Которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной дея-
Тельности в каждой из этих ситуаций.
Письменно объясните, как вы понимаете выражение Петра I: «Всуе законы писати,
Когда их не исполняти»?
Письменно ответьте на вопрос: какой метод, на ваш взгляд, убеждение или принуж-
Дение, является наиболее существенным в процессе реализации права?
4. Внести в Словарь следующие юридические термины: Реализация права. Использова-
Ние. Исполнение. Соблюдение. Применение. Позитивное правоприменение. Юрис-
Дикционное правоприменение Юридическая квалификация. «Высшая критика».
«Низшая критика». Акт применения права.
5. Внести в Словарь следующие юридические термины: Пробел в праве. Первоначаль-
Ная пробельность. Последующая пробельность. Действительная пробельность. Мни-
Мая проблемность. Аналогия закона. Аналогия права. Субсидиарное применение
Права.
6. Законспектировать следующую статью:
– Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт // Государство и право. – 1995. – №9.
Письменно ответить на вопрос: «Как соотносятся понятия «юридическая коллизия» и
«юридический конфликт?».
8. Внести в Словарь следующие юридические термины: Юридическая коллизия. Ие-
Рархическая (субординационная) коллизия. Темпоральная коллизия. Пространст-
Венная коллизия. Содержательная коллизия.
Общая теория права
Глава 18. Юридическая герменевтика (толкование права)
Становление юридической герменевтики
Последние двадцать лет в европейских государствах, особенно в Германии, Авст-
Рии и Швейцарии, а также в отечественной науке одной из центральных проблем фило-
Софии и гуманитарных наук является проблема понимания, или, как ее называют, вопрос
Герменевтики.
Герменевтика – термин греческого происхождения, имеющий несколько близких
Значений: искусство толкования древних религиозных и исторических текстов, литера-
Турных памятников, письменно зафиксированных проявлений жизни, учение о принци-
Пах их интерпретации. В эллинской мифологии Гермес – это Бог, которому было пору-
Чено истолковывать божественную волю людям, быть посредником между другими Бо-
Гами Олимпа и людьми.
В широком смысле герменевтика (от греч. hermeneutike) есть искусство истолкова-
Ния и понимания.
Следует отметить, что длительное время герменевтика ограничивалась истолко-
ванием текстов, но в XX в. приобрела черты философской дисциплины. Первоначально
Герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Таковы ин-
Терпретации оракулов и Гомера в Древней Греции, истолкование Библии в иудаизме
(Филоном) и христианстве (Оригеном, Августином и герменевтами раннего протестан-
Тизма – Лютером, Меланхтоном, Флацием)1.
Вместе с тем истоки герменевтики просматриваются еще в античности и связаны с
Аллегорической интерпретацией мифов, а в философии – с трактатом Аристотеля «Об
Истолковании» («Peri hermeneias»). Термин «hermeneutike» употреблял и Платон. В ряде
Случаев (в частности, в «Тимее») платоновское употребление этого слова близко к грече-
Скому «mantike» – искусству предсказания; здесь пророк как толкователь специфического
сверхразумного смысла назван герменевтом. В «Ионе» герменевтом – интерпретатором –
Интерпретатором посланий богов – называется поэт. Задача посредничества стоит на пе-
реднем плане и в философском употреблении слова «герменевтика», примыкающем к
Греческому «hermeneia».
Герменевтика получила мощный импульс развития уже в трудах Аврелия Авгу-
Стина, обратившегося к ней как к системе правил нахождения подлинного смысла Еван-
Гелия. Позже интерес к этой проблеме возродился в недрах протестанской теологии, раз-
Рабатывавшей герменевтику как искусство истинной интерпретации Нового завета в по-
Лемике с католиками-богословами. Огромный вклад в развитие герменевтического на-
Правления внесли: В. Гумбольт, высказавший идею зависимости мышления, речи, языко-
Вого сознания, национального характера народа от языка; Шлейермахер, считавший, что
Понять автора и его труд можно лучше, чем он сам понимал себя и свое творение; Диль-
Тей, поставивший проблему герменевтики как общую методологическую проблему всех
Гуманитарных наук («наук о духе») и относивший метод понимания к приемам непо-
Средственного постижения духовной ценности (внутренний мир человека, культура
Прошлого), а впоследствии к способам постижения любых жизненных проявлений. Об-