Которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной дея-

Тельности в каждой из этих ситуаций.

Письменно объясните, как вы понимаете выражение Петра I: «Всуе законы писати,

Когда их не исполняти»?

Письменно ответьте на вопрос: какой метод, на ваш взгляд, убеждение или принуж-

Дение, является наиболее существенным в процессе реализации права?

4. Внести в Словарь следующие юридические термины: Реализация права. Использова-

Ние. Исполнение. Соблюдение. Применение. Позитивное правоприменение. Юрис-

Дикционное правоприменение Юридическая квалификация. «Высшая критика».

«Низшая критика». Акт применения права.

5. Внести в Словарь следующие юридические термины: Пробел в праве. Первоначаль-

Ная пробельность. Последующая пробельность. Действительная пробельность. Мни-

Мая проблемность. Аналогия закона. Аналогия права. Субсидиарное применение

Права.

6. Законспектировать следующую статью:

– Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт // Государство и право. – 1995. – №9.

Письменно ответить на вопрос: «Как соотносятся понятия «юридическая коллизия» и

«юридический конфликт?».

8. Внести в Словарь следующие юридические термины: Юридическая коллизия. Ие-

Рархическая (субординационная) коллизия. Темпоральная коллизия. Пространст-

Венная коллизия. Содержательная коллизия.

Общая теория права

Глава 18. Юридическая герменевтика (толкование права)

Становление юридической герменевтики

Последние двадцать лет в европейских государствах, особенно в Германии, Авст-

Рии и Швейцарии, а также в отечественной науке одной из центральных проблем фило-

Софии и гуманитарных наук является проблема понимания, или, как ее называют, вопрос

Герменевтики.

Герменевтика – термин греческого происхождения, имеющий несколько близких

Значений: искусство толкования древних религиозных и исторических текстов, литера-

Турных памятников, письменно зафиксированных проявлений жизни, учение о принци-

Пах их интерпретации. В эллинской мифологии Гермес – это Бог, которому было пору-

Чено истолковывать божественную волю людям, быть посредником между другими Бо-

Гами Олимпа и людьми.

В широком смысле герменевтика (от греч. hermeneutike) есть искусство истолкова-

Ния и понимания.

Следует отметить, что длительное время герменевтика ограничивалась истолко-

ванием текстов, но в XX в. приобрела черты философской дисциплины. Первоначально

Герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Таковы ин-

Терпретации оракулов и Гомера в Древней Греции, истолкование Библии в иудаизме

(Филоном) и христианстве (Оригеном, Августином и герменевтами раннего протестан-

Тизма – Лютером, Меланхтоном, Флацием)1.

Вместе с тем истоки герменевтики просматриваются еще в античности и связаны с

Аллегорической интерпретацией мифов, а в философии – с трактатом Аристотеля «Об

Истолковании» («Peri hermeneias»). Термин «hermeneutike» употреблял и Платон. В ряде

Случаев (в частности, в «Тимее») платоновское употребление этого слова близко к грече-

Скому «mantike» – искусству предсказания; здесь пророк как толкователь специфического

сверхразумного смысла назван герменевтом. В «Ионе» герменевтом – интерпретатором –

Интерпретатором посланий богов – называется поэт. Задача посредничества стоит на пе-

реднем плане и в философском употреблении слова «герменевтика», примыкающем к

Греческому «hermeneia».

Герменевтика получила мощный импульс развития уже в трудах Аврелия Авгу-

Стина, обратившегося к ней как к системе правил нахождения подлинного смысла Еван-

Гелия. Позже интерес к этой проблеме возродился в недрах протестанской теологии, раз-

Рабатывавшей герменевтику как искусство истинной интерпретации Нового завета в по-

Лемике с католиками-богословами. Огромный вклад в развитие герменевтического на-

Правления внесли: В. Гумбольт, высказавший идею зависимости мышления, речи, языко-

Вого сознания, национального характера народа от языка; Шлейермахер, считавший, что

Понять автора и его труд можно лучше, чем он сам понимал себя и свое творение; Диль-

Тей, поставивший проблему герменевтики как общую методологическую проблему всех

Гуманитарных наук («наук о духе») и относивший метод понимания к приемам непо-

Средственного постижения духовной ценности (внутренний мир человека, культура

Прошлого), а впоследствии к способам постижения любых жизненных проявлений. Об-

Наши рекомендации