному вече. Источником всей государственной жизни "Кон­ституция" торжественно провозглашала народ, император был всего лишь "верховным чиновником Российского госу­дарства".

Избирательное право предусматривало довольно высо­кий избирательный ценз. Придворные лишались избиратель­ных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод — слова, передвижений, вероисповедания.

По "Русской правде" Пестеля Россия объявлялась рес­публикой, власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточи­валась в руках Временного революционного правительства. Далее верховная власть передавалась однопалатному на­родному вече, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-лет­него возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом являлась Державная дума, изби­раемая на 5 лет народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент.

Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия должна была оставаться единой и неделимой.

Вторым важнейшим вопросом был вопрос о крепостном праве. И "Конституция" Н. Муравьева и "Русская правда" Пестеля решительно выступали против крепостного права. "Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным", — гласил § 16 Кон­ституции Н. Муравьева. По "Русской правде" крепостное пра­во немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось "святейшей и непременнейшей" обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.

Н. Муравьев предлагал сохранить освобождаемым крес­тьянам приусадебную землю "под огороды" и по две деся­тины пахотной земли на двор. Пестель считал совершенно неприемлемым освобождение крестьян без земли и предпо­лагал решить земельный вопрос путем сочетания принци­пов общественной и частной собственности. Общественный земельный фонд должен был формироваться за счет изъ­ятия без выкупа земель помещиков, размеры которых пре­вышали 10 тыс. десятин. От землевладений в 5-10 тыс. десятин отчуждалась половина земли за вознаграждение. Из общественного фонда землей наделялись все желающие ее обрабатывать.

Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля с точки зре­ния развития буржуазных отношений в России был более радикальным, последовательным, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революцион­ными программами буржуазного переустройства крепост­нической России.

Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенат­ской площади и восстание Черниговского пехотного полка, поднятое 20 декабря 1825 г. членами Южного общества, были подавлены. Царское правительство жестоко расправилось с участниками восстаний, что имело весьма серьезное значе­ние для развития общественной мысли и общественного движения в стране. По существу целое поколение наиболее образованных, активных людей было вырвано из общест­венной жизни страны. Однако идеи декабристов продолжа­ли жить в кружках свободомыслящей молодежи. Декабризм нес в себе самые различные направления общественного движения от либерального до ультрареволюционного, что сказалось на развитии общественного движения в стране.

Наши рекомендации