Туции Греции 1975 г.6), однозначно закрепляют обязанность государства предоставлять
Всем желающим работу и бороться с безработицей, стремясь свести ее к нулю. Примером
Закрепления права на труд может служить ч. 2. ст. 41 Конституции Республики Беларусь,
В соответствии с которой обязанностью государства является «создание условий для пол-
Ной занятости населения»7.
Конституция РФ в ст. 16 устанавливает, что нормы права, закрепленные в ст.ст. 17–137,
Не должны противоречить положениям ст.ст. 1–16, определяющих основы конституцион-
Ного строя России. Между тем в Российской Федерации отсутствует надзор за конституци-
Онностью положений самой Конституции. Это противоречие превращает Главу 1 Консти-
Туции РФ в декларацию, нормы которой можно толковать с точностью да наоборот, внося
Изменения и дополнения в другие главы Основного закона, посредством принятия феде-
Ральных конституционных законов. При таком положении дел достаточно иметь квали-
Фицированное большинство в парламенте (2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4
Членов Совете Федерации), чтобы формально, не изменяя основы конституционного
Строя, в корне поменять политическую, экономическую и социальную систему общества.
Абсолютно не ясна юридическая сила федеративного договора и иных договоров
о разграничении предметов ведения и полномочий, заключение которых предусмотрено
Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ, т.к. ст. 76, описывающая порядок разрешения коллизий фе-
Дерального и регионального законодательства, ни слова не говорит о договорах. Более
Того, Основной закон России однозначно определяет, что по предметам ведения федера-
Ции принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, по
Предметам совместного ведения федерации и ее субъектов – федеральные законы, зако-
Ны и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, причем федеральные
Законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и
Иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противо-
См.: Милушева Т.В. Законодательная, исполнительная и судебная власть: проблемы взаимодей-
Ствия // Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Власть и реформы в России: нравственно-правовой
Аспект. – С. 16.
2 См.: Конституция Республики Казахстан 1995 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии:
Сборник документов. Вып. 2. – М., 1998. – С. 228.
Форма правления Финляндии 1919 г. // Конституции государств Европейского Союза. – С. 614.
Конституция Португалии 1976 г. // Там же. С. 536.
Конституция Испании 1978 г. // Там же. С. 378.
Конституция Греции 1975 г. // Там же. С. 253.
Конституция Республики Беларусь 1996 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник
Документов. Вып. 2. – С. 142.
Общая теория права
Речить федеральным законам, за исключением тех случаев, когда законы и нормативно-
Правовые акты субъектов Российской Федерации приняты по предметам исключительно-
Го ведения самих субъектов.
Конституция РФ в ч. 3 ст. 117 указывает, что «Государственная Дума может выразить
недоверие Правительству Российской Федерации. ...После выражения Государственной
Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федера-
Ции вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласить-
Ся с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех
Месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент
Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государст-
Венную Думу», причем на основании ч. 2 ст. 111 новое правительство должно быть сфор-
Мировано в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства
РФ Государственной Думой или не позднее двухнедельного срока после вступления в
Должность вновь избранного Президента Российской Федерации. Вместе с тем, Государст-
Венная Дума не может быть распущена по основаниям предусмотренным ст. 117 Консти-
Туции РФ, в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109), а также в течение шести месяцев
До окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 5. ст. 109). Следовательно, «если в ука-
Занный период необходимо назначить Председателя Правительства РФ, – пишет А. Кова-
Лев, – а Государственная Дума три раза отклонит представленные кандидатуры, то пользу-
Ясь шахматной терминологией, возникнет «политический пат», при котором Конституци-
Онному Суду РФ трудно найти выход из этой ситуации»1.